Лондон и Брюссель не могут согласовать условия сделки по выходу Британии из ЕС

Знакомясь с материалами, появившимися в российских либеральных СМИ и посвященных прошедшему на прошлой неделе саммиту ЕС, можно сделать ошибочный вывод, что на данной встрече лидеров Евросоюза обсуждались в основном отравление Навального и непрекращающиеся демонстрации в Белоруссии. Однако это совершенно не соответствует действительности. На самом деле больше всего времени европейские лидеры посвятили согласованию условий выхода Британии из ЕС. Эта тема вызвала самые жаркие споры и заняла центральное место в окончательной резолюции саммита.

Лондон и Брюссель не могут согласовать условия сделки по выходу Британии из ЕС | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В первый его рабочий день лидеры государств – членов Евросоюза рассмотрели ход реализации соглашения о выходе Великобритании из ЕС и текущее состояние переговоров о будущем партнерстве между ними. Также они обсуждали, что следует предпринять, если торговые отношения между Евросоюзом и Соединенным Королевством не будут согласованы к концу переходного периода для «брекзита», то есть к 31 декабря.

Как известно, формально с 31 января 2020 года Великобритания уже не является частью Евросоюза, но с этого дня вплоть до 1 января следующего года на его территории продолжают действовать прежние торговые правила. За 11 месяцев обе стороны должны согласовать условия будущих двусторонних отношений. Поэтому до конца переходного периода британские правительственные переговорщики и представители ЕС намерены прежде всего достичь всеобъемлющего соглашения о взаимной свободной торговле. 

2 октября завершился последний, девятый, раунд из серии переговоров о будущей системе двусторонних отношений. И завершился он без какого-либо значимого результата. Это и потребовало специального саммита ЕС.

Стержневое противоречие между Лондоном и Брюсселем – разработанный правительством Джонсона законопроект об обеспечении целостности внутреннего рынка страны. ЕС настаивает на изменении этого документа, но британское руководство игнорирует призывы европейских коллег. Законопроект Джонсона позволяет Лондону по своему усмотрению отменять согласованные с ЕС в октябре прошлого года правила товарооборота между Северной Ирландией и остальными регионами Соединенного Королевства («Протокол о Северной Ирландии»). Данные нормы предполагают, что Ольстер после 1 января 2021 года останется в таможенной зоне Евросоюза в отличие от Англии, Уэльса и Шотландии. «Протокол о Северной Ирландии» воспринимался как серьезный прогресс в переговорах по «брекзиту». К тому же он решал проблему обеспечения прозрачности границы между независимой Ирландией и Ольстером. Отсутствие каких-либо демаркационных линий и таможенных ограничений на острове прописано в Белфастском мирном соглашении 1998 года, которое позволило прекратить череду терактов и вооруженных столкновений между британскими «силовиками» и ирландскими националистами. Однако законопроект Джонсона может привести к восстановлению пограничного контроля, что, как опасаются критики, дестабилизирует ситуацию в Северной Ирландии.

Еще одна проблема, которая остается на повестке дня Лондона и Брюсселя, – это нежелание Великобритании рассматривать будущие коммерческие споры с компаниями из ЕС в Европейском суде, отмечают эксперты. Также Лондон претендует на значительное увеличение квот на рыбный промысел. Главный переговорщик по «брекзиту» от Брюсселя Мишель Барнье считает такие требования недопустимыми и дискриминационными по отношению к европейским компаниям. В ЕС настаивают на сохранении прежних долей добычи и прав доступа в исключительную экономическую зону Великобритании. Тема рыбного промысла обсуждалась Джонсоном и президентом Франции Эммануэлем Макроном во время состоявшегося 10 октября телефонного разговора. Лидеры не смогли прийти к компромиссу, но договорились продолжить переговоры с целью обеспечения равной конкуренции для британских и европейских предприятий.

И ход обсуждения, и раздел резолюции саммита, посвященный данной теме, оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, создается впечатление, что Брюсселю окончательно надоели постоянные выкрутасы Лондона и Евросоюз не собирается идти ни на какие уступки британцам. Собственно, об этом сказал на пресс-конференции после окончания саммита глава Европейского совета Шарль Мишель, комментируя заявление Бориса Джонсона, в котором тот недвусмысленно дал понять, что переговоры продолжатся лишь в случае «фундаментального изменения подхода» сообщества. В ответ Мишель подчеркнул, что «Евросоюз полон решимости работать над достижением сделки, но не любой ценой».

Еще более предметно и решительно высказался Макрон. По его словам, сейчас «переговоры сталкиваются с препятствиями на всех направлениях». «Мы хорошо отдаем себе отчет в том, что достижение соглашения потребует немалых усилий, в особенности от Великобритании, – продолжил президент Франции. – Но мы при этом не забываем, что именно эта страна выразила желание покинуть Европейский союз и что достижение договоренности ей необходимо в гораздо большей мере, чем нам. Доступ к общему рынку может быть предоставлен Британии только при условии соблюдения наших санитарных и отраслевых норм, а также правил в социальной сфере, экологии и оказании государственной помощи», – подчеркнул Макрон. Говоря о предоставлении доступа к зонам рыболовства, он особо отметил, что эта проблема «намеренно используется британской стороной в тактических целях». Исходя из позиций высших чиновников Евросоюза и того же Макрона, понятен и раздел основного документа саммита, в котором страны и институты сообщества призываются к завершению переговоров с Великобританией, если не будет достигнуто соглашение о свободной торговле. А Еврокомиссии предписывается подготовить набор чрезвычайных односторонних мер на такой случай.

Однако при всей видимой решительности Брюсселя наконец закончить эту эпопею удивляет пункт резолюции, в котором говорится о продлении переговорного процесса еще на несколько недель. Утвержденная саммитом ЕС отсрочка – четвертый сдвиг согласованных ранее сроков в процессе «брекзита». Первые три отсрочки потребовались Лондону на первом этапе переговоров – по соглашению о выходе Великобритании из ЕС, которое было с большим трудом подписано 24 января нынешнего года. Изначально Британия должна была покинуть ЕС еще 29 марта 2019-го – ровно через два года после письменного уведомления Европейского совета о своем решении выйти из ЕС, после чего должен был начаться переходный период. По первоначальному плану предполагалось, что на саммите ЕС 15 – 16 октября европейские лидеры торжественно утвердят соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Великобританией, которое должно вступить в силу с 1 января 2021 года _ после завершения переходного периода по «брекзиту». Ничего подобного, как мы видим, не произошло, переговоры фактически зашли в тупик. Однако их решено продлить дальше, хотя надежды на то, что Брюссель или Лондон пойдут на какой-либо компромисс, нет ни у той, ни у другой стороны.

Интересно, что британская The Guardian со ссылкой на дипломатические документы сообщила о растущем недоверии Брюсселя к Джонсону. В частности, члены Еврокомиссии подозревают премьера в сознательном затягивании поиска компромиссов по ключевым вопросам. Таким образом, как полагают в ЕС, Джонсон выжидает удобный момент для «взаимовыгодного обмена».

Однако, похоже, несмотря на все усилия, скоро Великобританию ожидает окончательный выход из ЕС без сделки, что станет крайне болезненным явлением для Соединенного Королевства. Британские компании потеряют доступ на рынок Евросоюза. Соответственно, британские товары станут дороже, так как они будут обложены определенной пошлиной. Это плохо скажется и на ЕС, но в союзе этот ущерб могут распределить по всем странам. А проблемы Британии будут сконцентрированы исключительно в ней самой.

#брекзит #Евросоюз #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «Что не так с «брекзитом»».


Комментарии