Президент Турции заявил, что республика «может пойти разными путями с ЕС»

Перед отлетом в Нью-Йорк на Генассамблею ООН Реджеп Тайип Эрдоган решил привлечь к своей персоне внимание мировой общественности. На пресс-конференции в Стамбуле он дал понять, что Евросоюз усиленно пытается отделиться от Турции, при этом Анкара объективно оценивает ситуацию, но может сделать из нее свои выводы.

Президент Турции заявил, что республика «может пойти разными путями с ЕС» | ФОТО Meg Jerrard on Unsplash

ФОТО Meg Jerrard on Unsplash

«Европейский союз стремится разорвать отношения с Турцией. В случае если ЕС сделает соответствующие шаги, мы проведем свою оценку этих событий и после этого можем пойти с ЕС разными путями, если это будет необходимо», — приводит слова турецкого лидера ТАСС. С таким утверждением Эрдоган выступил на фоне принятия Европарламентом (ЕП) 13 сентября резолюции, посвященной отчету Еврокомиссии об отношениях ЕС и Анкары.

В документе, в частности, констатируется, что «в отсутствие серьезных изменений курса турецким правительством процесс вступления Турции в ЕС не может быть возобновлен при текущих обстоятельствах». В связи с этим Европейский парламент призвал «турецкое правительство… институты и страны — члены Евросоюза найти выход из сложившейся тупиковой ситуации и двигаться по пути более тесного, более динамичного и стратегического партнерства». «Европейский парламент рекомендует… начать процесс размышления, с тем чтобы найти параллельную и реалистичную модель отношений между ЕС и Турцией, которая учитывает интересы всех участников», — говорится в документе. Европарламент также обратился к Европейской комиссии с призывом «рассмот­реть возможные форматы привлекательного для всех сторон рамочного документа посредством всеобъемлющего и инклюзивного процесса, такого как обновленное соглашение об ассоциации».

Таким образом, Европарламент фактически предложил искать форматы сотрудничества ЕС и Турции, которые бы стали альтернативой евроинтеграции Анкары. Резолюцию ЕП уже раскритиковали в турецком МИД. «Отчет ЕП по Турции за 2022 год, принятый на пленарном заседании 13 сентября 2023 года, является сборником необоснованных обвинений и предубеждений, которые основаны на дезинформации от антитурецких кругов. Это отражение поверхностного и недальновидного подхода Европарламента не только к отношениям Турции и ЕС, но и к будущему сою­за», — приводит ТАСС заявление ведомства.

В резолюции ЕП также содержится ряд критических замечаний в отношении политики турецкого руководства как внутри страны, так и на международной арене. В частности, европарламентарии выразили недовольство в связи с развитием российско-турецких отношений во многих областях, в том числе в банковской сфере, туризме и энергетике. В документе подчеркивается, что товаро­оборот между Анкарой и Москвой вырос почти вдвое с момента введения антироссийских санкций ЕС в 2022 году. Авторы резолюции обращают внимание на то, что такое сближение происходит на фоне противостояния на Украине. Недовольство Европарламента вызвал также отказ Турции ввести санкции против России. Во многом из‑за попытки сохранить нейтралитет в украинском конфликте, говорится в документе, уровень соответствия внешнеполитического курса Анкары принципам общей внешней политики и безопасности ЕС снизился с 14 % в 2021 году до 7 % в 2022‑м. Такой показатель является самым низким среди всех стран — кандидатов на вступ­ление в ЕС, указано в резолюции.

Кроме того, члены Европарламента подвергли критике Турцию и за нежелание одобрить вступление Швеции в НАТО. По мнению ЕП, выдвигая требования к Стокгольму, Анкара тем самым пытается «подорвать демократические свободы в странах — членах ЕС». Помимо этого евродепутаты обвинили Анкару в отступлении от демократии, в дискриминации сексуальных меньшинств, во введении цензуры, в давлении на журналис­тов и использовании судебной сис­темы в качестве политического инструмента. В итоге авторы резолюции пришли к выводу, что нынешнее турецкое правительство не заинтересовано в устранении сохраняющегося и растущего разрыва между Турцией и ЕС в вопросах ценностей и стандартов.

Напомним, что Турция является рекордсменом по времени ожидания приема в Евросоюз. Накануне принятия вышеназванной резолюции исполнилось ровно 60 лет с момента подписания этой страной и Европейским экономическим сообществом (в 1993 году переименованным в ЕС) соглашения об ассоциации. В кандидатах на вступление в Евросоюз турецкая республика ходит с 1999‑го. За 24 года на дороге к заветной цели Турцию обошли другие страны, которые начали процесс евроинтеграции куда позже. Свои претензии на этот счет Анкара высказывала чиновникам ЕС неоднократно. Последний раз это сделал Эрдоган в разговоре с председателем Евросовета Шарлем Мишелем на завершившейся в воскресенье встрече G20 в Индии. «Евросоюз 50 лет нас тормозит. Сегодня мы снова встречались с Шарлем Мишелем, и мы сказали ему, что весы не выдержат такой нагрузки» — так передал Эрдоган журналистам по возвращении домой содержание своего разговора с высшим чиновником ЕС.

Между тем, как полагают аналитики, турецкое руководство в реальности уже не рассчитывает на то, что ЕС в принципе когда‑либо одобрит заявку Анкары. «Вряд ли Эрдоган действительно всерьез считает, что Турция как‑то приблизится к вступлению в Евросоюз. Он понимает, что настроения против приема страны в ЕС не только не пошли на спад, но и усилились. В том числе это произошло и из‑за его действий, которые он считает проявлением независимой политической позиции страны. Я полагаю, что Эрдоган хочет лишь обозначить перед турецкими избирателями свою позицию — что вот он от вступления в ЕС не отказывается, этого сами европейцы не желают. Хотя, в общем‑то, и многие турки убедились, что в Европе их особенно не ждут», — говорит старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский.

А вот по мнению эксперта Института Ближнего Востока Сергея Балмасова, несмотря на все трудности, Анкара вряд ли станет на данном этапе официально отказываться от планов вступить в ЕС. «Турции отказываться от курса в ЕС ни к чему. Это может произойти только в случае, если Брюссель займет неприемлемую для Анкары позицию, например, в вопросе турецко-греческих отношений. Пока же Эрдогану выгоднее выкручивать руки Евросоюзу, чем хлопать дверью. Ему это полезно и с точки зрения пиара. Занимая подобную позицию, он показывает, что не собирается вступать в Евросоюз на условиях Брюсселя», — отмечает аналитик. При этом эксперт выражает уверенность, что Турция при Эрдогане не станет «уступать» требованиям Евросоюза.

«У ЕС слишком много претензий, касающихся, например, различных свобод, которые Эрдогану будет сложно обойти. Но он на самом деле и не хочет становиться ­частью безликого Евросоюза, у него свои интересы, свой путь. Слепое подчинение Брюсселю — это не про Реджепа Тайипа Эрдогана. Он стремится проводить независимую политику, основанную на отстаивании национальных интересов Турции. В то же время интересы республики зачастую противоречат интересам Брюсселя. По этой причине в том числе между ними и возникают разногласия», — заключает Балмасов.

В свою очередь политолог Всеволод Шимов считает, что окончательный «развод» Анкары с Брюсселем будет болезненным и во многом непопулярным решением, ведь республика тесно связана с ЕС экономически, а в странах Европы проживает большая турецкая диаспора. Сама риторика Эрдогана звучит скорее как шантаж, чтобы ЕС наконец сделал шаги навстречу. «При этом следует учитывать, что для Евросоюза Турция — очень крупное и во многом чуждое для него государство. Включение его в ЕС опрокинет всю систему принятия решений, пошатнет негласную гегемонию Франции и Германии. Обострит противоречия с Грецией, да и Афины будут всеми силами пытаться заблокировать такое решение. Не говоря о том, что Турция в ЕС будет преследовать собственные интересы, идущие вразрез с позицией других участников. Собственно, по той же причине Евросоюз еще в 1990‑е годы отказался от интеграции России — слишком большое государство, не вписывающееся в лос­кутную архитектуру Европы», — констатирует политолог.


#Турция #Евросоюз #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7507) от 22.09.2023 под заголовком «Анкара и Брюссель: дороги расходятся?».


Комментарии