Паровоз упал в Неву. Катастрофа на Ириновской железной дороге

«Среди густых облаков дыма и паров паровоз полетел с берега в Неву и зарылся передними колесами, да так и застрял с приподнятыми задними колесами. Над ним нахлобучился передний вагон, частью вися на воздухе. Задние вагоны остановились, наскочив друг на друга» — так «Петербургская газета» описывала случившуюся 15 июля 1911 года катастрофу на Ириновской железной дороге, соединявшей Охту с деревнями Борисова Грива и Шереметьевка.

Паровоз упал в Неву. Катастрофа на Ириновской железной дороге | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Престольный праздник Ильинской церкви на Пороховых всегда привлекал много публики. Возвращались богомольцы поездами узкоколейной Ириновской дороги. Поскольку пассажирских вагонов в тот день не хватало, то к поездам цепляли обычные платформы, на которые ставили скамьи. А вот собственных тормозов у этих платформ не было…

Таким был и злополучный поезд, отправившийся в три часа пополудни с Пороховых в сторону станции Нева — конечного пункта, располагавшегося некогда там, где ныне стоит дом № 62 по Свердловской набережной. Паровоз № 4 (имевший, впрочем, и собственное имя — «Сергей») вез в город два пассажирских вагона и восемь платформ. Всего около 400 человек.

Непосредственно перед конечной станцией дорога имела довольно крутой уклон. «Я вместе со ­своей женой ехал в одном из передних вагонов, — рассказывал репортеру купец Таисов. — Не доезжая нескольких саженей до остановки поезда, мы вдруг к своему ужасу заметили, что поезд не замедляет ход. Чувствуя, что случилось неладное, я сообщил об этом жене и, посоветовавшись с ней, начал пробираться к выходу. Сделать это было очень трудно благодаря тому, что вагон был переполнен пассажирами…»

Как сообщил потом журналис­там управляющий дороги Юргенсон, замедлять ход машинисты начали слишком поздно. Не имевшие тормозов вагоны толкали паровоз, не давая ему остановиться. В результате поезд проскочил станцию, снес чугунную преграду, которая лишь слегка замедлила его ход, затем пробил деревянное ограждение набережной и упал в Неву. К счас­тью, машинист успел спустить пар, иначе взрыв котла был бы неминуем.

Когда стало понятно, что состав не сбавляет ход, среди пассажиров началась паника. «С женщинами делались истерики и обмороки. Дети плакали навзрыд. Некоторые мужчины так озверели, что набрасывались на женщин и детей и, не понимая, что делают, душили их, желая пробраться к выходам из вагонов», — сообщал газетный репортер. В возникшей давке только чудом никто не только не погиб, но даже не получил серьезных травм. На месте катастрофы «всюду валялись шапки, трости, различные узелки и свертки, брошенные злополучными пассажирами во время бегства из поезда в паническом страхе».

Надо сказать, что администрация дороги показала себя в сложившихся обстоятельствах не с лучшей стороны. На станции Нева не нашлось фельдшера, и за таковым пришлось срочно посылать на Финляндский вокзал. А борьбу с паникой пришлось взять на себя сохранившим спокойствие свидетелям аварии. Неизвестный офицер связался по телефону с градоначальником, а студент Кранифельд вместе с городовыми уговаривал разойтись собравшихся зевак.

Случился и казус. Надворный советник Александров так громко выражал «свое неудовольствие», что пассажиры приняли его за железнодорожное начальство, окружили и чуть в него не вцепились. С трудом им объяснили, что господин Александров не имеет к случившемуся никакого отношения…

Вскоре прибыли значительные силы полиции, место катастрофы оцепили. К вечеру под паровоз подвели домкраты и извлекли из Невы. Уже на следующий день о случившемся напоминали лишь временные щиты в ограде набережной напоминали о случившемся.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#поезд #история #трагедия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7266) от 30.09.2022 под заголовком «Паровоз упал в Неву».


Комментарии