Священный огонь за стеклянной стеной. Как живут современные зороастрийцы
Растет интерес россиян к восточным религиям, учениям и духовным практикам, которые проповедуют совершенствование внутреннего мира и достижение гармонии как с самим собой, так и с окружающим миром. Среди них и зороастризм, хотя истинных приверженцев этой религии осталось и совсем немного. Они расселены по всему миру, но больше всего их в Индии и Иране, проживают зороастрийцы также в Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане.

ФОТО АВТОРА
Вечная борьба добра и зла
Зороастризм возник очень давно — эта религия старше христианства, ислама и иудаизма. Название она получила от имени своего основателя — пророка Заратуштры (Заратустры). Не исключено, что Заратуштра не миф, а реальная историческая личность. Ученые до сих пор спорят по поводу возможного места его рождения. Когда он родился, тоже неизвестно. По одним источникам, он жил на севере современного Ирана за триста лет до Александра Македонского — между VII и первой половиной VI века до нашей эры, по другим — в XII – X вв. до нашей эры.
В тридцатилетнем возрасте у Заратуштры, по преданию, случилось «озарение» — он встретился с богом Ахура-Маздой, проникся его учением и с тех пор стал его пророком, проповедником и создателем зороастризма, одной из древнейших религий, в которой верховный бог Ахура-Мазда создал прекрасный мир и сотворил человека. В основе учения Заратуштры — идея о вечной борьбе добра и зла в лице Ахура-Мазды и его антипода злого духа Ангра-Манью, который вторгся в созданный Ахура-Маздой мир со своим воинством дэвов (иранская версия демонов). В последней битве Ахура-Мазда победит Ангра-Манью, и все умершие от сотворения мира воскреснут. Земля превратится в огненную реку, через нее пройдут все люди, когда‑либо жившие на земле. Злые души сгорят, а праведным огонь будет приятен, они получат новые тела и будут жить вечно в очищенном от зла мире. Таким образом, идеи, которые проповедуют иудаизм, христианство и ислам, присутствовали еще в зороастризме.
Заратуштра прожил почти 78 лет и, по некоторым свидетельствам, был убит священнослужителем традиционных иранских языческих культов с помощью каменного ножа. А его учение широко распространилось на территории современного Ирана, республик Закавказья, Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Турции. Однако после того, как в VII веке Персию завоевали арабы и стали там насаждать ислам, зороастризм постепенно пришел в упадок. Зороастрийские храмы были разграблены, некоторые из них преобразованы в мечети, а оставшиеся верными учению Заратуштры подверглись гонениям. В итоге большая часть зороастрийцев мигрировала в Индию.
Книга, написанная золотыми чернилами
Как и во многих религиях, у зороастрийцев есть священная книга. Она называется Авеста. Изначально учения Заратуштры священники и последователи религии заучивали наизусть и передавали ученикам устно. Но потом эти тексты были записаны авестийским алфавитом. По легенде, это было сделано золотыми чернилами на шкурах волов.
Главной частью Авесты считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвященные Ахура-Мазде, в которых излагаются основы его вероучения. Полностью Авеста до нашего времени не дошла. Согласно преданию, Александр Македонский, покоряя Персию, чтобы уничтожить религию этого государства, сжег его священные книги. Однако их часть (медицинские, философские и астрологические разделы Авесты) все‑таки оставил, приказав перевести на греческий язык. После этого последователи религии заново собрали основы учения своей религии, которые записали в книгах. До наших дней сохранилось лишь пять книг.
Неугасимое пламя
Центральное место в культе зороастризма занимает огонь. До нашего времени сохранились древние храмы огня, в которых пламя, символизирующее присутствие Ахура-Мазды, непрерывно горит уже несколько столетий. Самый старый священный огонь горит с 470 года в храме города Йезд в Иране. Его горение постоянно поддерживают священнослужители с помощью ритуального приношения огню в виде дров из благородных пород деревьев — сандаловых, миндальных, персиковых, абрикосовых, ореховых.
Этот огонь находится в главном зале храма за стеклянной стеной внутри большого бронзового кубка. По традиции, священный огонь зажигают от 16 различных типов огня, в их числе огонь от удара молнии, от кремационного костра, от промышленной печи и домашнего очага. Прежде чем объединить эти огни, каждый из них подвергается ритуалу очищения и освящения. Эта церемония может занять годы и требует участия множества священников.
Священный огонь горит и в храме огня в иранском селении Чак-Чак, известном также как Пире-Сабз. Этот храм вырублен на вершине высокой скалы. Культовый грот закрыт массивными бронзовыми дверями, полы святилища выложены мрамором. А стены церемониального зала закоптились от огня, установленного в его центре. К храму ведут 320 ступеней, на скалах, ниже уровня храма, сооружено несколько крытых павильонов, предназначенных для размещения паломников. По традиции, если паломники пользуются каким‑либо средством транспорта, они должны, едва заметив издали храм, сразу остановиться и проделать остаток пути пешком.
По преданию, этот храм находится в том месте, где скрывалась от арабских захватчиков дочь последнего доисламского персидского царя — принцесса Никбану. В храме есть источник, капли которого олицетворяют слезы девушки. Говорят, что и само название Чак-Чак (в переводе с фарси «кап-кап») произошло от звука капающей с горы воды.
Белые одежды и священная собака
Несмотря на то что Иран мусульманская страна, там остались приверженцы зороастризма. Правда, в столичных городах это не так заметно, как в небольших населенных пунктах, где есть не только действующие храмы огня, но и учебные центры. Например, недалеко от храма огня в Йезде с 1934 года действуют зороастрийская школа и приют для сирот имени парсийского филантропа Пашутана Джи Дусабхаи Маркара (1871 – 1965) , который финансировал ее создание.
В 2015 году в подвале этого исторического комплекса был открыт Музей истории и культуры зороастризма. В его витринах представлена религиозная и традиционная одежда, кухонное оборудование и посуда, документы и фотографии. Гиды этого музея подробно рассказывают о традициях и обычаях зороастрийцев, многие из которых существуют до сих пор. Например, юношей и девушек в пятнадцать лет зороастрийцы в знак совершеннолетия облачают в судре — традиционную белую рубашку, сшитую из цельного отреза тонкой хлопковой ткани. На ее вороте или в области сердца есть маленький кармашек (герехбан), где как бы копятся благие мысли, слова и дела. Если их много, человек попадает в рай, а если мало — в ад. Поверх судре на талии зороастрийцы повязывают главный символ принадлежности к своей религии — тонкий пояс-кошти, сплетенный из овечьей шерсти. Его трижды обвязывают вокруг талии, что символизирует основные ценности веры — добрые слова, мысли и дела. Кошти снимают на ночь и надевают утром, проговаривая молитву.
Обязательный элемент одежды зороастрийского священника — белоснежная маска (падан), похожая на медицинскую. Ее надевают во время проведения огненных ритуалов, чтобы закрыть рот и нос и не осквернить священный огонь своим дыханием. К слову, служителями в храмах огня (мобедами) могут быть как мужчины, так и женщины.
Что касается питания, то зороастрийцы разделяют продукты на благие (которые можно употреблять) и подлежащие запрету. К благим относятся хлеб и другие изделия из злаков, молочные продукты, овощи и фрукты. Разрешается умеренное потребление баранины и свинины, а также куриных яиц. В праздничные дни можно вино. К продуктам, потребление которых запрещается, относится мясо коров, так как эти животные считаются священными. Статус священного животного у зороастрийцев имеет и собака, она считается символом правды и очищения и умеет прогонять дэвов (нечистую силу).
Зороастрийцы вообще очень бережно относятся к окружающей среде. Их традиции запрещают загрязнять природу, а также делать что‑то вредное для своего здоровья, в том числе курить и увечить свое тело. А брак и рождение детей в их понимании — благое дело, отшельничество и монашество не приняты, более того, подобное поведение считается греховным.
Перья фаравахара
В сувенирной лавке Музея истории и культуры зороастризма можно приобрести символ зороастризма — фаравахар. В современном Иране фаравахар — значимый народный мотив, который часто используется в качестве национального символа. Его можно увидеть на рекламе, одежде и ювелирных изделиях. Именно он был изображен на каменных стенах древнего города Персеполиса — столицы великой Персидской империи Ахеменидов, объединявшей весь Ближний Восток и Среднюю Азию. Этот город, руины которого сохранились до наших времен, был основан в 518 г. до нашей эры при Дарии I и разрушен в 330 г. до нашей эры. На пике своего могущества он занимал 125 тысяч кв. м. Там проходили масштабные обряды, церемонии и важные религиозные ритуалы.
Фаравахар, как полагают, изображает божество зороастризма. Однако не исключено, что для древних, высекавших фаравахар на стенах Персеполиса, он олицетворял не Ахура-Мазду, а божественное происхождение персидского царя. Символ представляет собой крылатый диск с изображением в верхней части фигуры человека (старца). Она часто интерпретируется как божественная сущность или дух-хранитель, а также представляет духовное путешествие человека к просветлению.
Поднятая вверх рука старца — призыв стремиться к совершенствованию и помнить о высших силах. Кольцо во второй руке, возможно, означает верность и бесконечность существования мира. Замкнутый круг, в котором находится фигура старца, демонстрирует бессмертную человеческую душу или вечный божественный порядок, не имеющий начала и конца.
Два крыла состоят из трех основных рядов перьев — это добрые мысли, слова и дела, основа зороастрийской этики. Хвост также состоит из трех рядов перьев, они олицетворяют плохие мысли, слова и поступки, над которыми каждый зороастриец стремится подняться. А две ленты, ниспадающие с центрального диска, символизируют два выбора/пути, с которыми сталкивается человек: выбор добра или выбор зла.
В окрестностях Персеполиса располагается комплекс Накше-Рустам — древние скальные рельефы, которые скрывают в себе гробницы персидских царей древности. Там захоронены четыре правителя династии Ахеменидов, среди них царь Дарий. У подножия этих скал расположена загадочная постройка, ее называют Куб Заратуштры. Сооружение в виде куба высотой около 14 метров сложено из блоков белого известняка, соединенных без раствора железными скобами. Внутри расположена единственная комната (шириной 3,7 метра и высотой 5,7 метра), куда ведут дверь (1,9 на 1,7 метра) и лестница. Точное время появления и назначение этого сооружения неизвестны. По одной версии, под ним находится гробница самого Кира Великого, по другой — это было ритуальное помещение для хранения огня, по третьей — там хранились бычьи шкуры, на которых был текст Авесты, написанный золотыми буквами.

ФОТО АВТОРА
Остается добавить, что в начале XX века значительное число приверженцев зороастризма, прежде всего персов и азербайджанцев, проживали и в Петербурге. Они даже планировали создать официальную городскую общину, но осуществить задуманное помешали революционные события 1917 года. В 80‑е годы прошлого века в России зороастризм начал активно эксплуатировать в своей деятельности астролог Павел Глоба. Правда, по мнению востоковедов, он исказил классическую суть этой религии чрезмерным акцентом на астрологию и суеверия.

ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ
Читайте также:
Янтарь и марципановая книга Калининграда: русская история на балтийских берегах
Изба в кирпичном доме. Чем интересен для туристов город «забытых крепостей» Мосальск?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7928) от 17.06.2025 под заголовком «Священный огонь за стеклянной стеной».
Комментарии