Неизбежный взлёт. Ирано-израильский конфликт влияет на мировой рынок нефти
Хотя на торгах в минувший понедельник цена нефти Brent упала ниже $ 71 за баррель после пятничного скачка почти до $ 79, инвесторы опасаются, что в случае дальнейших атак со стороны еврейского государства Иран будет вынужден снизить экспорт углеводородов. Или даже перекроет Ормузский пролив и тем самым лишит мировой рынок почти четверти глобального предложения нефти и СПГ.

ФОТО Delfino Barboza on Unsplash
Такие «прыжки» цены на нефть, по мнению специалистов, являются эмоциональной реакцией рынка на обострение ирано-израильского конфликта. «В понедельник нефтяные цены пошли вниз после заявлений со стороны Ирана о готовности возобновить переговоры по ядерной сделке, а также слов Дональда Трампа о нежелании США принимать участие в конфликте и стремлении разрешить все мирным путем. Кроме того, трейдеры сейчас фиксируют прибыль после бурного роста цен. Тем не менее, если военные действия не завершатся в ближайшие две недели, сырье снова начнет дорожать», — предположила в беседе с RT ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По ее словам, инвесторы опасаются, что дальнейшая эскалация приведет к перебоям в поставках иранской нефти на мировой рынок. Это рискует обернуться глобальным дефицитом энергоресурса и, как следствие, ростом цен вплоть до $ 80 – 100 за баррель, считает эксперт.
Отметим, что Иран входит в десятку ведущих производителей нефти в мире. Причем за последние несколько лет страна сумела заметно увеличить объемы добычи и экспорта «черного золота», почти вернув их к досанкционному уровню, подчеркивает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Как напоминает специалист, еще в 2018 году Соединенные Штаты вышли из шестисторонней сделки по иранской ядерной программе и ввели жесткие ограничения против Исламской Республики, запретив кому‑либо покупать у нее нефть. Однако со временем эти рестрикции стал игнорировать Китай, что и позволило Ирану нарастить производство и продажу углеводородов, поясняет Юшков. «Сегодня Иран экспортирует примерно 1,5 млн баррелей нефти в сутки, а это достаточно много. Рынок в свою очередь опасается, что, если Израиль ударит по нефтяной инфраструктуре Ирана, страна сократит экспорт нефти или вообще перестанет поставлять ее за границу. В этом случае мировой спрос на топливо останется неудовлетворенным, а цена Brent может подскочить до $ 90 – 100 за баррель», — объясняет эксперт. Впрочем, по словам аналитика, сильнее всего инвесторов настораживают угрозы иранских властей перекрыть Ормузский пролив. Через эту торговую артерию ежедневно проходит около 20 % мировых грузопотоков нефти — в частности, из Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ и самого Ирана. Более того, транспортный коридор обеспечивает 20 – 30 % глобальной торговли сжиженным природным газом, поскольку через пролив проходит весь СПГ из Катара.
«Если в определенный момент Иран увидит угрозу для собственного существования, то руководство страны действительно может перекрыть Ормузский пролив, и тогда цены мгновенно взлетят выше $ 100 за баррель и даже могут уйти за $ 150. Однако долго это не продлится. Во-первых, США сразу же вмешаются в конфликт на стороне Израиля и вместе с Евросоюзом сделают все для разблокировки пролива или смещения иранского руководства, чтобы такого больше не повторялось. Во-вторых, если нефть подорожает слишком сильно, ее потребление в мире попросту упадет», — полагает Игорь Юшков.
Как заявили в министерстве иностранных дел Ирака, продолжение ирано-израильского конфликта и закрытие Ормузского пролива могут привести к разгону нефтяных цен до $ 200 – 300 за баррель, пишет ТАСС. Это не только ударит по странам — экспортерам сырья, но и приведет к росту инфляции в европейских странах, уверены в ведомстве.
Между тем, по оценке Натальи Мильчаковой, дальнейшее ведение боевых действий не выгодно ни одной из сторон, поэтому вероятность урегулирования конфликта в ближайшее время выше, чем риск его продолжения. Как полагает эксперт, если эскалации все же удастся избежать, нефтяные котировки, скорее всего, вернутся в коридор $ 60 – 70 за баррель.
Вслед за удорожанием нефти эталонной марки Brent в конце прошлой недели выросли и котировки сырья российского сорта Urals. На торгах 13 июня его стоимость тоже поднималась почти на 13 % — до $ 72,5 за баррель. Хотя сейчас показатель скорректировался до $ 65, его значение все еще заметно выше, чем было до обострения на Ближнем Востоке.
Напомним: весной мировые цены на нефть резко упали после решения США ввести импортные пошлины против большинства стран мира. В тот момент инвесторы стали опасаться, что торговые войны Соединенных Штатов приведут к замедлению роста мировой экономики и падению глобального спроса на топливо. В результате сырье марки Brent в определенный момент дешевело почти до $ 58 за баррель, а цена Urals опускалась ниже $ 52.
«Сейчас Urals уже поставляется в дружественные нам страны по ценам выше западного потолка $ 60. Сохранение мировых котировок в коридоре $ 60 – 70 за баррель может способствовать возобновлению роста российских нефтегазовых доходов», — отмечает Наталья Мильчакова.
Читайте также:
Процесс важнее результата. Почему ЕС старается ввести повышенные тарифы на российские удобрения?
Нефтяной передел. «Сланцевый бум» в США подошёл к концу
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7929) от 18.06.2025 под заголовком «Неизбежный взлет».
Комментарии