«Жертвам безвинным, сердцам милосердным». Эхо трагедии в Армении

Тридцать лет назад, 7 декабря 1988 года, в Армении случилась страшная беда: сильнейшее землетрясение за полминуты разрушило почти всю северную часть республики, охватив территорию, где жили больше миллиона человек. До основания был разрушен город Спитак и 58 сел, серьезно пострадали Ленинакан, Степанаван, Кировакан и еще более трехсот населенных пунктов...

«Жертвам безвинным, сердцам милосердным». Эхо трагедии в Армении | Спитак. ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Спитак. ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Эхо этой катастрофы отозвалось во всех республиках Советского Союза. «Армения - наша общая боль», «Беда Армении - горе общее», «По законам милосердия» - гласили заголовки газет. Первыми на разборку руин и завалов пришли добровольцы и военные. Из Москвы в Армению была оперативно отправлена бригада из 98 высококвалифицированных медиков и военно-полевых хирургов. Прибыли 450 горноспасателей. За несколько дней в республике было развернуто 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь.

Ленинградцы в числе первых пришли на помощь. Уже через несколько дней после трагедии в Ереван из северной столицы прибыл Ту-154, на борту которого были десятки врачей и других специалистов, четыре тонны медикаментов и теплая одежда.

Была создана специальная рабочая комиссия исполкома Ленсовета, которая регулировала огромный поток предложений горожан, желавших помочь братскому народу. Из Ленинграда в Армению срочно отправили строительную технику, вагончики, щитовые домики, печки-буржуйки. А еще - сотни литров донорской крови, тонны продуктов... Объединение «Светлана» продлило рабочую неделю, чтобы перечислить дополнительный дневной заработок в фонд пострадавшим от землетрясения. И это не единственный подобный пример.

Во Дворце культуры имени Ленсовета, в Доме санитарного просвещения, в других местах разместились пункты сбора гуманитарной помощи. Люди шли нескончаемым потоком - несли одеяла, теплую одежду, детские вещи.

«Главленинградстрой» сформировал строительно-монтажный поезд для работы в Ленинакане. Формировались отряды добровольцев, которые отправлялись в район стихийного бедствия, в них в первую очередь брали медиков, строителей, механизаторов. А некоторые ленинградцы отправлялись сами на свой страх и риск.

Алексею Аношину, альпинисту-спасателю, было тогда двадцать шесть лет, он руководил подростковым клубом туристов Куйбышевского района. Как узнал о беде - сразу решил ехать в Армению. Ереванский аэропорт был переполнен, не принимал рейсы, пришлось лететь до Тбилиси, а уже оттуда напрямую - в Спитак.

- Там я присоединился к группе альпинистов, и мы отправились в одно из ближайших сел: оно было совершенно разрушено, жители пытались вытаскивать друг друга из-под руин и гибли сами, - вспоминает Аношин. - От пятиэтажной школы осталась груда развалин. Из 988 детей удалось откопать только триста человек, но живыми из них оказались немногие. На помощь пришли французы с приборами направленного прослушивания и поисковыми собаками. Одна из них указала место, где под плитой был погребен целый класс...

В числе первых репортеров, побывавших на месте трагедии, был наш коллега - спецкор «Ленинградской правды» Юрий Трефилов. «С группой украинских спасателей выезжаю в Ленинакан, - сообщал Юрий Иванович. - В пострадавшие города и поселки идут нескончаемые караваны машин. Наш автобус обгоняет колонну тягачей, везущих подъемные краны, бульдозеры, экскаваторы... Но грузоподъемной техники явно не хватает. И люди подручными средствами пытаются разгребать, растаскивать железобетонные конструкции. Буквально выкапывают заживо погребенных людей».

В те дни в Ленинград из Армении прибывали десятки беженцев. Часть размещали в пансионатах и санаториях, многих приютили ленинградцы в своих квартирах...

Благодарная Армения помнит помощь, которую ей оказала страна. Спустя двадцать лет, в декабре 2008 года, в центре Гюмри был воздвигнут памятник «Жертвам безвинным, сердцам милосердным». А ныне здравствующему Николаю Ивановичу Рыжкову, который в декабре 1988-го, будучи председателем Совета министров СССР, возглавлял комиссию по ликвидации последствий стихийного бедствия, присвоено звание «Национальный герой Армении». И даже поставлен памятник при жизни - в Спитаке. А в Гюмри, бывшем Ленинакане, есть улица, названная в его честь.

#Армения #трагедия #землетрясение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6338) от 07.12.2018 под заголовком «Жертвам безвинным, сердцам милосердным».


Комментарии