Петербургские ученые создают высокоточную гидрометеорологическую сеть в Русской Арктике

Петербургские ученые приступили к созданию в морской и прибрежной зонах Русской Арктики новой высокоточной гидрометеорологической сети, соответствующей международным и отечественным стандартам, на основе дрейфующих буев.

Петербургские ученые создают высокоточную гидрометеорологическую сеть в Русской Арктике | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Этот проект сотрудники Аркти­ческого и Антарктического института (ААНИИ) выполняют в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды» и ведомственной программы Росгидромета по модернизации действующих морских метеостанций.

В более точных прогнозах, которые можно будет получать благодаря такой работе, заинтересованы как судоводители, осваивающие Северный морской путь, так и специалисты, которые отвечают за работу портовой инфраструктуры. Кроме того, данные обновленной гидрометеорологической сети существенно расширят возможности научных исследований.

Работа эта довольно масштабная. Ожидается, что к 2024 году дрейфующие и стационарные измерительные приборы отечест­венного производства (к слову, в их разработке участвовали сотрудники Севастопольского гос­университета) будут установлены на трассе Севморпути и в акваториях всех морей Арктической зоны РФ. Совершенствование данной системы предусмотрено планом развития Севморпути до 2035 года.

«Особое внимание при этом будет уделено модернизации метеопунктов в Восточном секторе Арктики, включая самые удаленные от материка части морей и островные точки, — отмечает директор ААНИИ Александр Макаров. — Это важно для наращивания темпов круглогодичного судоходства по Севморпути. На данный момент там установлены семь дрейфующих метеостанций, в 2023‑м будут размещены еще 42. А общее количест­во арктических метеостанций вырастет в шесть раз».

По словам Макарова, покрытие всей трассы Севморпути и прилегающей части Арктического бассейна дрейфующими и стационарными метеостанциями позволит получать оттуда свежие данные о ледовой и метеорологической обстановке. Благодаря высокой скорости передачи сведений можно будет уточнять маршруты судов (практически в онлайн-режиме) и делать высокоточные прогнозы для будущих рейсов. А это важная составляющая научных исследований, а также безопасности судоходства и прибрежной деятельности в регионе.

Информацию, которая начнет ежечасно поступать в Петербург по спутниковой связи, сотрудники Мирового центра данных по морскому льду ААНИИ будут обрабатывать и передавать в информационную систему Росгидромета. Имеется в виду очень разно­образная информация: температура воды и воздуха, атмосферное давление, параметры, характеризующие теплообмен, толщину снежного и ледового покровов, скорость дрейфа льда и др.

Эти данные помогут ученым корректировать модельные расчеты погоды и уточнять маршруты судов с учетом возможнос­ти их обледенения, принимая во внимание усиление ветра и волнение моря, другие метеорологические сведения.


#ученые #Арктика #полярники

Комментарии