Беседка «Башенка Шехерезады» открылась после ремонта в Музее-усадьбе Репина

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты» — филиал Музея Академии художеств — отметил 188‑й день рождения художника открытием после реставрации беседки «Башенка Шехерезады». Деревянная постройка спроектирована самим Репиным в честь своей музы, писательницы Натальи Нордман-Северовой, и названа именем средневековой сказочной царевны.

Беседка «Башенка Шехерезады» открылась после ремонта в Музее-усадьбе Репина | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В 1899 году Репин приобрел для любимой женщины усадьбу «Пенаты», а затем постепенно расширял главный дом и благоустраивал небольшой парк. «Башенка Шехерезады» на Чугуевой горе, самой высокой точке парка, была построена в 1912‑м. 20 июля того же года сделана хорошо известная теперь фотография «Репин и Нордман с гостями на ступеньках беседки в день именин художника». Приезжавшие в усадьбу на знаменитые репинские среды обязательно поднимались на верхний ярус беседки, откуда открывался красивый вид на Финский залив. Во время Великой Отечественной войны беседка сгорела, как и все другие усадебные постройки.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Александр Горшков, главный архитектор Музея Академии художеств, беседка была восстановлена в 1962 году. Но уже через десять лет ей потребовался ремонт, потом еще… В 2002 году «Шехерезаду» признали аварийной. В прошлом году началась реставрация: башенку, в полном соответствии с проектом, пришлось полностью разобрать, и только тогда выяснилось, что многие деревянные конструкции сгнили. Вероятно, в советское время применялась низкосортная древесина. Сейчас использована лиственница, которая хорошо переносит влажный петербургский климат.

Что касается подбора колеров для окраски беседки, то от первоначальной постройки сохранились только черно-белые фотографии, которые дают представление о тоновых соотношениях. К тому же беседка, как рассказал Горшков, многократно перекрашивалась: «В проекте было предложено несколько вариантов окраски, из которых совместно с КГИОП были выбраны наиболее распространенные в начале ХХ века пигменты — охра, терракота, белила и лазоревая краска».

Подниматься на башенку можно будет только в составе экскурсионных групп, по 5 – 7 человек, и только в хорошую погоду. Оно и понятно: «Шехерезада» скромна по размерам — гостей у Репина было гораздо меньше, чем сейчас туристов, — и лестницы крутые, под 80 градусов. Чтобы было легче пониматься и спускаться, Илья Ефимович придумал специальную конструкцию — «гусиные лапки», или «утиный шаг». Ступени попеременно имеют вырез то с левой, то с правой стороны, и действительно удобно. На верхней площадке башенки при Репине была подзорная труба. Сейчас в ней нет необходимости: высокие деревья закрывают вид на залив.

Фундамент беседки потребовал ремонта с усилением гидроизоляции. Как и фундамент лестницы, ведущей к «Шехерезаде». Но булыжники, из которых выложены ступени, — подлинные. По ним ходил Илья Репин. Общая высота башни — более десяти метров. Плюс высота горы — около восьми метров.

Как сообщил нашей газете Алексей Мудров, директор Музея Академии художеств, реставрация потребовала 10 млн рублей, они сложились из средств, заработанных музеем, и меценатской поддержки. Завершение реставрации «Шехерезады» — часть работ по приведению в должный вид парковых объектов. В 2022 году отремонтированы пять мостов, парк почищен от самосева, укреплены дорожки. Впереди реставрация беседки «Храм Осириса и Исиды» и артезианского колодца «Посейдон», их покажут публике на открытии летнего сезона 2023 года. Проект реставрации усадебного дома готов, он прошел госэкспертизу. В планах музея начать работы в 2024 году, к 180‑летию художника. Процесс не быстрый, он пойдет этапами, «Пенаты» не будут полностью закрываться для публики.

На церемонии открытия беседки Алексей Михайлов, заместитель председателя КГИОП, напомнил, что «Пенаты», как часть Петербурга, входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Малоизвестно, что в 2014 году, когда приезжали международные эксперты, они засомневались в ценности репинской усадьбы, воссозданной с нуля. Но их удалось убедить в важности этого места для русской культуры.

Перед тем как покинуть гостеприимные «Пенаты», спрашиваю Елену Гладкову, заведующую музеем-усадьбой, о посещаемости и новых поступлениях. Она отвечает, что в 2021 году в гости к Репину приезжали 35 тысяч человек, в этом будет побольше. Недавно во время работ в парке нашли гранитный утюг с железной ручкой. Он может долго хранить тепло: в репинские времена использовался для тщательной глажки. Присмотреться к «культурному слою» посоветовали коллеги-музейщики из усадьбы Репина «Здравнево», которая находится в Белоруссии.


#реставрация #музей-усадьба #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (7228) от 09.08.2022 под заголовком «Шехерезада вернулась».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?