Паровоз упал в Неву. Катастрофа на Ириновской железной дороге
«Среди густых облаков дыма и паров паровоз полетел с берега в Неву и зарылся передними колесами, да так и застрял с приподнятыми задними колесами. Над ним нахлобучился передний вагон, частью вися на воздухе. Задние вагоны остановились, наскочив друг на друга» — так «Петербургская газета» описывала случившуюся 15 июля 1911 года катастрофу на Ириновской железной дороге, соединявшей Охту с деревнями Борисова Грива и Шереметьевка.
ФОТО Unsplash
Престольный праздник Ильинской церкви на Пороховых всегда привлекал много публики. Возвращались богомольцы поездами узкоколейной Ириновской дороги. Поскольку пассажирских вагонов в тот день не хватало, то к поездам цепляли обычные платформы, на которые ставили скамьи. А вот собственных тормозов у этих платформ не было…
Таким был и злополучный поезд, отправившийся в три часа пополудни с Пороховых в сторону станции Нева — конечного пункта, располагавшегося некогда там, где ныне стоит дом № 62 по Свердловской набережной. Паровоз № 4 (имевший, впрочем, и собственное имя — «Сергей») вез в город два пассажирских вагона и восемь платформ. Всего около 400 человек.
Непосредственно перед конечной станцией дорога имела довольно крутой уклон. «Я вместе со своей женой ехал в одном из передних вагонов, — рассказывал репортеру купец Таисов. — Не доезжая нескольких саженей до остановки поезда, мы вдруг к своему ужасу заметили, что поезд не замедляет ход. Чувствуя, что случилось неладное, я сообщил об этом жене и, посоветовавшись с ней, начал пробираться к выходу. Сделать это было очень трудно благодаря тому, что вагон был переполнен пассажирами…»
Как сообщил потом журналистам управляющий дороги Юргенсон, замедлять ход машинисты начали слишком поздно. Не имевшие тормозов вагоны толкали паровоз, не давая ему остановиться. В результате поезд проскочил станцию, снес чугунную преграду, которая лишь слегка замедлила его ход, затем пробил деревянное ограждение набережной и упал в Неву. К счастью, машинист успел спустить пар, иначе взрыв котла был бы неминуем.
Когда стало понятно, что состав не сбавляет ход, среди пассажиров началась паника. «С женщинами делались истерики и обмороки. Дети плакали навзрыд. Некоторые мужчины так озверели, что набрасывались на женщин и детей и, не понимая, что делают, душили их, желая пробраться к выходам из вагонов», — сообщал газетный репортер. В возникшей давке только чудом никто не только не погиб, но даже не получил серьезных травм. На месте катастрофы «всюду валялись шапки, трости, различные узелки и свертки, брошенные злополучными пассажирами во время бегства из поезда в паническом страхе».
Надо сказать, что администрация дороги показала себя в сложившихся обстоятельствах не с лучшей стороны. На станции Нева не нашлось фельдшера, и за таковым пришлось срочно посылать на Финляндский вокзал. А борьбу с паникой пришлось взять на себя сохранившим спокойствие свидетелям аварии. Неизвестный офицер связался по телефону с градоначальником, а студент Кранифельд вместе с городовыми уговаривал разойтись собравшихся зевак.
Случился и казус. Надворный советник Александров так громко выражал «свое неудовольствие», что пассажиры приняли его за железнодорожное начальство, окружили и чуть в него не вцепились. С трудом им объяснили, что господин Александров не имеет к случившемуся никакого отношения…
Вскоре прибыли значительные силы полиции, место катастрофы оцепили. К вечеру под паровоз подвели домкраты и извлекли из Невы. Уже на следующий день о случившемся напоминали лишь временные щиты в ограде набережной напоминали о случившемся.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7266) от 30.09.2022 под заголовком «Паровоз упал в Неву».
Комментарии