Пенсионный раскол. Во Франции продолжаются «марши пустых кастрюль»

14 апреля конституционный совет Франции вынес свой вердикт, констатировав, что подготовленная исполнительной властью пенсионная реформа в целом соответствует основному закону Пятой республики. Однако французское общество продолжает бурлить…

Пенсионный раскол. Во Франции продолжаются «марши пустых кастрюль» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Важнейшая реформа Макрона

Еще когда Эммануэль Макрон первый раз вошел в Елисейский дворец в 2017 году, молодой президент заявил, что общество нуждается в серьезной пенсионной реформе. Тогда же правительство выступило со стратегическим обоснованием такой реформы, поскольку пенсии составляют 13,5 % валового внут­реннего продукта (ВВП), или более 300 млрд евро государственных расходов в год, причем эти цифры ежегодно растут.

Подготовка проекта реформы велась долго и основательно, но уже в 2021 году правительство страны заявило, что помимо необходимости увеличения пенсионного возраста следует также «увеличить минимальный размер пенсии в сто евро для любой полноценной карьеры». Поскольку год назад, в апреле 2022‑го, Макрон одержал повторную победу на президентских выборах, формально можно сказать о том, что французы прекрасно понимали, с чем им придется вскоре столкнуться.

После переизбрания Макрона главой государства работа над пенсионной реформой пошла еще более быстрыми темпами, и в итоге правительство во главе с соратницей президента по партии «Возрождение» Элизабет Борн ближе к концу прошлого года обнародовало проект пенсионных преобразований. Главное в них — последовательно увеличить срок выхода на пенсию с 62 до 64 лет. На данном этапе это будет касаться прежде всего граждан, родившихся с ­1960-го по 1973 г., и плавный переход реформы (каждый год пенсионный отрезок для завершающих трудовую деятельность французов будет повышаться на три месяца) планируется провести к 2030 году. Соответственно, должен увеличиться и срок пенсионных выплат для работающих граждан; для получения стопроцентной пенсии к 2027 году он должен составлять 43 года!

Реформа предусматривает столь желаемую Макроном и его сподвижниками ликвидацию «специальных режимов» (а их во Франции сегодня насчитывается 37 различных видов) для отдельных категорий трудящихся — железнодорожников, работников автомобильного сектора, энергетиков, сотрудников газовой отрасли, госслужащих и т. д. Также реформа предполагает последовательное увеличение размера минимальной пенсии с доведением ее со временем до уровня 85 % от минимальной гарантированной заработной платы. Будут изменены правила досрочного ухода работающих на заслуженный отдых и регламент получения пенсий после несчастного случая на рабочем месте. Реформа предполагает также введение специальной пенсии для сирот и некоторое увеличение взносов со стороны работодателей на «социальные» издержки пенсий.

Шаткое большинство центристов

Объясняя необходимость пенсионной реформы, Макрон обратился прежде всего к рациональным доводам: «В тот момент, когда я вступил в социальную жизнь, было 12 миллионов пенсионеров. Сегодня их около 17 миллионов. В 2030‑е годы будет 30 миллионов. Следовательно, эта реформа необходима». Французский президент уверяет общественность, что не существует разумной альтернативы реформе, поскольку вариант как увеличения пенсионных отчислений, так и вероятность снижения размера пенсий ряди достижения финансового баланса не являются реалистичными сценариями.

Однако, даже заручившись поддержкой многих известных экономистов и представителей делового сообщества, равно как и поддержкой связанных с буржуазными кругами средств массовой информации, Макрон и его правительство так и не сумели убедить основную часть соотечественников в правильности своего выбора. Конечно, министры и депутаты от центрист­ских партий, поддерживающие исполнительную власть, делали в последние месяцы все возможное, чтобы изменить негативное отношение общественности к правительственному проекту. Но сказать, что сильно преуспели, нельзя. Самые разные опросы показывали: проект пенсионной реформы поддерживают от силы чуть больше трети французов.

Тем не менее, проигрывая оппонентам на улице и в теледебатах, либеральные политики сделали ставку на успех в коридорах влас­ти. И этот ход в итоге сработал, хотя, скажем так, не без проблем. Воспользовавшись тем, что большая часть правоцентристской партии «Республиканцы» (находящейся в конструктивной оппозиции к правительству) в целом с одоб­рением относится к увеличению срока выхода на пенсию, в дебатах в национальном собрании и сенате центристам при поддержке «Респуб­ликанцев» удалось блокировать многочисленные поправки к тексту законопроекта реформы со стороны разнородной оппозиции.

Эксперты полагали, что Макрону удастся, хоть и не без труда, получить одобрение реформы в нижней палате парламента — национальном собрании. Однако уверенности в этом не было, поскольку часть депутатов от «Республиканцев» в последний момент выразили готовность голосовать против. Дабы избежать конфуза, власти пошли на известное для президентской Пятой республики обращение к конституционной статье 49.3, разрешающее премьер-министру в отдельных случаях избегать прямого голосования за законопроекты в парламенте. В результате в марте реформа была принята.

Состоявшееся в ответ по требованию оппозиции голосование о вотуме недоверия кабмину показало, что «легкое» преимущество у сторонников Макрона все же остается — не хватило всего шести голосов, чтобы отправить центристское правительство в отставку. Но, с другой стороны, результат этого же голосования показал: у президента и правительства имеется весьма символическое преимущество в национальном собрании.

Оппозиция во всеоружии

Практически все опросы общест­венного мнения свидетельствуют, что стабильно более 60 % рес­пондентов высказывают свое недовольство и выступают за отмену пенсионной реформы. Если вынес­ти за скобки «Республиканцев», то все другие парламентские оппозиционные партии со своей стороны сказали этой реформе твердое «нет».

Вполне логично, что наиболее жесткое неприятие исходит от левой части оппозиции, объединенной в Новый народный экологический и социальный союз ­(НН­­ЭСС). Именно она подготовила сотни парламентских поправок, приз­ванных блокировать реформу, одновременно пытаясь в стенах национального собрания устроить обструкцию министрам, представляющим законопроект.

В принципе левые вообще требуют вернуться к существовавшему еще при президенте-социалисте Франсуа Миттеране 60‑летнему возрасту выхода на пенсию при 40 годах официального трудового стажа. Представители ННЭСС считают, что необходимо увеличить накопительные взносы для богатой части населения, ликвидировать налоговые преимущества в системе капитализации. Фактический лидер ННЭСС, представляющий движение «Непокоренная Франция», Жан-Люк Меланшон утверждает: у государства «есть 5,4 млрд евро, чтобы финансировать переход к пенсии с 60 лет».

Левые партии активно сотрудничали друг с другом в проведении оппозиционных акций, взаимодействовали с профсоюзами и социальными организациями в общепротестном движении. Словом, оказались в своей стихии. Однако между различными левыми имеются все же противоречия и дальнейшая судьба ННЭСС сегодня не совсем понятна.

Наоборот, другой фланг оппозиции, крайне правый, выступал как гораздо более гомогенная и единая сила, поскольку он представлен одной сильной партией — Национальным объединением (НО). Профессор парижского института Сьянс-По Марк Лазар полагает, что «стратегия НО в отношении пенсионной реформы имеет двойное измерение: противостоять этой реформе на парламентском уровне до самого конца, при этом представляя себя как партию порядка в глазах французов».

В нижней палате парламента депутаты НО пытались всячески провалить законопроект, заявляя о том, что правительственный вариант реформы принесет французам больше вреда, нежели пользы. В то же время крайне правые решительно осудили факты беспорядков во время протестов и, в част­ности, однозначно выступили против блокировки автодорог и подъезда к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), на что шли наиболее радикальные профсоюзные активисты. Такая линия поведения, похоже, себя оправдывает; во всяком случае опросы общественного мнения показывают, что НО по популярности вышло в стране на первое место.

Классовая борьба в XXI веке

С самого начала нынешнего года Франция бурлит. Конеч­­но, для историков не секрет, что «страна пяти революций» в современной Европе отличается, скажем так, специфическим опытом защиты социальных прав трудящихся. Пожалуй, если мы говорим о Западной Европе, то именно в Пятой республике имеются наиболее боевые профсоюзы, которые регулярно устраивают массовые протестные акции. В связи с пенсионной реформой повод оказался более чем благоприятным.

На этот раз все основные проф­центры Франции объединились в своем неприятии предложенной властью реформы. Их поддержали многие неправительственные организации, студенческие и ученические центры. В общей сложнос­ти за последние два с половиной месяца миллионы граждан по призыву профсоюзов приняли участие в 12 общенациональных днях действий против правительственного законопроекта. Они прошли примерно в трехстах городах респуб­лики. Мероприятия носили комп­лексный и разнообразный характер: всеобщие и отраслевые забастовки, массовые манифестации и митинги, перекрытие доступа к НПЗ и бензоколонкам. Несмотря на то что граждане почувствовали ущерб от этих действий (в частнос­ти, имели место серьезные перебои с подачей электричества, забастовки транспортников всерьез в феврале-марте осложнили передвижение по стране, свою лепту в кризис внесли стачки мусорщиков и муниципальных работников), все опросы общественного мнения вплоть до сегодняшнего дня показывают: большинство французов с сочувствием относятся к протестному социальному движению. Большая часть граждан одобрили идею профсоюзов об организации референдума, к середине апреля были собраны 4,8 млн подписей за его проведение.

Но либеральная власть выбрала иной путь. После «шулерского» протаскивания реформы кабмин обратился в конституционный совет, и тот 14 апреля дал свое принципиальное согласие на то, что пенсионная реформа соответствует (за исключением шести не самых принципиальных положений) конституции республики. После чего премьер Борн продек­ларировала, что «нет ни победителей, ни побежденных», а Макрон 15 апреля по‑быстрому подписал законопроект о пенсионной реформе.

Власти, таким образом, не мытьем, так катаньем протолкнули этот документ. В результате Франция получила мощный социально-политический кризис и глубокое неудовлетворение обществом действий президента и правительства. Поскольку реформа сама по себе не способна решить те серьезнейшие социальные и экономические вызовы, с которыми сегодня сталкивается французское общество, ее запуск отнюдь не гарантирует стране политической стабильности.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Серия новых акций протеста прошла во французских городах пос­ле телеобращения Эммануэля Макрона, в котором он попытался объяснить гражданам важность принятия необходимой, по его словам, пенсионной реформы. Выступление политика подтолкнуло французов снова выйти на улицы городов, чтобы устроить «марш ­пустых кастрюль». Акции, по данным газеты Le Figarо, прошли в Париже, Леоне, Страсбурге, Тулузе, Нанте, Ренне и Бордо.


#Франция #реформы #протесты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7401) от 21.04.2023 под заголовком «Пенсионный раскол ».


Комментарии