Проверка на профпригодность? Противостояние США и Ирана создает проблемы Трампу
На прошлой неделе США и Иран оказались на грани военного конфликта, который объективно мог бы обернуться крупными международными проблемами. Это произошло после того, как Иран сбил американский беспилотник, а Дональд Трамп сообщил, что Вашингтон готов нанести удары по трем объектам на территории персов.
Иллюстрация KPG-Ivary/shutterstock.com
Всего этого, к счастью, не произошло, за десять минут до атаки глава Белого дома отказался от этих планов. Взрывоопасная ситуация вроде бы разрядилась, но, как говорится, осадок от инцидента все-таки остался.
Напомним, что на прошлой неделе Тегеран заявил, что его ПВО сбили в воздушном пространстве страны американский разведывательный беспилотник последнего поколения. «Мы извлекли часть обломков военного беспилотника США в наших территориальных водах, где он и был сбит», - написал министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в Twitter. Впоследствии официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави выступил с заявлением, что Тегеран осуждает действия ВВС США, связанные с якобы пересечением беспилотником границы государства, и считает их провокационными. Естественно, американская сторона отрицает версию Тегерана, утверждая, что дрон подвергся атаке в международном воздушном пространстве. Об этом заявили в центральном командовании ВС США, добавив, что американских беспилотников в иранском воздушном пространстве на момент инцидента не было. В подтверждение своей версии Пентагон опубликовал полетный план и карту движения сбитого дрона. Из обнародованных документов следует, что аппарат на момент атаки находился в международном воздушном пространстве. Впрочем, доказательств подлинности опубликованной карты военное ведомство не представило.
Сам Трамп подтвердил, что США были готовы нанести ответный удар по трем различным объектам, но американский лидер отказался от этого шага из гуманитарных соображений. «Затем я спросил, сколько людей погибнут. «150 человек, сэр», - ответил мне генерал. За десять минут до удара я его остановил, поскольку это несоизмеримо с уничтожением беспилотника. Я никуда не тороплюсь, наши вооруженные силы обновлены; они, несомненно, лучшие в мире и готовы действовать», - написал Трамп в Twitter. Позднее американский лидер допустил, что удар иранских ПВО по американскому беспилотнику мог быть нанесен по ошибке. «У меня есть ощущение - я могу ошибаться, а могу быть и прав, а я прав почти всегда, - у меня есть чувство, что это было сделано по ошибке, которую допустил кто-то, кому не следовало этого делать», - заявил Трамп в эфире NBC, добавив, что речь может идти об ошибке не всей страны, а лишь некоего конкретного военнослужащего иранской армии.
Все эти действия главы Белого дома изрядно возбудили американский истеблишмент. Группа конгрессменов от Республиканской партии призвала президента принять «взвешенные меры». Демократы были более резки в своих оценках действий Трампа. Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси и вовсе заявила: «Это опасная, напряженная ситуация, которая требует сильного, умного и стратегического, а не безрассудного подхода».
Оценили действия США и в Москве. В частности, замглавы МИД России Сергей Рябков напомнил, что большинство войн на Ближнем Востоке ранее вспыхивали именно по вине США. «Опасность конфликта не исчезла, и мы вновь призываем ответственных деятелей, если таковые еще есть в Вашингтоне, взвесить последствия, предостерегаем от опрометчивых шагов», - заявил журналистам российский дипломат.
Впрочем, экспертное сообщество не склонно драматизировать ситуацию, хотя и не может полностью исключить возможность ее развития по негативному сценарию. По мнению профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Евстафьева, американский президент в действительности не хочет втягивать США в конфликт с Ираном, несмотря на традиционную для Трампа антииранскую риторику. «США удерживает от нападения на Иран непредсказуемость исхода такой операции. В Вашингтоне не уверены, что ограниченное военное решение приведет к нужным для США политическим итогам. Белому дому в случае с Ираном нужен не военный разгром, который слабо достижим, а смена руководства в Иране и проведение иранцами лояльного Штатам курса. Дональд Трамп явно не хочет втягиваться в вооруженный конфликт, потому что нет никаких гарантий, что он закончится безусловным успехом», - отмечает специалист.
Менее оптимистичен в своих оценках политолог замдиректора Института истории и политики МПГУ Леонид Шаповалов. «Вероятность вооруженного конфликта остается достаточно высокой. В США в настоящее время происходит начало избирательной кампании, которое сопряжено с усилением политической турбулентности», - отмечает эксперт. По его мнению, это означает, что демократы будут осуществлять провокации в отношении администрации Трампа, а президент будет отвечать тем же. «Эскалация конфликта с Ираном является не чем иным, как стремлением истеблишмента США оказать давление на Трампа по тем или иным вопросам и продемонстрировать его слабость в качестве президента», - считает специалист. «Существующий на сегодняшний день градус напряженности чреват тем, что может возникнуть попросту случайное стечение обстоятельств. Поскольку Соединенные Штаты усиливают военное присутствие в Персидском заливе, поскольку риторика агрессивная возрастает, поскольку в регионе есть другие военно-политические оппоненты Ирана, то спровоцировать военные действия может даже инцидент без непосредственного участия Соединенных Штатов, но в который они будут активно вовлечены», - резюмирует Шаповалов.
О сложности ситуации, в которой оказался Дональд Трамп, размышляет политолог-американист Дмитрий Дробницкий. «Президенту США угрожает классический политический цугцванг. Если он начнет войну, он
создаст для себя колоссальные проблемы на выборах 2020 года. Можно даже сказать, что он гарантирует победу любому демократу-пацифисту (например, Берни Сандерсу). Но со временем давление со стороны американских спецслужб и ближневосточных союзников станет критическим. Не исключено, что последуют и провокации. И тогда, чтобы избежать горячей фазы конфликта в Персидском заливе и одновременно не прослыть слабым, нерешительным лидером, Трампу придется пойти на открытый конфликт с разведсообществом США, Тель-Авивом и Эр-Риядом, обвинив их во лжи или некомпетентности. К такому конфликту накануне выборов президент попросту не готов. По сути дела, Трамп сейчас проходит одну из самых серьезных за все время его президентства проверок на профпригодность. Сложно сказать, пройдет ли он ее. Но если пройдет и выиграет выборы, то я не завидую всем тем, кто ее устроил», - считает политолог.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6466) от 25.06.2019 под заголовком «Проверка на профпригодность?».
Комментарии