Наука странствовать во льдах. 85 лет назад закончилась первая арктическая экспедиция

Петербургские полярники устроили, можно сказать, перекличку эпох: ровно 85 лет назад закончилась первая арктическая экспедиция «Северный полюс-1». Легендарные папанинцы проплыли тогда с полярной станцией на льдине до Гренландии, преодолев 2,5 тыс. км. Эту дату отметили, находясь примерно в 300 км от начала их старта (чуть выше 87 градусов северной широты), участники нынешней экспедиции «Северный полюс-41», которые за 110 дней дрейфа продвинулись почти на 460 км. А общий их путь уже превысил 1,3 тыс. километров.

Наука странствовать во льдах. 85 лет назад закончилась первая арктическая экспедиция | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Первый научный поход на дрейфующей льдине состоялся, как известно, после благополучного спасения героев-челюскинцев. В 1933 году пароход «Челюскин» отправился из Ленинграда в Мурманск, а оттуда по трассе Северного морского пути во Владивосток. Но в пути оказался зажат льдами, совершил вынужденный дрейф и в конце концов затонул. А экипаж судна и ученые, высадившись на лед, около трех месяцев ждали спасения.

Опыт пребывания на льдине подтолкнул Отто Шмидта, знаменитого исследователя Севера, руководившего той экспедицией, к мысли обосновать дрейфующую научную станцию на такой же «странствующей» части ледяного массива.

В район Северного полюса четверку отважных ученых-полярников во главе с Иваном Папаниным доставил самолет. 21 мая 1937 года (этот день стал в России официальным праздником — Днем полярника) они подняли над дрейфующей ледяной станцией флаг советской страны. А спустя 85 лет после этого знаменательного события ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» — она же научно-экспедиционный ледокол — вышла на испытания в Финский залив.

Строительство в Петербурге этого чудо-судна, не имеющего аналогов в мире, позволило возродить программу дрейфующих полярных станций после почти десятилетнего перерыва, связанного с изменением климата. 2 октября прошлого года над дрейфующей полярной станцией «Северный плюс-41» был поднят российский флаг, а в Арктический институт (ААНИИ) ушла первая метеосводка.

Хотя задачи у полярников значительно шире. Кроме метеорологических наблюдений они проводят на могучей льдине непрерывные геофизические, океанографические, гидробиологические и прочие исследования. Берут в пути пробы воды и донных отложений, фиксируют свойства и движение арктических льдов, отмечают скорость и направление течений в океане.

Это важно как с точки зрения фундаментальной науки, так и для обоснования гидрометеорологических прогнозов, которые позволяют в свою очередь обес­печивать безопасную навигацию по Северному морскому пути.

В будущем сезоне этот высокоширотный морской транспортный коридор, согласно государственной программе развития Русской Арктики, должен превратиться в круглогодичную трассу. А значит, потребность в более точных прогнозах ученых существенно вырастет.

Первая экспедиция «Северный полюс» завершилась после разрушения и уменьшения ледового поля, на котором базировалась полярная станция ученых-папанинцев. А станция «Северный плюс-41» расположена рядом с ЛСП, где петербургские полярники живут в безопасных и комфортных условиях, работая и в этой плавучей лаборатории, и в научном лагере на льду.

«Российская наука вернулась в Арктику надолго, строя свою работу на принципиально новых организационно-технологических принципах, — отмечает геоморфолог Александр Макаров, директор ААНИИ. — У нас теперь есть специальное судно, которое может вмораживаться в лед и дрейфовать безопасно для полярников. Расчетный срок его службы — четверть века, но мы понимаем, что судно сможет работать и дольше, возможно, даже 40 лет. Это существенно расширит горизонт нашего планирования, обеспечит возможность проведения на судне долгосрочных исследований и экспериментов».

В настоящее время экспедиция «Северный полюс-41» продолжает движение по намеченному маршруту. Генеральное направление дрейфа проходит, по всем расчетам, через приполюсный район по направлению к Гренландскому морю. Минуя пролив Фрама (он расположен между островом Гренландия и архипелагом Шпиц­берген), соединяющий арктический и североевропейский бассейны Северного Ледовитого океана, научно-экспедиционное судно «Северный полюс» с полярниками на борту прибудет своим ходом в порт Мурманска.

#полярники #Арктика #экспедиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7365) от 01.03.2023 под заголовком «Наука странствовать во льдах».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.