Путь к статусу усложнили: Госдума обновила закон «О занятости населения в РФ»

Принятый еще в 1991 году документ впервые существенно изменили: он прошел второе чтение в Госдуме и получил существенные поправки, которые уже одобрены депутатами. Законопроект был внесен на рассмотрение еще в январе нынешнего года и в первом чтении был одобрен в марте. Однако многие (в первую очередь представители профсоюзов и работодателей) проектом остались недовольны, это привело к тому, что в течение последующего полугодия в него предложили около 300 поправок, а до второго чтения документ дошел лишь к концу ноября.

Путь к статусу усложнили: Госдума обновила закон «О занятости населения в РФ» | ФОТО Jirsak on Shutterstock

ФОТО Jirsak on Shutterstock

Новый вариант закона о занятости населения определяет базовые для российского рынка труда положения, дает новые определения ключевых для этой сферы понятий, а также вводит ряд новых норм, направленных на поддержку как занятых, так и безработных. К примеру, статус безработного смогут получить только граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами Службы занятости и готовы приступить к работе. Причем решение о признании гражданина безработным будет приниматься по месту регистрации в течение одиннадцати дней со дня подачи заявления. И то лишь в том случае, если он согласует предложенный индивидуальный план содействия занятости, составленный на основе результатов профилирования: если человек его не прошел, не явился на согласование плана или отказался от него — статус безработного он не получит. То же самое случится, если в течение десяти дней со дня регистрации человек отказался от двух предложенных Службой занятости вариантов подходящей работы или, если он впервые ищет работу, в случае двух отказов от прохождения профобучения.

Что касается размера пособия по безработице (ранее предлагалось изменить его до уровня прожиточного минимума), то принятая депутатами Государственной думы версия закона не предусматривает перемен. В результате максимум пособия остался в размере 12 792 рублей, а минимум составил прежние 1500. Правда, установлена обязанность кабмина РФ ежегодно индексировать его на уровень инф­ляции. Но право определять коэффициент индексации при этом остается за правительством.

Одной из наиболее спорных час­тей законодательной новинки является раздел о современных форматах занятости. Например, при втором чтении в проекте ­появилась новая глава — о противодействии нелегальной занятости.

Под ней предлагается понимать осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного законодательством порядка оформления трудовых отношений. А выявлением «теневых» вариантов работы, по замыслу авторов проекта, должны будут заниматься профильные межведомственные комиссии в регионах — конкретный порядок их работы и полномочия «борцов с тенью» еще предстоит определить правительству.

Надо сказать, что новая версия закона «О занятости населения в РФ» так и не определила суть и все нюансы таких важных явлений на современном рынке труда, как платформенная занятость и работа на российские компании из‑за рубежа. При первом чтении разделы о них из законопроекта вывели, а во втором не вернули. Авторы законопроекта обещали принять эти спорные, но крайне необходимые рынку нормы отдельно, закрепив их позже в законах-«спутниках». Однако когда это произойдет, сейчас сказать сложно. А вот с законом о занятости ясность есть: и депутаты, и специалис­ты уверены, что в окончательном виде он будет принят еще до нового года.


#Законопроект #занятость #поправки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Путь к статусу усложнили».


Комментарии