«Капитан Соколов» поплывет ловить рыбу в Атлантику

Петербургские корабелы обновляют рыбопромысловый флот России, получая масштабные заказы. Вот и головной траулер-процессор проекта 170701 «Капитан Соколов», к строительству которого приступила «Северная верфь», по ряду параметров не имеет аналогов в мире. В ближайшие годы шесть таких плавучих заводов получат мурманские рыбаки. Каждый из них сможет перерабатывать в море ежесуточно 100 тонн выловленной в северных водах трески и пикши.

«Капитан Соколов» поплывет ловить рыбу в Атлантику | ФОТО Игоря Буймистрова/ТАСС

ФОТО Игоря Буймистрова/ТАСС

Заказчик инновационных траулеров, «Норебо Холдинг», входит в тройку крупнейших рыбодобывающих предприятий России. Эта мурманская компания имеет 45 судов, работающих в промысловых водах Атлантики и Тихого океана, многие из которых давно уже пора модернизировать, а то и вовсе списать. Замахнувшись на амбициозный проект (объем инвестиций превышает 21 млрд рублей), северяне хотели разместить заказ на норвежских верфях, поскольку никто в России ничего подобного раньше не делал.

«Первый такой траулер мы планировали получить в 2022 году, - говорит руководитель компании Виталий Орлов. - Но решили ускорить этот процесс, а изучив возможности российских судостроительных предприятий и механизмы господдержки, остановили свой выбор на «Северной верфи» - она обещает завершить работу через два года. Не сомневаюсь, что петербуржцы спустят траулер на воду в срок, доказав, что могут строить суда не хуже, а может, и лучше, чем за рубежом».

«Капитан Соколов» станет вести лов рыбы одновременно тремя тралами на большой площади, добывая не менее 150 тонн в сутки. Мощные двигатели этого огромного по сравнению с предшественниками судна длиной 81,6 метра и водоизмещением 5,5 тыс. тонн обеспечат ему скорость до 15 узлов. А Российский морской регистр судоходства, под наблюдением которого петербуржцы начали строить траулер, присвоит ему ледовый класс Ice-2, и он сможет работать в арктических морях, преодолевая льды толщиной до полуметра.

Справиться с управлением таким судном, напичканным автоматикой и электроникой от киля до клотика, будет по силам одному вахтенному рулевому. Принципиально новая архитектура корпуса, включая капсулообразную форму носовых обводов, придаст траулеру устойчивое положение, а заодно увеличит его рабочее пространство. Чтобы даже при сильной качке в одних цехах этой плавучей фабрики можно было в нормальных условиях перерабатывать филе пикши, трески или палтуса, а в других спокойно упаковывать и помещать в морозильные камеры, рассчитанные на 95 тонн. Порядка 60% готовой рыбной продукции окажется потом на прилавках российских магазинов - торговая сеть Петербурга, очевидно, тоже «ощутит» произведенные в северных морях-океанах консервы. Ну а что-то отправится на экспорт.

По словам Алексея Тюкавина, заместителя губернатора Мурманской области, столь крупный заказ стал возможен благодаря поддержке правительства России, принявшего решение о сохранении принципа распределения «рыбных» квот и выделении на инвестиционные цели определенной их доли. Срок окупаемости вложений при максимально высокой нагрузке на судно составит, таким образом, около семи лет. Это делает проект вполне эффективным.

Рыбопромышленники внакладе не останутся. Да и работники «Северной верфи» довольны. Больше ста лет на этом заводе строили ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли и эсминцы. Однако в последние два года, оставаясь одним из ведущих предприятий российской оборонки, верфь заключила контракты с архангельскими и мурманскими рыболовецкими компаниями и стала активно наращивать объемы гражданской продукции.

«До недавнего времени мы имели почти стопроцентный гособоронный заказ, - пояснил генеральный директор завода Игорь Пономарев. - А теперь, продолжая строить военные корабли, набрали портфель «мирных» заказов, обеспечив себя ими на несколько лет, и дальше ведем такие переговоры».

В нынешнем году «Северная верфь» начала строить три рыболовецких судна, еще четыре намечает заложить в 2019-м, предполагая повысить объем выручки от строительства гражданских судов до 18%. А к 2020 году загрузка заводских мощностей гражданскими заказами, как ожидается, достигнет 40%.

#рыболовство #Северная верфь #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «За рыбой в Атлантику».


Комментарии