Лихтенштейн требует от Чехии возврата отнятых в 1945 году земель

В последнее время на Западе все чаще раздаются призывы иначе взглянуть на историю Второй мировой войны. История постепенно переписывается, памятники сносятся, сражавшиеся против нацистских оккупантов солдаты также объявляются захватчиками. Однако у желания некоторых политиков и даже стран «переписать историю» есть обратная сторона, и с ней неожиданно столкнулась Чехия.

Лихтенштейн требует от Чехии возврата отнятых в 1945 году земель | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

На прошлой неделе газета Financial Times сообщила, что Лихтенштейн обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), требуя, чтобы Прага вернула земли, конфискованные Чехословакией в 1945 году по итогам Второй мировой войны. Казалось бы, такое требование выглядит абсурдно не только из-за давности события, но и по другой простой причине – Чехия и Лихтенштейн не имеют общей границы.

Однако у требования карликового государства есть определенные основания. Дело в том, что вплоть до 2009 года обе страны взаимно не признавали друг друга, не поддерживали дипломатические отношения и в международных организациях периодически выражали неприязнь друг другу. Причем дипломатические отношения между странами отсутствовали еще с 1945 года. Когда в январе 1993-го возникла самостоятельная Чехия, Лихтенштейн отказался признать существование нового игрока на международной сцене. Кстати, Словакия (за компанию) тоже Лихтенштейн недолюбливала. Время от времени страны сталкивались на международной арене. Лихтенштейн пытался наложить вето на вступление Чехии в Совет Европы. Чехия в свою очередь тормозила заключение договора о сотрудничестве Лихтенштейна с ЕС.

Как известно, аристократический род Лихтенштейнов до Второй мировой войны владел огромным имуществом в Моравии, в том числе замками Леднице, Валтице, Велке Лосины. Князь Лихтенштейн до сих пор пользуется также титулом герцог опавский и крновский (города Опава и Крнов находятся в чешской Силезии). Стоимость бывшего имущества Лихтенштейнов на территории Чехии, по некоторым оценкам, – несколько миллиардов крон, а территория составляла площадь в 10 раз больше, чем размеры всего княжества. Чехословакия экспроприировала это имущество и территорию после Второй мировой войны, ссылаясь на коллаборационизм Лихтенштейнов с нацистской Германией. Президент Чехословакии Эдвард Бенеш подписал в 1945 году декрет о национализации всех владений княжества без какой-либо компенсации. Речь шла о 70 тысячах гектаров сельскохозяйственных угодий, лесов, а также всех построек на этой земле. При этом владели этими угодьями не только князь, но и 38 лихтенштейнцев. Владения десяти из этих людей находились в современной Словакии, которая до сих пор отказывается даже начинать переговоры. Совокупная стоимость всех таких владений оценивается в 400 миллионов долларов.

С другими странами Чехия провела переговоры по вопросам возврата собственности или выплат компенсаций бывшим владельцам, например, со Швейцарией, а вот с властями княжества решать данную проблему не желала. Лихтенштейн с этим никогда не мирился и требовал вернуть имущество. 11 лет назад страны наконец вроде бы помирились, по крайней мере – возобновили дипломатические отношения. Но, как оказалось, княжество от своей идеи возвращения земель не отказалось, и как следствие этого – жалоба в ЕСПЧ.

Эксперты достаточно скептически смотрят на возможность Лихтенштейна вернуть себе земли и имущество, по их мнению, незаконно конфискованные 75 лет назад. Руководитель информационного офиса Совета Европы в РФ Николай Топорнин полагает, что властям княжества не стоило обращаться в ЕСПЧ, поскольку это ведомство занимается защитой прав человека в различных государствах, но не решает территориальные притязания стран друг к другу. «Лихтенштейну, возможно, следовало обратиться в Международный суд ООН, однако даже в этом случае вопрос мог бы остаться в подвешенном состоянии. Ведь в 1975 году был подписан Хельсинкский заключительный акт, который зафиксировал нерушимость границ в Европе. Его законность подтвердили многие государства и международные органы. На этом основании передел земель без согласия стран невозможен».

Топорнин подчеркнул, что при распаде Чехословакии, Югославии и СССР подписывались специальные акты, устанавливающие границы. В случае же со спорными территориями, такими как Абхазия, Косово или Южная Осетия, международное сообщество считает попытки присоединения нарушением. «Если Чехия добровольно захочет отдать территорию, проблем не возникнет. Но если согласия нет, шансов перенести границу практически никаких», – заключает эксперт.

Другую причину отказа Лихтенштейну в его иске видит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий. «Если ЕСПЧ возьмет в рассмотрение, а потом примет решение в пользу Лихтенштейна, то это будет, конечно, серьезнейший прецедент и триггер для решения подобных споров в будущем. Потому что по результатам Второй мировой войны огромное количество всевозможных активов было конфисковано, и найдутся другие бывшие собственники тех или иных объектов, которые тоже будут подавать соответствующие иски. Поэтому ЕСПЧ в данном случае находится в непростой ситуации, он должен вынести очень взвешенный вердикт, чтобы не спровоцировать огромное количество подобных споров, которые будут очень и очень болезненно отражаться на взаимоотношениях европейских стран между собой... Думаю, что ЕСПЧ здесь будет руководствоваться не только и не столько нормами права, сколько уже давностью лет всех этих споров, с одной стороны, а с другой стороны, именно нежеланием спровоцировать вал подобных споров в будущем», – полагает аналитик.

#территория #международные отношения #Вторая мировая война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6751) от 28.08.2020 под заголовком «Отзвуки Второй мировой».


Комментарии