Владельцы гаражей смогут приватизировать землю под ними

В гражданское законодательство как-то незаметно проникли слова, более присущие уголовному праву. Гильотина. Так в России назвали правила изменений разнообразных нормативных актов. Или амнистия. Большинство россиян наверняка мысленно продолжат – «дачная». Как будто миллионы садоводов-огородников находились в местах не столь отдаленных, и вдруг им простили все прегрешения.

Владельцы гаражей смогут приватизировать землю под ними | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

С 1 сентября вступила в силу новая редакция закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», и тем самым появилась еще одна группа «амнистированных»  – пользователи гаражей (п. 14 ст. 3.7 № 137-ФЗ). 

Кратко говоря: граждане, использующие гаражи, построенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (декабрь 2004 года), до 2026 года получают право на бесплатную приватизацию земли под гаражами. Речь идет об участках, до сих пор находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Впрочем, краткое изложение новшества может создать не просто искаженную картину, но и прямо противоположную той, которая на самом деле прорисована в измененном законе. Самое главное: закон разрешает «амнистировать» не самовольно возведенные гаражи, а землю, на которой расположены совершенно легальные. Речь идет как о капитальных сооружениях (в том числе сблокированных), так и о некапитальных металлических «коробках».

Упомянуто также о том, что реорганизация или прекращение существования гаражного кооператива не может быть препятствием для получения в собственность земли. При этом нужно лишь подтвердить документами из Росреестра факт прекращения деятельности организации. И все равно доказать, что почивший кооператив получил землю легально.

Легальность (в буквальном переводе  – существующее законно) означает, что когда-то участок под гараж был официально предоставлен гражданину какой-либо организацией (в том числе предприятием, на котором он работал). Или он стал членом гаражного кооператива, получившего от властей землю для коллективного пользования. И такое предоставление/получение должно быть оформлено должным образом.

Объявляя «гаражную амнистию», законодатели России тем не менее не изменили условия, прописанные в законе, при которых нельзя приватизировать (только арендовать) участки, которые ограничены в обороте (часть 19 статьи 3.7 № 137-ФЗ). И по-прежнему невозможно получить землю, используемую для хранения или стоянки транспорта юрлиц.

Есть также несколько не вполне понятных деталей, которые могут потребовать разъяснений, уточнений, а то и судебных процессов. Так, неясно, какие гаражи можно считать «введенными» до момента вступления в силу Градостроительного кодекса. А что, если гараж до того момента еще только достраивали? Или потом снесли старый  – поставили новый?

И главное, что вообще может перечеркнуть возможность «амнистии» для петербуржцев: города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе самостоятельно определять особенности предоставления земельных участков гражданам. Причем для региональных законов этих трех субъектов РФ, регламентирующих земельные вопросы, федеральный закон не устанавливает никаких рамок.

Таким образом, пока не очень понятно, имеет «гаражная амнистия» отношение к Петербургу или нет. Смольный не слишком ласков с гаражниками, которые занимают участки на правах пользователей. Чаще всего такая земля относится именно к категории ограниченной в использовании. Иными словами, это резерв для развития города, на котором разрешено ставить гаражи временно, до того момента, пока у него не появится нужда в таких территориях.

#закон #нововведения #гаражи #собственность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7003) от 06.09.2021 под заголовком «Гаражно-земельный вопрос».


Комментарии