В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о развитии креативных индустрий

В ноябре 2023 года он был принят в первом чтении. Эксперты говорят, что сегодня это самая быстрорастущая отрасль в мире. И наша страна как один из главных «производителей» культурных концепций и смыслов может внести огромный вклад в этот процесс.

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о развитии креативных индустрий | ФОТО Denise Jans on Unsplash

ФОТО Denise Jans on Unsplash

Конечно, наибольшая доля креативной экономики России сосредоточена в Москве. Но есть регионы, которые научились создавать дорогие интеллектуальные продукты, несмотря на удаленность от столицы или другие факторы. В этом смысле шансы на успех и устойчивое развитие есть у всех.

— Один из наиболее ярких примеров — Якутия. Территория в нескольких тысячах километров от Моск­вы, со сложной логистикой и резким климатом, со своей специ­фикой пространства и культуры, при этом сумела создать уникальные точки роста, — говорит гендиректор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. — Еще несколько лет назад термин «якутское кино» воспринимался некоторыми чуть ли не как шутка. На широкий внутренний спрос рассчитывать не стоило. Поэтому ребята сразу ориентировались на международный рынок. И у них получилось привлечь к себе внимание. Феномен якутского кино стал мировым, собрав за последние пять лет целый букет премий.

Другой пример — Нижний Новгород, где из локальной истории родилось культурное явление — крупнейший в стране фестиваль медиаискусства «Интервалы». Первые четыре года он проходил исключительно по частной инициативе, но потом на него обратили внимание местные власти. Город поддержал проект. В итоге минувшей осенью фестиваль посетили рекордные 150 тысяч участников.

— Нам необходимо думать о масштабировании задумок и искать открытые рынки. В прошлом году мы провели большую работу и увидели заинтересованность со стороны довольно крупных стран и регионов, — говорит Игорь Намаконов. — Например, неожиданно «выстрелила» Индонезия (а это почти 275 миллионов человек и стабильно растущая экономика), а также Таиланд, Индия. Понятное дело, нам очень интересен Китай. Есть перспективы в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и даже Африки…

Развитие защиты интеллектуальной собственности — еще один блок, требующий времени, но принципиально важный для привлечения инвестиций в креативный бизнес.

— К счастью, ситуация в этой час­ти заметно меняется. В прошлом году в Москве российский режиссер получил 50 миллионов рублей кредита под залог сценария, — говорит гендиректор Федерации креативных индустрий. — Это первый случай, но он открывает новые возможности. Благодаря таким примерам российские банки станут лучше понимать потенциал креативно-индустриальной среды, начнут разрабатывать для них специализированные банковские продукты.

Среди возникающих проблем отрасли называют дефицит кадров, неудовлетворенный спрос на грамотных продюсеров и управленцев. Есть вопросы к тому, как будут решаться задачи межведомственного взаимодействия в регионах и появится ли в России единый федеральный орган управления развитием инфраструктуры.

— В правительстве России уже поставили цель: доля креативных индустрий в экономике страны должна достичь шести процентов ВВП к 2030 году. Это амбициозная, но выполнимая задача. Законопроект, который готовится ко второму чтению, должен ускорить процесс синхронизации действий профильных ведомств и инфраструктурных акторов. Мы видим реальную заинтересованность государства и понимаем, что креативные индустрии уже получили зеленый свет, — резюмирует Игорь Намаконов.


#креативные индустрии #законопроект #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7616) от 05.03.2024 под заголовком «​Опора «новой экономики»».


Комментарии