Трудно быть «брексит». Великобритания дорого заплатит за выход из ЕС

Сначала во вторник премьер-министр вдрызг проиграла своим оппонентам в парламенте голосование по условиям выхода Великобритании из Евросоюза. Но потом победила в вопросе вотума недоверия ее кабинету министров в том же парламенте. Вывод экспертов однозначен - Великобританию ждут тяжелые времена.

Трудно быть «брексит». Великобритания дорого заплатит за выход из ЕС | Фото: House of Commons / PA Images / ТАСС

Фото: House of Commons / PA Images / ТАСС

Характерно, что поражение правительства в парламенте при голосовании об условиях Brexit ни для кого не стало сюрпризом. Однако мало кто ожидал столь сокрушительного разгрома, самого крупного в британской парламентской истории: противники премьера победили с перевесом в 230 голосов, причем самым печальным для Мэй стал тот факт, что даже 118 однопартийцев отвергли подготовленную ею сделку с Евросоюзом. Так же поступили союзники правительства в палате общин - ольстерские юнионисты, опасающиеся отрыва Северной Ирландии от Соединенного Королевства. Конечно, итоги голосования по вотуму недоверия, проведенного в среду по инициативе лидера Лейбористской партии Джереми Корбина, вселили некую надежду в Терезу Мэй - затея оппозиции провалилась, правительство выиграло голосование о доверии. Но не стоит забывать, что свою победу она получила преимуществом всего в 19 голосов, то есть значительно меньше, чем проиграла в голосовании по Brexit.

Сразу после голосования по вотуму недоверия Тереза Мэй обратилась к политическим силам страны с призывом объединиться, чтобы провести Brexit. Она выступила перед зданием своей резиденции в Лондоне. «Сейчас наступило время сплотиться, поставить в центр национальные интересы и реализовать результат референдума», - заявила Мэй. Премьер-министр добавила, что к моменту выступления она уже успела провести переговоры с лидерами Либерально-демократической, Шотландской национальной партии и Партии Уэльса. Как пояснила Мэй, начиная с 17 января ведущие политические партии королевства и высокопоставленные представители правительства будут проводить встречи для выработки общих решений по реализации Brexit. Однако оппозиционная Лейбористская партия не проявила готовности вести переговоры со своими политическими конкурентами - консерваторами. Как заявила Мэй, она разочарована тем, что лидер лейбористов Джереми Корбин пока не принял решения присоединиться к этому обсуждению.

Такая поспешность премьер-министра вполне объяснима. Ведь сегодня, согласно принятой ранее парламентской резолюции, она должна представить альтернативный вариант соглашения с ЕС, который мог бы получить поддержку большинства в палате общин. Каким волшебным образом Терезе Мэй удалось переписать за несколько дней огромный фолиант в 585 страниц, похоже, знает только сама премьер-министр.

Реакция Брюсселя и лидеров ключевых европейских стран на решение британского парламента, отклонившего соглашение по Brexit, была достаточно спокойной, но твердой. Руководство ЕС с сожалением констатировало отказ британского парламента одобрить «справедливый и взвешенный договор» и дало понять, что теперь мяч на стороне Лондона, от него ждут конкретных предложений, как быть дальше. А президент Европейского совета Дональд Туск даже дал понять, что считал бы лучшим выходом из разразившегося политического кризиса проведение второго референдума по Brexit. Германия устами канцлера Ангелы Меркель ответила, что «еще есть время для переговоров», но Берлин не стал уточнять, что именно имеется в виду. Франция высказалась, скорее, за жесткий подход. По словам пресс-секретаря президента Эммануэля Макрона, от ЕС не стоит ждать слабой и нервной реакции. Если Лондон попросит перенести дату Brexit, то ему придется представить конкретный план действий, имеющий реальные шансы на успех.

Экспертное сообщество едино в том, что Великобритании придется выбирать между плохим и очень плохим решением. Так, руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий Александр Ивахник считает, что в сложившейся ситуации возможны два сценария. «Первый предполагает выработку нового соглашения с Брюсселем, предусматривающего более тесные связи с Евросоюзом, чем сделка Мэй: сохранение постоянного членства в таможенном союзе или даже в общем рынке ЕС. Это может обеспечить поддержку лейбористов, шотландских националистов и либерал-демократов, но чревато расколом в Консервативной партии. Второй сценарий - проведение повторного референдума, на котором был бы выбор между сделкой Мэй и сохранением членства в ЕС. Для этого необходимо принятие палатой общин специального закона. Поскольку Мэй настроена против нового референдума, такой закон может быть принят, только если идею решительно поддержат лейбористское руководство и проевропейская часть тори. Пока Джереми Корбин, весьма критически относящийся к Брюсселю, не склонен пойти на такой шаг, но давление на него внутри партии усиливается», - резюмирует эксперт.

По мнению руководителя Центра политической интеграции института Европы РАН Людмилы Бабыниной, попытки Терезы Мэй переписать условия сделки и договориться с партийными лидерами вряд ли приведут к серьезным подвижкам. «Евросоюз полностью удовлетворен условиями сделки, и европейские лидеры уже прямо заявляли о том, что не намерены идти на ее пересмотр. Если европейские власти не смягчат свой подход, Великобритания должна будет либо согласиться на предлагаемые условия, либо пойти по пути «обвального» Brexit, который предполагает одномоментный обрыв всех связей с ЕС, что равно выходу без сделки, который грозит сейчас Лондону. В этом случае все торговые соглашения британской стороне придется заключать заново. Есть и другой вариант - формальный Brexit, при котором страна сохранит все торговые, экономические отношения с ЕС, но потеряет при этом право голоса в общеевропейских органах власти. Подобный сценарий предлагает Джереми Корбин, и этот путь тоже имеет немало сторонников в Соединенном Королевстве», - отмечает эксперт.

О Brexit в контексте отношения к нему в странах Евросоюза говорит заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. «Евросоюз заявил, что никаких переговоров больше проводить не будет. У Брюсселя два варианта: либо вы соглашаетесь на этот вариант, либо выходите «без вещей», то есть без беспошлинной торговли между Великобританией и оставшимися странами ЕС. И, самое главное, они уговорили Мэй отдать много денег за выход. «Заплатите за несколько лет вперед, как будто вы еще остаетесь членами Евросоюза, тогда мы вас отпустим», - сказали в Брюсселе. Немцы же не скрывают, что жесткие условия поставлены, чтобы других удержать. Потому что если Англия выйдет и будет себе нормально развиваться, все скажут: «Зачем нам этот Евросоюз нужен-то?». Замечу, что все референдумы последнего времени по Евросоюзу были проиграны еврофилами. В Норвегии проходило два референдума о присоединении к Евросоюзу - закончились провалом. Была инициатива Германии превратить Евросоюз в федеративное государство, был референдум во Франции по этому же вопросу - проголосовали против. Поэтому это не какая-то аномалия - Великобритания, это просто мнение населения большинства стран Евросоюза», - подводит итог Платошкин.

#политика #Великобритания #мир #Тереза Мэй

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6362) от 21.01.2019 под заголовком «Ничейный результат».


Комментарии