Только на сайте

Сказка о «потерянном» поколении. Рецензия на фильм «Кислота»

В российском прокате — картина, получившая в этом году приз фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют. О силе маркетинга и человеческих слабостях — в нашем материале.

Сказка о «потерянном» поколении. Рецензия на фильм «Кислота» | Фото: предоставлено кинокомпанией ПРОВЗГЛЯД

Фото: предоставлено кинокомпанией ПРОВЗГЛЯД

Саша (Филипп Авдеев) и Петя (Александр Кузнецов) живут в современной техно-Москве: громкие вечеринки, колесо нестабильных отношений с окружающими и собой. Однажды с их другом (Петр Скворцов) происходит событие, которое заставляет молодых людей по-новому взглянуть на себя.

Давно среди российских кинопремьер не попадался фильм, претендующий на столь громкое высказывание о современной молодежи, причем сделанное ей самой. Как правило, в новейшей истории нашего кино эта тема сводилась российскими режиссерами либо к наблюдению за детьми школьного возраста («Географ глобус пропил», «Хороший мальчик», «14+»), либо к излишней маргинализации деятельности подростков («Класс коррекции», сериал «Школа», «Все умрут, а я останусь»)

Поэтому неудивительно, что московская премьера фильма «Кислота» вызвала неподдельный интерес даже со стороны звезд шоу-бизнеса: Светланы Лободы, Николая Баскова или Аллы Пугачевой. Об этом с гордостью сообщал режиссер картины Александр Горчилин в многочисленных интервью.

История первого фильма молодого режиссера сложилась невероятно удачно: финансовая поддержка от Минкульта, грамотный промо-подход со стороны прокатчиков. Эту кампанию стоит заносить в учебники по пиару — если кто-то входил в целевую аудиторию фильма, то он точно узнавал об этом из всех возможных каналов информации: радио, соцсети, телевидение, печатные издания. Полный зал петербургской «Авроры» лишний раз подчеркивал, что команде фильма удалось привлечь к себе внимание. Что оказалось в итоге? Если перевести на язык метафор, то внутри этого прекрасного сосуда — действительно кислота. Только не соляная, а максимум угольная.

Как могло показаться с первого взгляда, фильм мог быть про разрушающую силу наркотиков. Однако «кислота» в этом виде проявляется в первые и лучшие 10 минут картины, после чего ее пространство заполняет кислота внутренняя и настоящая химическая. Неосознанно «рифмуясь» с «Теснотой» Кантемира Балагова, главные герои фильма тоже пытаются найти себя в максимально камерных условиях, в продуманном окружении. За счет того, что действие «Кислоты» вместо 90-х перенесено в наше время, зритель невольно ожидает каких-то примет эпохи, но дальше «загробной» техно-вечеринки пространство не расширяется.

Это можно принять и за плюс, потому что на первый план в таком случае выходят человеческие истории. Но какие? Главный герой, воспитанный в «женской» семье (судя по всему, alter ego режиссера, сообщившего об этом в интервью), не по годам смышленая школьница с «шурыгинским» подтекстом, прямолинейный парень из «трудной» семьи. Других типажей для нас в этом «Курьере» нет. Конечно, есть две поставленные постельные сцены, но кого этим удивить после «Деток» Ларри Кларка: это не ответ, скорее стилизация.

Основная сила этого мира балконов Садового кольца в том, что за ним интересно наблюдать (заслуга оператора Ксении Середы). Другой вопрос: за кем мы следим в этом террариуме взрослых и детей? Драматическая до комедии роль Александры Ребенок, уорхолловский антигерой Саввы Савельева и высококлассная Роза Хайруллина в роли обязательной бабушки. Иронично получается, что в этом портрете и «манифесте» поколения (который то упоминается на промо-материалах, то отвергается в интервью), само поколение выглядит слабее всех и уступает взрослым. Его и не хочется называть так, если оно показано через неровный срез жителей определенной локации большого города.

В «Кислоте» действительно растворено хорошее кино. Прямолинейность дебютной работы подкреплена хорошей сюжетной аркой с кислотой в купели под финал, который можно было и не завершать, оставив его открытым. Допустим, это «диагноз» – автор на него имеет право. Но избыточность добавления «кислоты» в «воду» сценария не всегда дает положительные результаты. От первоначальной задумки может вообще ничего не остаться, да и исследователь может обжечься. С дебютом!

#кино #рецензия #премьера

Комментарии