Петербургские ученые исследуют глубины Северного Ледовитого океана

Петербургские ученые, дрейфующие в составе экспедиции «Северный полюс-41» в водах Северного Ледовитого океана, исследуют его глубины и отбирают пробы грунта в ходе масштабной научной программы. Эти работы, проводимые в районе хребта Ломоносова и котловины Амундсена, помогут понять климатические изменения в высоких широтах за несколько тысяч лет.

Петербургские ученые исследуют глубины Северного Ледовитого океана | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На протяжении последних пяти месяцев ученые не только берут в разных местах образцы донных отложений. Благодаря геологическому комплексу (весом около тонны), доставленному в Арктику на ледостойкой платформе «Северный плюс», они анализируют полученные материалы прямо на месте, определяя строение, вещественный и газовый состав донных осадков.

Проводить там исследования (в настоящее время они ведутся в районе 87-го градуса северной широты) участникам экспедиции помогает также профилограф. Этот прибор позволяет видеть дно и толщу осадков на глубине до двухсот метров. Изучая их состав, ученые могут вычислить направления океан­ских течений, внутренних и поверхностных, за довольно большой период времени и на основании этого предсказать, что ожидает климатическую систему Арктики в перспективе.

Опираясь на полученные данные, специалисты Арктического института (ААНИИ), участвующие в исследовании в составе международного научного коллектива, пришли к интересным выводам относительно трансформации этой системы. Они полагают, что сокращение площади многолетнего льда вкупе с изменением направления и состава течений может привести к росту микроскопических водорослей и более активному поглощению ими атмосферного углерода.

Хребет Ломоносова, где ведутся эти работы, простирается от Новосибирских островов до острова Элсмир (Канадский арктический архипелаг) примерно на 1800 км, проходя через Северный полюс и пересекая центральную часть океана. А громадная, длиной около 2 тыс. км и глубиной до 4,4 км, котловина Амундсена находится между хребтами Ломоносова и Гаккеля. Последний, кстати, был назван Географическим обществом СССР по имени его первооткрывателя — известного ленинградского океанографа, участника многих экспедиций Якова Гаккеля.

Кроме прочего ученые берут пробы пород на восточном и западном склонах хребта Ломоносова, изучают мощный слой поверхностных осадков с малым количеством донно-каменного материала в районе котловины Амундсена.

На дне происходит много интересных процессов, и каждый такой «сюжет» по‑своему интересен, пояснила морской геолог Елена Попова, участник экспедиции.

«В некоторых местах наблюдаются глубоководные течения, образуются каналы, на склонах которых материал осыпается, обнажая коренные породы, — рассказала она. — Структура осадков при этом может быть однородной, без разделения на слои. Такие отложения образуются в результате склонового процесса или могут относиться к ледниковым осадкам (диамиктону). Если слои ровные, значит, осадки просто ложились одним слоем на другой, а их свойства и состав менялись в зависимости от климата».

Подобные образцы и нужны для исследований. Но найти такие мес­та в глубинах Северного Ледовитого океана зачастую непростая задача, резюмировала геолог.

Между тем другая группа ученых, работающих на дрейфующей станции «Северный полюс-41», оценивает биопродуктивность вод Северного Ледовитого океана, то есть скорость, с которой растут там водоросли. Подобные исследования помогают также изучать распространение водных масс, чтобы понимать влияние этих процессов на изменение климата в регионе, подчеркивают специалисты.

Определить в морской воде и льдах биогенные элементы позволит им новое оборудование (автоанализатор), которое будет доставлено на станцию после пус­коналадочных работ, проводимых в Лаборатории полярных и морских исследований имени О. Ю. Шмидта (подразделение ААНИИ).

«Новый прибор существенно ускорит работу и повысит точность получаемых в океане данных, — комментирует руководитель этой лаборатории Василий Поважный. — Опытный оператор может выявить характер 20 – 30 проб биогенных элементов в день, в то время как автоанализатор выполняет такой объем работы за час и может действовать круглосуточно. К тому же этот прибор сам готовит калибровочные растворы. В России таких приборов около десяти, три из которых работают в нашем институте».


#ученые #океан #исследования

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7395) от 13.04.2023 под заголовком «Увлекательные «сюжеты» на дне».


Комментарии