«Проба пера» корабелов. История со строительством ярусолова «Гандвик-1» подошла к финалу

«Северная верфь» подписала с заказчиком, одной из карельских рыболовецких компаний, акт приема-передачи головного судна проекта МТ1112XL - ярусолова-процессора «Гандвик-1». Судов такого типа и с таким оснащением отечественные верфи прежде не строили.

«Проба пера» корабелов. История со строительством ярусолова «Гандвик-1» подошла к финалу | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Специалисты из петербургского КБ и инженеры-конструкторы «Северной верфи» не стали копировать идеи зарубежных коллег.

Первый «Гандвик» (древние скандинавы называли так Белое море) стал «пробой пера» этой творческой группы и корабелов. Переосмысливая известные решения, петербуржцы внесли в проект свои ноу-хау. Так, чтобы повысить маневренность этих судов, наделили их винторулевыми колонками, подобных которым в рыбопромысловом флоте России не применяли. Изменили систему рекуперации энергии, которая накапливается при работе лебедок и используется для обогрева судовых помещений.

Компьютерными системами, облегчающими управление судном, сегодня никого уже не удивить. Обязательными требованиями в последние годы стали также высокий уровень автоматизации, продуманная судовая фабрика и комфортные для экипажа рабочие и бытовые условия на судне, что тоже присуще высокотехнологичному ярусолову «Гандвик-1». Но при этом конструкторы предусмотрели здесь более эффективное по затратам энергии и потреблению топлива оборудование. 

А для любого инвестиционного проекта это имеет большое значение, поскольку такие новации позволяют снизить расходы и, соответственно, повысить окупаемость заказа. И таких любопытных «штрихов» в проекте оказалось немало.

Да и сам тип судна показателен. Рыбопромысловые компании предпочитают иметь траулеры. Возможности по вылову рыбы и ее переработке у таких судов, как правило, больше. Но ярусный способ промысла, говорят специалисты, не наносит вреда морской биоте, обитающей в придонном слое. А значит, он более совершенный с точки зрения экологической безопасности. Вместо тралов рыбаки применяют в данном случае крючки с наживкой, крепящиеся к длинному ярусу (он опускается через люк, имеющийся в днище), которые не повреждают морской грунт.

Все эти факторы заказчик тщательно взвесил и, размещая заказ, сделал выбор в пользу «Северной верфи». Контракт на постройку (в рамках первого этапа госпрограммы «квоты под киль») трех ярусоловов-процессоров проекта МТ1112XL корабелы подписали с партнерами в конце 2017‑го. Через год они заложили на стапеле флагман этого проекта, а еще через полтора года спустили его на воду. Сроки вполне приемлемые для таких сложных, хотя и сравнительно некрупных судов длиной 59 метров, шириной 13 метров и водоизмещением 2,2 тыс. тонн.

Но затем разразилась пандемия, разорвавшая производственные цепочки и нарушившая логистические схемы. На выполнении работ сказались и сложности, связанные с санкционным давлением, с которыми столкнулась вся отрасль.

Большая часть иностранных комплектующих для «Гандика», правда, успела прийти до того, как начались проблемы с поставками. В то же время на судне представлено российское оборудование, по которому сложностей не возникло. Включая мурманскую судовую фабрику для безотходной переработки улова мощностью 25 тонн в сутки (морозильный трюм вмещает там около 500 тонн готовой продукции).

Такие ярусоловы с автономностью плавания полтора месяца способны вести промысел трески, пикши, зубатки и морского окуня в северных морях. Главные энергетические установки мощностью 2,7 МВт позволяют им развивать скорость 13 узлов. Крупную рыбу работники фабрики во время улова будут отправлять на заморозку в отдельный отсек. А остальную разделывать на филетировочной машине, пакетировать и укладывать через лифт в трюм, чтобы выгрузить потом на берег…

Таковы в общих чертах характеристики новых ярусоловов. В начале мая 2023‑го головное судно вышло в Финский залив на заключительный этап ходовых испытаний. Они проходили в районе острова Гогланд. Кроме экипажа в них участвовали корабелы (сдаточная команда верфи), представители заказчика и Российского морского регистра судоходства (РС). Ожидалось, что вскоре после этого первый «Гандвик» будет передан заказчику. Но морская «экзаменовка» выявила, судя по всему, определенные недочеты, и сроки вновь пришлось передвинуть. В настоящий момент «Гандвик-1» после подписания акта приема-передачи готовится к заселению экипажа. Судно прошло освидетельствование РС и получило классификационное свидетельство.

Заказчик планирует провести контрольный выход ярусолова в море, после чего детище «Северной верфи» окончательно покинет ее причал. И отправится в район Онежской губы, где находится старинное село Вирма, давшее название предприятию-заказчику. А корабелы продолжают работы по строительству двух других «Гандвиков» проекта МТ1112XL, которые должны получить архангельские рыбаки.


#северная верфь #ярусолов #гандвик

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7642) от 11.04.2024 под заголовком ««Проба пера» корабелов».


Комментарии