Два параллельных мира. Против чего бунтует молодежь во Франции

Во Франции волна масштабных протестов, начавшихся на прошлой неделе, плавно переросла в погромы, нападения на полицейских и грабежи. К подавлению беспорядков правительство страны вынуждено было привлечь около 45 тысяч стражей порядка и бронетехнику. Волнения охватили Париж, Марсель, Лион, Страсбург, Нант и другие города. По данным МВД Франции, за последние дни были задержаны несколько тысяч человек, пострадало большое количество протестующих и правоохранителей, семеро стражей порядка получили огнестрельные ранения. Президент страны Эммануэль Макрон из‑за беспорядков экстренно покинул саммит Европейского союза в Брюсселе. Позднее политик также отменил официальный визит в Германию.

Два параллельных мира. Против чего бунтует молодежь во Франции | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Напомним, протесты, переросшие в погромы и грабежи, начались пос­ле гибели 27 июня в Нантере (пригороде Парижа) 17‑летнего юноши арабского происхождения по имени Наэль. По версии правоохранителей, юноша, находясь за рулем, отказался подчиняться требованиям полицейских выйти из автомобиля. Вместо этого молодой человек попытался скрыться от стражей порядка, но был убит выстрелом в грудь. По данному инциденту против полицейского было возбуждено уголовное дело. 28 июня Эммануэль Макрон выразил солидарность с семьей Наэля. По его словам, гибель юноши нуждается в тщательном, но быстром расследовании, а страна — в спокойствии. «Устанавливать истину и назначать виновных — задача судебных органов. Рассчитываю, что свою работу они завершат быстро. В таких обстоятельствах Нантеру и стране в целом нужнее всего лишь уважение и спокойствие», — сказал Макрон.

Вместе с тем он осудил погромщиков, а 30 июня выступил перед журналистами с довольно странным заявлением: по его словам, ситуация в стране усугубилась из‑за социальных сетей и видеоигр. По мнению французского лидера, потребители такого онлайн-контента теряют связь с реальностью. «Существенную роль в событиях последних нескольких дней играют интернет-платформы и социальные сети. На многих из них мы увидели не только организацию общественных акций, но и проявление своего рода стадного инстинкта с насильственными намерениями. А это уже приводит самых молодых граждан, так сказать, к уходу от реальности… Складывается впечатление, что некоторые люди живут в мире компьютерных игр, которые туманят им разум», — заявил Мак­­рон. По данным МВД республики, в протестах и грабежах действительно участвует в основном молодежь, главным образом несовершеннолетние. При этом, по словам министра внутренних дел Франции Жеральда Дарманена, беспорядки, которые сопровождаются погромами, «не имеют никакого отношения к событиям в Нантере».

Протесты в стране начиная с новой недели, похоже, потихоньку идут на спад, по крайней мере по количеству вышедших на улицы людей. Однако трещины, прошедшие через французское общество, никуда не денутся. Так, на полыхающих улицах городов и предместий вновь заметили агрессивно настроенных ультраправых националистов, вступающих в стычки с демонстрантами. А представители полиции, положившей все силы на подавление бунта, не скрывают недовольства действиями правительства Пятой республики.

Эксперты анализируют причины столь агрессивных выступлений во Франции. Так, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров видит в них проб­лемы миграции, которые копятся из года в год, но по большому счету не решаются. «В основном в беспорядках участвуют молодые люди, скажем так, эмигрантского происхождения. Это внуки тех, кто перебрался в страну из бывших французских колоний в Африке. Они по паспорту французы, но не совсем чувствуют себя ими. Нынешние протесты — это повторение пройденного. Примерно то же самое было во Франции поздней осенью 2005 года, когда двое несовершеннолетних парней, убегая от полиции, залезли в трансформаторную будку, где их убило током. Тогда протестующие сочли, что правоохранители якобы специально их туда загнали, после чего молодежь вышла на улицы. Понятно, что трагические инциденты — это спусковой крючок, повод для выплеска накопившейся в неблагополучных слоях населения агрессии. Глубинная же причина насилия на улицах французских городов в том, что потомки мигрантов не чувствуют себя коренной частью французского общества. У них намного ниже, чем в среднем по стране, уровень жизни, они лишены доступа к хорошему образованию, часто нигде не работают. Такие люди, как правило, живут в пригородах, в самых бедных районах. В подобной среде часто распространяется преступность, этническая вражда. Естественно, полиция вынуждена присматривать за данной категорией граждан. Этот комплекс проблем породил высокий уровень социального напряжения. Отсюда — насилие, массовые погромы и грабежи», — констатирует аналитик.

В целом разделяет такую точку зрения и руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. По его мнению, то, что мы наблюдаем, — это бунт в основном потомков мигрантов из пригородной зоны больших городов, которые чувствуют себя дискриминированными и обделенными. «Тем не менее на улицах есть и белые — это тоже, как правило, молодежь. Их появление только обост­рило ситуацию. Таким образом, Франция получила еще и бунт белых молодых людей, которые вроде бы не должны чувствовать себя на обочине общества, однако недовольны тем, как обеспечиваются их права в сфере образования, медицинского обслуживания, карьерного роста и так далее. Эта протестная волна неорганизованная, в ней нет лидеров, но она действительно очень сильная. В нынешних не самых лучших для Франции экономических условиях, вызванных в том числе последствиями украинского кризиса, решение накопившихся социальных проблем и противоречий приобретает довольно‑таки трудноразрешимый характер», — считает эксперт.

А вот старший научный сотрудник Центра сравнительных и политических исследований ИМЭМО РАН Александр Камкин полагает, что выступления носят насильственный характер, притом что конкретных политических требований и централизованного руководства у протестующих нет. Это превращает протест скорее в обычные погромы и грабежи. «После убийства подростка с протестами поднялись мусульманские общины и ультралевые, которые видят в государстве источник насилия и принуждения. Хотя все претензии к полиции, на мой взгляд, лишены смысла, потому что она и так старается не конфликтовать с жителями пригородов, часто закрывает глаза на их агрессивное поведение. Главная причина беспорядков — это социальное расслоение, которое обусловлено существованием во Франции двух параллельных миров: условно говоря, сообщества мигрантов и сообщества коренных французов. Гибель 17‑летнего подростка лишь послужила катализатором выплеска накопившейся взаимной агрессии. По сути, то же самое произошло в США в 2020 году после гибели Джорджа Флойда», — заключает аналитик.


#Франция #протесты #Макрон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7450) от 05.07.2023 под заголовком «Два параллельных мира ».


Комментарии