Пенсионный раскол. Во Франции продолжаются «марши пустых кастрюль»
14 апреля конституционный совет Франции вынес свой вердикт, констатировав, что подготовленная исполнительной властью пенсионная реформа в целом соответствует основному закону Пятой республики. Однако французское общество продолжает бурлить…
ФОТО pixabay
Важнейшая реформа Макрона
Еще когда Эммануэль Макрон первый раз вошел в Елисейский дворец в 2017 году, молодой президент заявил, что общество нуждается в серьезной пенсионной реформе. Тогда же правительство выступило со стратегическим обоснованием такой реформы, поскольку пенсии составляют 13,5 % валового внутреннего продукта (ВВП), или более 300 млрд евро государственных расходов в год, причем эти цифры ежегодно растут.
Подготовка проекта реформы велась долго и основательно, но уже в 2021 году правительство страны заявило, что помимо необходимости увеличения пенсионного возраста следует также «увеличить минимальный размер пенсии в сто евро для любой полноценной карьеры». Поскольку год назад, в апреле 2022‑го, Макрон одержал повторную победу на президентских выборах, формально можно сказать о том, что французы прекрасно понимали, с чем им придется вскоре столкнуться.
После переизбрания Макрона главой государства работа над пенсионной реформой пошла еще более быстрыми темпами, и в итоге правительство во главе с соратницей президента по партии «Возрождение» Элизабет Борн ближе к концу прошлого года обнародовало проект пенсионных преобразований. Главное в них — последовательно увеличить срок выхода на пенсию с 62 до 64 лет. На данном этапе это будет касаться прежде всего граждан, родившихся с 1960-го по 1973 г., и плавный переход реформы (каждый год пенсионный отрезок для завершающих трудовую деятельность французов будет повышаться на три месяца) планируется провести к 2030 году. Соответственно, должен увеличиться и срок пенсионных выплат для работающих граждан; для получения стопроцентной пенсии к 2027 году он должен составлять 43 года!
Реформа предусматривает столь желаемую Макроном и его сподвижниками ликвидацию «специальных режимов» (а их во Франции сегодня насчитывается 37 различных видов) для отдельных категорий трудящихся — железнодорожников, работников автомобильного сектора, энергетиков, сотрудников газовой отрасли, госслужащих и т. д. Также реформа предполагает последовательное увеличение размера минимальной пенсии с доведением ее со временем до уровня 85 % от минимальной гарантированной заработной платы. Будут изменены правила досрочного ухода работающих на заслуженный отдых и регламент получения пенсий после несчастного случая на рабочем месте. Реформа предполагает также введение специальной пенсии для сирот и некоторое увеличение взносов со стороны работодателей на «социальные» издержки пенсий.
Шаткое большинство центристов
Объясняя необходимость пенсионной реформы, Макрон обратился прежде всего к рациональным доводам: «В тот момент, когда я вступил в социальную жизнь, было 12 миллионов пенсионеров. Сегодня их около 17 миллионов. В 2030‑е годы будет 30 миллионов. Следовательно, эта реформа необходима». Французский президент уверяет общественность, что не существует разумной альтернативы реформе, поскольку вариант как увеличения пенсионных отчислений, так и вероятность снижения размера пенсий ряди достижения финансового баланса не являются реалистичными сценариями.
Однако, даже заручившись поддержкой многих известных экономистов и представителей делового сообщества, равно как и поддержкой связанных с буржуазными кругами средств массовой информации, Макрон и его правительство так и не сумели убедить основную часть соотечественников в правильности своего выбора. Конечно, министры и депутаты от центристских партий, поддерживающие исполнительную власть, делали в последние месяцы все возможное, чтобы изменить негативное отношение общественности к правительственному проекту. Но сказать, что сильно преуспели, нельзя. Самые разные опросы показывали: проект пенсионной реформы поддерживают от силы чуть больше трети французов.
Тем не менее, проигрывая оппонентам на улице и в теледебатах, либеральные политики сделали ставку на успех в коридорах власти. И этот ход в итоге сработал, хотя, скажем так, не без проблем. Воспользовавшись тем, что большая часть правоцентристской партии «Республиканцы» (находящейся в конструктивной оппозиции к правительству) в целом с одобрением относится к увеличению срока выхода на пенсию, в дебатах в национальном собрании и сенате центристам при поддержке «Республиканцев» удалось блокировать многочисленные поправки к тексту законопроекта реформы со стороны разнородной оппозиции.
Эксперты полагали, что Макрону удастся, хоть и не без труда, получить одобрение реформы в нижней палате парламента — национальном собрании. Однако уверенности в этом не было, поскольку часть депутатов от «Республиканцев» в последний момент выразили готовность голосовать против. Дабы избежать конфуза, власти пошли на известное для президентской Пятой республики обращение к конституционной статье 49.3, разрешающее премьер-министру в отдельных случаях избегать прямого голосования за законопроекты в парламенте. В результате в марте реформа была принята.
Состоявшееся в ответ по требованию оппозиции голосование о вотуме недоверия кабмину показало, что «легкое» преимущество у сторонников Макрона все же остается — не хватило всего шести голосов, чтобы отправить центристское правительство в отставку. Но, с другой стороны, результат этого же голосования показал: у президента и правительства имеется весьма символическое преимущество в национальном собрании.
Оппозиция во всеоружии
Практически все опросы общественного мнения свидетельствуют, что стабильно более 60 % респондентов высказывают свое недовольство и выступают за отмену пенсионной реформы. Если вынести за скобки «Республиканцев», то все другие парламентские оппозиционные партии со своей стороны сказали этой реформе твердое «нет».
Вполне логично, что наиболее жесткое неприятие исходит от левой части оппозиции, объединенной в Новый народный экологический и социальный союз (ННЭСС). Именно она подготовила сотни парламентских поправок, призванных блокировать реформу, одновременно пытаясь в стенах национального собрания устроить обструкцию министрам, представляющим законопроект.
В принципе левые вообще требуют вернуться к существовавшему еще при президенте-социалисте Франсуа Миттеране 60‑летнему возрасту выхода на пенсию при 40 годах официального трудового стажа. Представители ННЭСС считают, что необходимо увеличить накопительные взносы для богатой части населения, ликвидировать налоговые преимущества в системе капитализации. Фактический лидер ННЭСС, представляющий движение «Непокоренная Франция», Жан-Люк Меланшон утверждает: у государства «есть 5,4 млрд евро, чтобы финансировать переход к пенсии с 60 лет».
Левые партии активно сотрудничали друг с другом в проведении оппозиционных акций, взаимодействовали с профсоюзами и социальными организациями в общепротестном движении. Словом, оказались в своей стихии. Однако между различными левыми имеются все же противоречия и дальнейшая судьба ННЭСС сегодня не совсем понятна.
Наоборот, другой фланг оппозиции, крайне правый, выступал как гораздо более гомогенная и единая сила, поскольку он представлен одной сильной партией — Национальным объединением (НО). Профессор парижского института Сьянс-По Марк Лазар полагает, что «стратегия НО в отношении пенсионной реформы имеет двойное измерение: противостоять этой реформе на парламентском уровне до самого конца, при этом представляя себя как партию порядка в глазах французов».
В нижней палате парламента депутаты НО пытались всячески провалить законопроект, заявляя о том, что правительственный вариант реформы принесет французам больше вреда, нежели пользы. В то же время крайне правые решительно осудили факты беспорядков во время протестов и, в частности, однозначно выступили против блокировки автодорог и подъезда к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), на что шли наиболее радикальные профсоюзные активисты. Такая линия поведения, похоже, себя оправдывает; во всяком случае опросы общественного мнения показывают, что НО по популярности вышло в стране на первое место.
Классовая борьба в XXI веке
С самого начала нынешнего года Франция бурлит. Конечно, для историков не секрет, что «страна пяти революций» в современной Европе отличается, скажем так, специфическим опытом защиты социальных прав трудящихся. Пожалуй, если мы говорим о Западной Европе, то именно в Пятой республике имеются наиболее боевые профсоюзы, которые регулярно устраивают массовые протестные акции. В связи с пенсионной реформой повод оказался более чем благоприятным.
На этот раз все основные профцентры Франции объединились в своем неприятии предложенной властью реформы. Их поддержали многие неправительственные организации, студенческие и ученические центры. В общей сложности за последние два с половиной месяца миллионы граждан по призыву профсоюзов приняли участие в 12 общенациональных днях действий против правительственного законопроекта. Они прошли примерно в трехстах городах республики. Мероприятия носили комплексный и разнообразный характер: всеобщие и отраслевые забастовки, массовые манифестации и митинги, перекрытие доступа к НПЗ и бензоколонкам. Несмотря на то что граждане почувствовали ущерб от этих действий (в частности, имели место серьезные перебои с подачей электричества, забастовки транспортников всерьез в феврале-марте осложнили передвижение по стране, свою лепту в кризис внесли стачки мусорщиков и муниципальных работников), все опросы общественного мнения вплоть до сегодняшнего дня показывают: большинство французов с сочувствием относятся к протестному социальному движению. Большая часть граждан одобрили идею профсоюзов об организации референдума, к середине апреля были собраны 4,8 млн подписей за его проведение.
Но либеральная власть выбрала иной путь. После «шулерского» протаскивания реформы кабмин обратился в конституционный совет, и тот 14 апреля дал свое принципиальное согласие на то, что пенсионная реформа соответствует (за исключением шести не самых принципиальных положений) конституции республики. После чего премьер Борн продекларировала, что «нет ни победителей, ни побежденных», а Макрон 15 апреля по‑быстрому подписал законопроект о пенсионной реформе.
Власти, таким образом, не мытьем, так катаньем протолкнули этот документ. В результате Франция получила мощный социально-политический кризис и глубокое неудовлетворение обществом действий президента и правительства. Поскольку реформа сама по себе не способна решить те серьезнейшие социальные и экономические вызовы, с которыми сегодня сталкивается французское общество, ее запуск отнюдь не гарантирует стране политической стабильности.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Серия новых акций протеста прошла во французских городах после телеобращения Эммануэля Макрона, в котором он попытался объяснить гражданам важность принятия необходимой, по его словам, пенсионной реформы. Выступление политика подтолкнуло французов снова выйти на улицы городов, чтобы устроить «марш пустых кастрюль». Акции, по данным газеты Le Figarо, прошли в Париже, Леоне, Страсбурге, Тулузе, Нанте, Ренне и Бордо.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7401) от 21.04.2023 под заголовком «Пенсионный раскол ».
Комментарии