Жизнь с приложением. Пользователей смартфонов и мобильного Интернета становится все больше

С каждым годом пользователей смартфонов и мобильного Интернета становится больше. Количество установок мобильных приложений и спрос на них тоже растут, поэтому этот рынок считается одним из самых перспективных.

Жизнь с приложением. Пользователей смартфонов и мобильного Интернета становится все больше | ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

Мобильности все возрасты покорны

Еще пятнадцать лет назад владельцы сотовых телефонов не знали, что такое мобильное приложение. А сегодня среднее время, проведенное пользователями в приложениях, доходит до пяти часов в день.

Даже не разбирающиеся в тонкостях «чайники» без проблем скачивают на свои гаджеты специально разработанные программы, которые помогают им общаться, делать покупки в интернет-магазинах, бронировать билеты на самолет и номера в отелях, учиться и вести бизнес.

Вместо бумажных карт мы пользуемся картографическими навигационными системами. Благодаря приложениям аэропортов в режиме реального времени следим за изменением статуса рейса и перемещением самолетов в небе. А начавшееся в 2020 году активное продвижение финансовых программ в виде мобильных банков, электронных кошельков и платежей окончательно отучило нас от наличных денег.

В списке наиболее востребованных приложений социальные сети, электронная почта, навигационные карты, мессенджеры, просмотр видео. Кроме того, в нынешних условиях особенно востребованы маркетплейсы, продающие услуги и товары (в том числе бывшие в употреблении), и купонаторы — приложения, собирающие информацию о проводимых акциях, распродажах и скидках в магазинах, кафе и развлекательных учреждениях.

В моде виртуальные лайф-стайл-­помощники для поддержания здоровья, в том числе психического, — мониторы сердечного ритма и стресса, сервисы быстрой психологической помощи при тревоге. Например, при панической атаке сервис предлагает простую игру на счет, где пользователь концент­рируется на элементарных арифметических действиях.

Активно набирает обороты ниша платформ для стриминга (онлайн-трансляций), особенно в узких отраслях. Спрос на эти приложения большой, а вот качественных отечественных разработок очень мало.

Несмотря на то что гейм-ин­дустрия в прошлом году серьезно просела, сегмент мобильных игр по‑прежнему остается востребованной и прибыльной частью рынка. При этом эксперты заметили, что сейчас в России монетизация лучше всего идет через внутри­игровую валюту, энергию, усилители или предметы.

И, конечно, сегодня уже никуда не деться от чат-ботов, которые стали стандартом обслуживания клиентов. Петербуржцам на сегодняшний день помогают 25 чат-ботов, разработанных специалистами Петербургского информационно-аналитического центра. Особой популярностью пользуются чат-боты МФЦ и службы «122».

Необходимые ограничения

Общая экономическая ситуация в стране и многочисленные санкции наносят отечественному рынку мобильных приложений серьезный урон. Были введены ограничения на использование популярных соцсетей и банковских карт. С весны 2022 года ограничен функционал основных магазинов приложений.

А с 1 марта 2023 года, после вступления в силу поправок к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обновился опуб­ликованный на сайте Роскомнадзора список иностранных сервисов, которыми запрещается пользоваться российским организациям, оказывающим финансовые и государственные услуги (при передаче платежных документов и персональных данных). В этом списке уже практически все популярные и привычные пользователям иностранные ресурсы.

Основные критерии для того, чтобы признать мессенджер иностранным, — возможность передавать сообщения конкретному пользователю, а также сведения о том, что программой владеет иностранное лицо.

Адаптируясь к новым реалиям, российские специалисты оперативно создают отечественные приложения. Уже работают три довольно крупных отечественных магазина приложений для смартфонов на базе операционной системы Android. У всех этих проектов пока есть существенные недостатки, которые не нравятся пользователям, но все впереди. Во всяком случае в этих магазинах уже тысячи приложений.

Минцифры РФ периодически публикует перечень мобильных приложений, которые должны обязательно размещаться на российских ресурсах. В этом списке «Госуслуги», «Мои чеки онлайн», «Мой налог», «Работа в России», «Парковки России» и другие.

Кроме того, ресурсы ведомства подсказывает российским пользователям смартфонов, какие приложения отечественного производства могут заменить зарубежные. В этих рекомендациях есть информация об отечественных соцсетях и соцсетях для деловых контактов, мессенджерах с возможностью ведения каналов и проведения видеоконференций и безопасном мессенджере для корпораций и государственных организаций.

Справедливости ради стоит отметить, что многие отечественные разработки еще очень сырые и не всегда удачные. Но в перспективе все должно измениться к лучшему. Например, в сфере бронирования отелей, а также бронирования квартир и апартаментов российские приложения уже более-менее достойно заменили иностранных монополистов, ранее буквально доминировавших на рынке.

Бюджет без накладок

Накладки, которые проявляются в отечественных приложениях, прежде всего вызваны дефицитом времени и финансов. Ориентировочное время разработки приложения в зависимости от его сложности и качества — от трех месяцев до полугода. На стоимость разработки влияют в том числе функционал и дизайн. Простые приложения (брошюры, карты, GPS-трекеры) ограничены базовыми функциями и шаблонным пользовательским интерфейсом. Приложения средней сложности — это социальные сети, редакторы фото- и видеоконтента, фитнес-трекеры.

Кроме того, создать полноценное современное приложение невозможно без использования новых технологий: искусственного интеллекта, машинного обучения, виртуальной и дополненной реальности. Например, сегодня в моде приложения, в которых можно взаимодействовать с нейросетью. Еще одна из актуальных инноваций — технология маяков (beacon-система), которую можно эффективно использовать, к примеру, в ретейле. Когда человек проходит мимо маяка, установленного в магазине, на его устройство через Bluetooth поступает уведомление о распродаже или специальном предложении на товары. Маяки также отслеживают поведение покупателей в магазинах.

Стоимость разработки простого приложения — от полутора до трех миллионов рублей, сложного — от пяти миллионов рублей и выше. Минимальный бюджет на разработку игрового приложения с учетом маркетинга составляет не менее семи миллионов рублей. Бюджет, необходимый для создания приложений для маркетплейсов и стрима, начинается с десяти миллионов рублей.

По данным проекта «Рейтинг Рунета», сегодня в России действует не менее пятисот компаний, создающих приложения на заказ. В штате среднестатистического разработчика от 8 до 15 специалистов, которые ежегодно создают четыре приложения для мобильных устройств. Средний бюджет на создание приложений в России зафиксирован на отметке 610 751 рубль. Средний ценник агентств из России для приложений на iOS — 626 934 рубля, на Android — 593 305 рублей.

В прошлом году были подведены итоги всероссийского конкурса сайтов и приложений «Рейтинг Рунета-2022». На церемонии были названы победители 40 номинаций, 11 из которых были посвящены мобильным приложениям. В списке победителей приложения для банков, ретейлеров, мобильных операторов и видеоплатформ.

Остается добавить, что в 2022 году на мировом рынке количество установок игровых приложений по сравнению с прошлым годом увеличилось на 8 % — до рекордных 90 млрд скачиваний. Коли­чество загрузок неигровых приложений за отчетный период выросло на 13 % и составило 165 млрд скачиваний. В прошлом году глобальные расходы на мобильные игры сократились на 5 %.

Объем совершенных покупок в неигровых приложениях, наоборот, вырос на 6 %. Рост был во многом обеспечен за счет платных подписок и покупок в приложениях для потоковой передачи контента, а также сервисах знакомств и сервисах коротких видео.

По прогнозам экспертов, в 2023 году глобальный рынок мобильных приложений столк­нется с трудностями, в том числе из‑за новых правил по обеспечению конфиденциальности, которые обеспечат дополнительную нагрузку на разработчиков, и непростой экономической ситуации в мире.

#смартфоны #интернет #приложения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7374) от 15.03.2023 под заголовком «Жизнь с приложением».


Комментарии