Только на сайте

Сказка о «потерянном» поколении. Рецензия на фильм «Кислота»

В российском прокате — картина, получившая в этом году приз фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют. О силе маркетинга и человеческих слабостях — в нашем материале.

Сказка о «потерянном» поколении. Рецензия на фильм «Кислота» | Фото: предоставлено кинокомпанией ПРОВЗГЛЯД

Фото: предоставлено кинокомпанией ПРОВЗГЛЯД

Саша (Филипп Авдеев) и Петя (Александр Кузнецов) живут в современной техно-Москве: громкие вечеринки, колесо нестабильных отношений с окружающими и собой. Однажды с их другом (Петр Скворцов) происходит событие, которое заставляет молодых людей по-новому взглянуть на себя.

Давно среди российских кинопремьер не попадался фильм, претендующий на столь громкое высказывание о современной молодежи, причем сделанное ей самой. Как правило, в новейшей истории нашего кино эта тема сводилась российскими режиссерами либо к наблюдению за детьми школьного возраста («Географ глобус пропил», «Хороший мальчик», «14+»), либо к излишней маргинализации деятельности подростков («Класс коррекции», сериал «Школа», «Все умрут, а я останусь»)

Поэтому неудивительно, что московская премьера фильма «Кислота» вызвала неподдельный интерес даже со стороны звезд шоу-бизнеса: Светланы Лободы, Николая Баскова или Аллы Пугачевой. Об этом с гордостью сообщал режиссер картины Александр Горчилин в многочисленных интервью.

История первого фильма молодого режиссера сложилась невероятно удачно: финансовая поддержка от Минкульта, грамотный промо-подход со стороны прокатчиков. Эту кампанию стоит заносить в учебники по пиару — если кто-то входил в целевую аудиторию фильма, то он точно узнавал об этом из всех возможных каналов информации: радио, соцсети, телевидение, печатные издания. Полный зал петербургской «Авроры» лишний раз подчеркивал, что команде фильма удалось привлечь к себе внимание. Что оказалось в итоге? Если перевести на язык метафор, то внутри этого прекрасного сосуда — действительно кислота. Только не соляная, а максимум угольная.

Как могло показаться с первого взгляда, фильм мог быть про разрушающую силу наркотиков. Однако «кислота» в этом виде проявляется в первые и лучшие 10 минут картины, после чего ее пространство заполняет кислота внутренняя и настоящая химическая. Неосознанно «рифмуясь» с «Теснотой» Кантемира Балагова, главные герои фильма тоже пытаются найти себя в максимально камерных условиях, в продуманном окружении. За счет того, что действие «Кислоты» вместо 90-х перенесено в наше время, зритель невольно ожидает каких-то примет эпохи, но дальше «загробной» техно-вечеринки пространство не расширяется.

Это можно принять и за плюс, потому что на первый план в таком случае выходят человеческие истории. Но какие? Главный герой, воспитанный в «женской» семье (судя по всему, alter ego режиссера, сообщившего об этом в интервью), не по годам смышленая школьница с «шурыгинским» подтекстом, прямолинейный парень из «трудной» семьи. Других типажей для нас в этом «Курьере» нет. Конечно, есть две поставленные постельные сцены, но кого этим удивить после «Деток» Ларри Кларка: это не ответ, скорее стилизация.

Основная сила этого мира балконов Садового кольца в том, что за ним интересно наблюдать (заслуга оператора Ксении Середы). Другой вопрос: за кем мы следим в этом террариуме взрослых и детей? Драматическая до комедии роль Александры Ребенок, уорхолловский антигерой Саввы Савельева и высококлассная Роза Хайруллина в роли обязательной бабушки. Иронично получается, что в этом портрете и «манифесте» поколения (который то упоминается на промо-материалах, то отвергается в интервью), само поколение выглядит слабее всех и уступает взрослым. Его и не хочется называть так, если оно показано через неровный срез жителей определенной локации большого города.

В «Кислоте» действительно растворено хорошее кино. Прямолинейность дебютной работы подкреплена хорошей сюжетной аркой с кислотой в купели под финал, который можно было и не завершать, оставив его открытым. Допустим, это «диагноз» – автор на него имеет право. Но избыточность добавления «кислоты» в «воду» сценария не всегда дает положительные результаты. От первоначальной задумки может вообще ничего не остаться, да и исследователь может обжечься. С дебютом!

#кино #рецензия #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.