Негожая модель? В Чили начались крупнейшие за последние 30 лет беспорядки

Модель либерального капитализма, которую заложил еще при своем правлении генерал Аугусто Пиночет и логично развивали его последователи, ныне наглядно показывает, что, сворачивая социальное государство и насаждая либеральные приоритеты, политики делают общество в конце концов нестабильным.

Негожая модель? В Чили начались крупнейшие за последние 30 лет беспорядки |

В начале октября неожиданно для всех в Чили вспыхнули массовые волнения. Поводом стало повышение правительством президента Себастьяна Пиньеры цены проезда в метро на 30 чилийских песо (около 3 рублей). Казалось бы, такое повышение при старой цене проезда 800 песо не так уж и значительно, хотя отметим, что чилийцы, получающие минимальную зарплату, а их немало, тратят на транспорт до 20% своих доходов. Как бы то ни было, но уже на следующий день начались протесты школьников и студентов, которые поначалу устраивали разрозненные беспорядки на отдельных станциях метро. Все происходило спонтанно, никто не руководил процессом, старшеклассники договаривались между собой в соцсетях. Сначала этому никто не придавал особого значения, а потом остановить беспорядки стало уже невозможно.

В результате - многотысячные (вплоть до миллиона участников) манифестации, причем не только в Сантьяго, но и в других городах. Беспорядки спровоцировали насилие. Более двух десятков погибших. Только торговля в стране получила убытков на 1,4 миллиарда долларов. Метро в Сантьяго разгромлено: девять станций сожжены полностью, тринадцать - частично, сорок одна станция получила серьезные повреждения, еще семнадцать - незначительные, в целом ремонт потребуется 80 станциям из 136. Ситуацию удалось кое-как взять под контроль после вывода на улицы армии и введения в ряде городов, в том числе в Сантьяго, комендантского часа. Тем не менее обстановка остается по-прежнему крайне нестабильной. В результате из-за волнений властям пришлось отменить саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), запланированный на середину ноября в Сантьяго.

«Мы находимся на войне. У нас мощный беспощадный враг, для которого нет ничего святого, который готов применять насилие, не ставя себе никаких границ, даже если речь идет о человеческих жизнях», - заявил президент Чили Себастьян Пиньера в обращении к нации. Самая развитая страна Латинской Америки, туристический рай и лидер мирового «зеленого» движения, за несколько часов превратилась в театр боевых действий. Причем даже президент не смог точно определить, кто с кем воюет и чего добивается.

А вот, к слову сказать, госдепартамент США сообщил, что усмотрел признаки российского «влияния» на недавние беспорядки в Чили. По словам высокопоставленного представителя госдепартамента, есть «четкие признаки» того, что некие люди пользуются беспорядками в Чили в своих интересах и оказывают влияние на них с помощью соцсетей и троллинга. «Мы видим признаки того, что Россия поддерживает этот негативный ход дискуссии», - отмечает источник. Правда, никаких примеров вмешательства Москвы в ситуацию представитель госдепа не привел, ограничившись заявлением, что Россия в целом заинтересована в нестабильности в регионе. Чилийские власти пока никак не комментируют эти заявления. Но, как говорится, еще не вечер.

Интересна и характерна реакция власти на протесты. Президент Чили Себастьян Пиньера уволил нескольких министров, отвечающих за социально-экономический блок, а также направил в парламент пакет законов, имеющих отчетливую левую и социальную направленность. Пакет законов, который предстоит рассмотреть национальному конгрессу, включает ряд весьма радикальных нововведений. Как сообщил Пиньера в своем Twitter, планируется повысить пенсии, снизить тарифы на электричество и ввести понятие «минимальный гарантированный доход» для работающих граждан. Особое внимание будет уделено чрезвычайно болезненному для миллионов чилийцев вопросу - дороговизне медицинских услуг. Предлагается снизить цены на лекарства и частично компенсировать расходы на лечение. Финансироваться все эти нововведения будут главным образом за счет резкого повышения налогов для обеспеченных чилийцев. К их числу, кстати, относится и сам президент Пиньера. Он миллиардер и принадлежит к одной из 120 семей, которые, как считается, играют решающую роль в экономике страны. Таким образом, пакет законов получился радикально левым, идущим вразрез с программой партий, входящих в правоцентристскую коалицию «Чили, вперед», на которую Пиньера опирается в парламенте.

Как считают эксперты, первопричина текущего конфликта была заложена еще во время проведения экономических реформ при Аугусто Пиночете, в рамках которых была частично разрушена социальная система страны, а пенсионная и медицинская системы были приватизированы. Так считает, в частности, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Людмила Дьякова. «Правительство Пиночета выстроило очень жесткую, не смягченную ничем неолиберальную экономическую модель. При нем все социальные завоевания предыдущего периода были просто уничтожены. Чтобы не брать на себя непосильную задачу подъема экономики в целом, он сделал ставку на отдельные, самые конкурентоспособные, отрасли: сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, освоение морских богатств. Так, собственно, и получилось: к 1989 году рост чилийской экономики достигал 7 - 8% в год. Одновременно с этим 40% населения жили за чертой бедности, 15 - 19% - в условиях нищеты. Иными словами, наименее обеспеченные слои общества опустились еще ниже, чем до Пиночета. Причем на неравенство человек был обречен с детства, потому что неолиберальные реформы коснулись в том числе образования, здравоохранения и пенсионной системы. За все это государство сняло с себя всякую ответственность. Образование стало частным, и шансы поступить в вузы остались только у детей из обеспеченных семей. Последующие социалистические правительства пытались исправить либеральные перегибы, но сделать все, чего ждало от них общество, власти не смогли, потому что существуют объективные пределы экономических возможностей страны. Они и стали причиной столь драматического конфликта между обществом и властью», - полагает эксперт.

А вот доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ольга Лебединская считает, что нынешние проблемы страны связаны со структурой экономики Чили. «Сырьевая направленность, а страна очень зависима от мировых цен на медь, составляющую основу экспорта, не гарантирует экономическую стабильность и является причиной периодических кризисов. А социальное неравенство и бедность, которые, несмотря на все успехи страны, никуда не делись, являются основанием для общественного недовольства. По сути, Чили - сырьевой придаток США, а причины развития «чилийского экономического чуда» носили скорее внешний, чем внутренний характер», - считает Лебединская.

Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко размышляет, как далеко может зайти ситуация в стране. «Это трудно предсказать. То же самое было в Эквадоре на днях. Но в Кито у правительства есть партнер для диалога - конфедерация индейских национальностей Эквадора. В Чили неизвестно, насколько организованными являются эти протесты, есть ли там политическая структура, с которой можно было бы начать диалог... Там копилось раздражение много лет, даже не одно поколение», - отмечает эксперт.

#Чили #правительство #беспорядки #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211(6564) от 11.11.2019 под заголовком «Негожая модель?».


Комментарии