Привычка беспокоиться. Стартует 69-й Берлинский кинофестиваль
Сегодня открывается Берлинский кинофестиваль. Он был организован в 1951 году при поддержке «союзников» - Франции, Англии и США в окруженном тогда стеной Западном Берлине. Но всегда отличался тем, что был ориентирован на «продвинутую» публику мирового мегаполиса, на ее приоритеты в авторском и интеллектуальном кино, особенно - в «социально беспокойном»

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»
На фестивале, как правило, демонстрируется около 400 фильмов из более чем полусотни стран, и посещают его порядка 300 тысяч зрителей. Притом что билеты на показы вовсе не дешевые, очереди, разбросанные по городу, стоят довольно внушительные. Да что стоят - люди приходят со своими матрасиками, на которых поутру занимаются, скажем, йогой, и спокойно ложатся в очередь. Любопытно, что такие крайние формы принимает ожидание билетов на программу «Классика», на сеансах которой можно насладиться созерцанием отреставрированных черно-белых загадочных шедевров.
В этом году фестиваль пройдет в 69-й раз. Международное жюри возглавит Жюльет Бинош, неоспоримая звезда европейского кино. Среди ее работ - ставшие классикой «Любовники с Понт-Нёф» Лео Каракса, «Невыносимая легкость бытия» Филиппа Кауфмана, «Три цвета: Синий» Кшиштофа Кесьлевского. Именно ей и «ее» жюри предстоит распределять медведей.
Откроет фестиваль фильм датчанки Лоне Шерфинг, ставшей известной благодаря картине «Итальянский для начинающих», получившей приз здесь же, в Берлине, в 2001 году. Лента «Доброта незнакомцев» (название говорит само за себя) рассказывает историю женщины с двумя детьми, которая попадает в «городские джунгли» Нью-Йорка. Путешествие, которое она представляет детям как веселую прогулку, оказывается бегством от насилия со стороны мужа и отца. Машина ломается, они остаются без денег, но, оказывается, в «джунглях» живут вообще-то не только хищники, но и нормальные люди, которым не чуждо сострадание и доброта.
Кроме собственно сидения в темных залах организаторы формируют ряд дискуссий, семинаров, «круглых столов», часть которых может выходить далеко за рамки чисто кинематографических тем. Это естественная составляющая Берлинале - беспокоиться. Находясь в центре Европы, он чутко реагирует на социально-политические и геополитические проблемы, в которых предлагает разобраться участникам и проанализировать их. Иногда языком кино. Впрочем, судя по программе фестиваля, на этот раз большее внимание уделяется «микрокосмосу» - проблемам личным, частным, семейным, что вовсе не мешает делать из них выводы геополитического масштаба.
Дитер Косслик, художественный руководитель фестиваля, ведет это блистательное предприятие в последний раз. Он заступил на пост в 2001 году, привнес во все начинания свой мягкий юмор, создал фестивальные программы для детей и подростков, сказав когда-то, что «должны найтись среди взрослых смельчаки, которые не побоятся оторвать крошек от их гаджетов». Также среди его принципиальных достижений - создание платформы «Общежитие талантов», в рамках которой молодежь представляет проекты и получает финансирование.
Российское кино будет представлено в программе «Панорама» - фильмом Александра Горчилина «Кислота» и в «Форуме» радикального кино - картиной Александра Золотухина «Мальчик русский», о чем «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6375) от 07.02.2019 под заголовком «Берлинале: привычка беспокоиться».
Материалы рубрики
«Твист» в лесу. В Норвегии открылся необычный музей
Секретное оружие РИСИ. В Петербурге отметили 30-летие актерско-режиссерской мастерской Фильштинского
Черные ноты на белой бумаге. Пианист Петр Андершевский - о том, как рождается звук
В Петербурге терминологию уличного искусства собрали в одной книге
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии