По новым правилам мыть лестницы с чистящими средствами нужно ежедневно

Отныне мыть лестницы и площадки с применением чистящих и моющих средств нужно... ежедневно. Так гласят новые СанПиНы, которые начали действовать нынешней весной. До сего момента в санитарных правилах пункта про уборку в жилфонде не было вообще, о мытье подъездов речь шла лишь в жилищно-коммунальных правилах. А теперь, выходит, клининговые услуги из отрасли ЖКХ перекочевали в медицинскую. Только ответственный остался прежний – управляющая компания.

По новым правилам мыть лестницы с чистящими средствами нужно ежедневно | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Причина перемен известна. Ежедневная уборка – часть борьбы с Covid. Правда, пока не слишком-то ясно, насколько мытье полов и протирка перил способствуют уничтожению вируса, но чистота (даже относительная) еще никому не мешала.

Управляющие компании и особенно ТСЖ уже шумят. Им лишняя ответственность ни к чему. Да и денег нет на ежедневную уборку. «Помывочный» тариф, утвержденный комитетом по тарифам для «своих» (нанимателей казенного жилья), рассчитан на выполнение минимального набора услуг (сейчас это 2,17 руб. с кв. м в месяц). Все прочие могут жить либо по таким тарифам, либо всем домом принять индивидуальные – для более качественной уборки.

Кстати говоря, сегодня в России нет документа, в котором содержался бы этот самый «минимальный набор». Лишь в Правилах содержания жилищного фонда в пояснении к одному из пунктов сказано, что мытье лестничной клетки нужно производить не реже одного раза в месяц. Там же, правда, есть еще «обметание окон, подоконников, отопительных приборов на лестничной клетке – не реже одного раза в пять дней; обметание стен – не менее двух раз в месяц». Однако эти требования относятся лишь к тем зданиям, где установлены вакуумные системы – вентиляционное оборудование, способное моментально «всосать» воздух, запыленный из-за «обметания».

К «минимуму» часто относят знакомый многим перечень: ежедневное влажное подметание двух нижних этажей, площадок перед мусоропроводом, мытье кабины, пола лифта; ежемесячное влажное подметание этажей выше второго; ежегодное мытье окон, стен... Впрочем, этот перечень и ранее-то существовал лишь в рекомендациях Минстроя, а ныне и вовсе забыт. Так что более частую, чем раз в месяц, уборку ныне делают чаще всего «по заявкам», а точнее – после десятка жалоб.

Отсюда законный вопрос: кто и за чей счет должен выполнять требования новых СанПиНов? Собственно, никто и не собирается отвечать на этот вопрос. Как никто еще не прояснил, какая инстанция обязана надзирать за соблюдением новых требований. По административной логике, за исполнением жилищных правил следит Жилищная инспекция (ГЖИ), а санитарных – Роспотребнадзор (бывшая СЭС). Поскольку поменялись лишь СанПиНы, а Правила содержания жилфонда остались прежними, стало быть, контрольная функция – на Роспотребнадзоре. А дело ГЖИ – сторона. Но вызвать Роспотребнадзор «на адрес» непросто.

Впрочем, теперь, возможно, этому ведомству придется осваивать жилищно-коммунальную сферу. Кроме уборки парадных в санитарных правилах впервые появились требования раз в неделю дезинфицировать мусороприемную камеру и раз в месяц – сам ствол мусоропровода. Затопление подвалов и захламление мест общего пользования, всегда воспринимаемые как жилищно-коммунальные грехи, отныне стали также нарушениями санитарных правил. То же – про нормативы температуры воды в трубе, про запрет на мытье машин во дворах, про мусорные площадки, которые нельзя располагать ближе 7,5 метра от дома.

Управляющая компания, по СанПиНам, должна теперь контролировать качество горячей и холодной воды. И делать это по специальным правилам, разработанным еще в 2015 году. Они предписывают отбирать пробы как минимум в трех местах и проводить их лабораторный анализ не реже одного раза в месяц. Причем по нескольким показателям, список которых может еще расширить местная власть.

А после ликвидации аварий в доме управляющей компании предписано промыть и продезинфицировать систему подачи воды, а также провести дополнительное лабораторное исследование качества воды.

И еще новость для жилищников. Санитарные правила заставляют их... забирать у населения использованные ртутные лампы. Поскольку у управляющих компаний наверняка нет лицензий на сбор и транспортировку отходов 1 – 2-го классов опасности, им, похоже, придется заключать договор со специализированными организациями.

Жилищные СанПиНы прошлись также по коммерсантам. Расположение любого оборудования (вентиляции, холодильников, электрощитков...) над, под и рядом с жилыми помещениями теперь считается нарушением санитарии. А магазинам, расположенным в жилых домах, разрешено разгружать товар лишь с торцов домов и (цитата из правил) «из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров и со стороны автомобильных дорог».

Как будут наказаны нарушители? Ответ есть в Кодексе об административных правонарушениях. Виновные получат предупреждение или штраф (на граждан – от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на предпринимателей – от пятисот до тысячи рублей или приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток). Если правила нарушены при введенном режиме чрезвычайной ситуации (скажем, при карантине), то наказания ужесточат.

#уборка #лестница #чистота

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (6924) от 17.05.2021 под заголовком «Новая профессия санитарного врача».


Комментарии