Самая молодая и крупная на Шестом континенте российская станция «Прогресс» отметила свое 35‑летие

Из временной геологической базы она превратилась за эти годы в значимый хаб, став центром проведения крупных транспортно-логистических операций Российской антарктической экспедиции (РАЭ) и главным связующим звеном с единственной российской внутриконтинентальной станцией «Восток».

Самая молодая и крупная на Шестом континенте российская станция «Прогресс» отметила свое 35‑летие | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Прогресс» находится на восточном берегу залива Прюдс моря Содружества (территория Холмы Ларсеманна). Эта станция была открыта в апреле 1988 года, когда во всем мире стал расти интерес к природным ресурсам самого далекого континента.

Чтобы активнее вести там гео­лого-геофизические исследования, наша страна оборудовала на каменисто-песчаном плато побережья сезонную базу. А в феврале следующего года ее перенесли ближе к месту выгрузки судов. Работы такого рода велись там несколько лет, пока не вступил в силу международный протокол по охране окружающей среды Антарктики, запрещающий вести в отношении ее ресурсов любую деятельность, кроме научной.

Работы на станции «Прогресс», однако, не свернули — полярники стали вести их по другим важным направлениям. Она превратилась в жилой городок, состоящий из дюжины зданий (восемь из них чисто жилые), построенных на полуметровом свайном фундаменте и рассчитанных на зимовку 24 полярников (в летний сезон число участников РАЭ вырастает до 77 человек). Недалеко от нее они обустроили вертолетную площадку, а чуть дальше — аэродром со взлетно-посадочной полосой (ВПП) длиной почти 2 км для воздушного сообщения с другими станциями.

В начале 2000‑х годов стартовали работы по проектированию нового зимовочного комплекса на этой станции (жилой модуль с сауной и спортзалом, кабинеты для метеорологов и радистов, камбуз и хорошо оснащенный медкабинет), строительство которого началось в 2004‑м. Его ввели в эксплуатацию 31 декаб­ря 2012 года, а вместе с ним — электро­станцию, мастерские, склады для горючего и новую снежно-ледовую ВПП, способную принимать транспортные самолеты на лыжном шасси.

Благодаря этому число перелетов между российскими станциями выросло. Новый аэродром участвовал также в переброске грузов для строительства зимовочных комплексов Индии и Китая, появившихся поблизости. В 2019 году на станции был развернут Центр единой информационной системы дистанционного зондирования Земли, первый в российском секторе Антарктиды, принимающий информацию со спутников, работающих на орбите (годом ранее неподалеку был открыт бронзовый бюст первого космонавта Юрия Гагарина). Это изменило облик станции — там появились большие спутниковые антенны в круглых защитных корпусах диаметром до десяти метров. А в январе 2020 года полярники, опять же впервые среди антарктических станций России, запустили там сотовую связь…

Последние 15 лет «Прогресс» полностью отвечает за жизне­обеспечение внутриконтинентальной станции «Восток» (раньше, до разрастания трещин во льдах, трасса в ее сторону пролегала от станции «Мирный»). Экспедиционные суда, прибыв в Антарктику, теперь идут прежде всего на «Прогресс», доставляя туда множество контейнеров, отмечает Александр Макаров, директор ААНИИ. Ведь это база для переброски на станцию «Восток» грузов, предназначенных для строительства там нового зимовочного комплекса. А рядом в рамках программы 68‑й РАЭ был построен (в максимально сжатые сроки и в тяжелых условиях) новый аэродром «Зенит», откуда стали перебрасывать часть «восточных» грузов и специалистов.

Сегодня на «Прогрессе» могут проживать в довольно комфортных условиях до 200 человек. В их распоряжении — жилые помещения, баня, медицинский блок, лаборатории, радиоцентр и др. Поблизости, на побережье, находятся дизельная электростанция, вертолетная площадка и база горюче-смазочных материалов. А также гараж и мастерские для ремонта транспорта, где изготавливают при необходимости для других станций (в том числе зарубежных) некоторые детали.

По словам сотрудников ААНИИ, на этой станции ученые ведут круглогодичные исследования по метеорологии, актинометрии (изучение процессов переноса лучистой энергии Солнца), геомагнетизму, прибрежной океанологии, оценке морских льдов и айсбергов. Сезонные же исследования, кроме того, охватывают такие дисциплины, как гидрология суши, морская биология, гео­ботаника, геодезия и гляциология. На станции действует также аппаратура дифференциальной коррекции орбитальных парамет­ров спутников навигационной сис­темы ГЛОНАСС.


#станция #РАЭ #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7394) от 12.04.2023 под заголовком «Первый космонавт у Холмов Ларсеманна».


Комментарии