Шотландская дилемма. Вопрос с выходом Британии из Евросоюза сдвинулся с мертвой точки

Убедительная победа консерваторов и их лидера Бориса Джонсона на парламентских выборах наконец-то сдвинула с мертвой точки проблему выхода Британии из Евросоюза. Избиратели поддержали то, на чем настаивал премьер-министр, - Британия должна расстаться с Брюсселем и завершить эту трехлетнюю эпопею. Но политические тучи над туманным Альбионом не рассеялись окончательно. Теперь перед Лондоном снова встает уже давняя проблема шотландского сепаратизма.

Шотландская дилемма. Вопрос с выходом Британии из Евросоюза сдвинулся с мертвой точки | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Движение за независимость Шотландии имеет многовековую историю. Начатое еще в середине XIX века, оно то разрасталось, то затухало, но никогда не прерывалось. В новейшей истории всплеск сепаратизма приходится на 1970-е годы, когда на шельфе Шотландии открыли залежи нефти. Тогда Эдинбург добился первый раз права провести референдум о создании собственного парламента и расширении полномочий местных властей. И хотя шотландские националисты победили, британское правительство итоги референдума не признало. Только спустя два десятилетия, в 1999 году, в Шотландии было создано свое законодательное собрание. В это же время в стране стала набирать популярность Шотландская национальная партия (SNP), которая, получив большинство в местном парламенте в 2014 году, добилась проведения второго референдума, теперь уже о независимости страны. Однако надежды националистов не оправдались: 55,3% проголосовавших высказались за сохранение Шотландии в составе Соединенного Королевства.

Ситуацию изменил состоявшийся спустя два года референдум о «брекзите», который заметно повлиял на настроения шотландцев. Дело в том, что ранее обретение этой страной государственного суверенитета обернулось бы потерей членства в ЕС. Как объяснили в Брюсселе, новому государству необходимо заново проходить всю процедуру вступления в Евросоюз, к тому же нет никаких гарантий, что этот процесс закончится успешно. Такая перспектива не устраивала многих шотландцев: большинство жителей региона дорожат членством в ЕС. Это продемонстрировало и голосование по «брекзиту»: 62% жителей Шотландии высказались против выхода из Евросоюза. Победа сторонников «брекзита» стала веским аргументом для приверженцев идеи о независимости: они начали говорить о том, что Шотландию вынуждают покинуть Евросоюз против ее воли.

Интересно, что, согласно опросу, проведенному службой BMG минувшей осенью, более половины жителей Великобритании считают, что Шотландия имеет право на проведение референдума о независимости после выхода страны из ЕС.

Новым аргументом сторонников движения за независимость Шотландии стали результаты досрочных выборов в британский парламент, состоявшихся 12 декабря. Они помогли нарастить свое представительство в британском парламенте не только консерваторам во главе с Борисом Джонсоном, но и Шотландской национальной партии, которая располагает теперь 47 местами вместо 35. Националисты смогли одержать победу почти на всех участках на территории Шотландии. Это дало повод партийному лидеру Николе Стерджен заявить о том, что она и ее партия получили мандат на предоставление народу Шотландии права выбора - оставаться в составе Соединенного Королевства или нет.

«Правительству Бориса Джонсона не удастся просто запереть нас на ключ и надеяться, что все наладится. Если Великобритания продолжит свое существование, то лишь на основе всеобщего согласия», - отметила премьер. Никола Стерджен считает, что, если британский премьер уверен в необходимости дальнейшего существования союза, ему следует «набраться смелости» и аргументировать эту позицию, а затем позволить самим гражданам принять решение. «Шотландия не может быть пленницей Соединенного Королевства. Речь идет об основах демократии, - подчеркнула Стерджен. - Нельзя игнорировать волю шотландского народа».

Пока Джонсон не ответил своему визави, но ранее он неоднократно высказывался против нового референдума о независимости Шотландии.

Эксперты отмечают, что в 2014 году шотландцы проголосовали против независимости во многом из-за опасений утратить членство в ЕС. Теперь же ситуация кардинально изменилась, но при этом позиция Британии останется твердой. Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина сомневается в том, что руководство SNP сможет получить согласие британского правительства на проведение нового референдума о независимости. «Консерваторы вряд ли согласятся на это. Никола Стерджен может решиться провести голосование без согласия Лондона, но оно будет нелегитимным. В результате сложится такая же ситуация, как в Каталонии, где был проведен референдум, однако его не признали ни Мадрид, ни Брюссель», - отметила эксперт в комментарии RT.

По мнению руководителя отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, победа тори на выборах и неминуемый «брекзит» усложнят отношения Эдинбурга с Лондоном. «Разные подходы Шотландии и Британии к вопросу о «брекзите» начинают выходить на первый план. В политическом отношении Шотландия может сейчас торговаться. При этом цель-максимум SNP - проведение нового референдума о независимости», - поясняет эксперт.

Данилов считает, что многое будет зависеть от того, какая политическая расстановка сил сложится в Соединенном Королевстве после «брекзита», до которого теоретически осталось немногим больше месяца. «Трудно предсказать, насколько радикально поведут себя шотландцы. В любом случае Шотландия будет настаивать на референдуме как на принципиально важной цели, несмотря на сопротивление Бориса Джонсона. Учитывая усталость от «брекзита», внутреннюю разобщенность Великобритании и желание шотландцев остаться в ЕС, нельзя исключать того, что Эдинбург действительно решится на выход из состава королевства», - констатирует эксперт.

#Великобритания #Евросоюз #Борис Джонсон #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «Шотландская дилемма».


Комментарии