Польша продолжает настаивать на выплате Германией репараций за Вторую мировую войну

Репарационная тема, вот уже несколько лет портившая польско-германские отношения, а заодно вносившая раздрай в дружную семью ЕС, в наступившем году снова будоражит европейцев. Получив в начале января письменный отказ от правительства ФРГ выплачивать репарационную сумму, польские власти не только подвергли своих немецких коллег уничижительной критике, но и сообщили, что они обратились к американскому конгрессу (?!) с просьбой помочь‑таки получить от Германии репарации за ущерб от последствий Второй мировой войны.

Польша продолжает настаивать на выплате Германией репараций за Вторую мировую войну | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Следует отметить, что Польша адресовала ноту с требованием репараций в МИД ФРГ еще в октябре прошлого года. Кроме того, в нояб­ре Варшава отправила в 50 стран, включая государства Евросоюза, НАТО и Совета Европы, ноты с разъяснением причин и оснований для такого требования. Ответ немцев был коротким и предельно понятным: «Согласно заявлению правительства Федеративной Республики Германия, вопрос о репарациях и компенсации за ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, остается закрытым, и оно не намерено начинать переговоры по нему».

А вот реакция Варшавы была бурной, обширной и чрезвычайно эмоциональной. Отказ властей Германии рассмотреть вопрос о компенсации Польше ущерба демонстрирует неуважение Берлина к полякам, заявил на прошлой неделе замминистра иностранных дел республики Аркадиуш Мулярчик. По мнению дипломата, позиция Берлина в этом вопросе плохо аргументирована. «Я должен отнестись к этому очень негативно и критически. Если позиция Германии по расширенной польской ноте практически содержится в одном предложении («Вопрос закрыт»), это значит, что в ответе не содержится никакой юридической аргументации. Это показывает де-факто, что неизвестно, на какие документы в этом деле ссылается правительство ФРГ. Здесь нет никакого ответа правового характера», — подчеркнул Мулярчик.

При этом он обратил внимание на двойные стандарты в политике Берлина: «Германия сегодня рассчитывается за колониализм, платит Намибии, речь идет даже о возвращении артефактов Египту». Польский дипломат добавил, что вовсе не удивлен отрицательным ответом немецкого МИД на ноту Варшавы. «Германия не проводит дружественной политики в отношении Польши. Она хочет выстраивать здесь свою сферу влияния, и у нее вассальное отношение к Польше», — утверждает он. «Я убежден в том, что рано или поздно Германия под давлением международного и общественного мнения… будет вынуждена изменить свою позицию», — ­подытожил Мулярчик.

Правда, неделю спустя он же сообщил, что польские власти дополнительно обратились к конгрессу США помочь им в этом вопросе. Такой неординарный шаг Мулярчик объяснил просто и однозначно: «Мы считаем, что США — это государство, которое отвечает за глобальный порядок, является ключевой страной, если говорить о соблюдении международного порядка, прав человека, верховенства закона, международной справедливости».

Напомним, в последние годы Польша регулярно поднимает вопрос о репарациях со стороны ФРГ. В июле 2022‑го премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил о завершении подготовки доклада об ущербе, который был причинен Польше нацистской Германией. По его словам, на создание трехтомного отчета ушло четыре года. По данным Польского агентства печати, Варшава в общей сложности требует от Берлина компенсацию «за материальные и нематериальные потери» в размере 6 трлн 220 млрд 609 млн злотых (около $ 1,3 трлн). Резолюцию с требованием от Германии репараций в сентябре 2022 года принял польский парламент. Однако в ФРГ на эти претензии ранее неоднократно отвечали отказом. Такая позиция была подтверждена в сентябре сначала германским МИД, а затем и канцлером Олафом Шольцем. По мнению немецкой стороны, данный вопрос был урегулирован в послевоенные годы.

Помимо требований компенсировать ущерб Варшава также призвала правительство ФРГ установить в Германии памятник польским жертвам Второй мировой войны. Об этом в декабре заявил тот же Аркадиуш Мулярчик. Историки отмечают, что Германия в годы Второй мировой действительно нанесла серьезный ущерб Польше. По разным оценкам, количество жертв среди граждан страны составило до 6 млн человек, притом что население Польской Республики в 1939 году было около 34 млн.

Вместе с тем, как отмечают аналитики, утверждения Берлина о том, что вопрос о компенсациях уже урегулирован, также имеют под собой основания. В 1945‑м на Потсдамской конференции участники антигитлеровской коалиции пришли к соглашению, что Варшава получит компенсацию из доли СССР, которая поступала из восточной части Германии. В 1953 году Варшава отказалась от дальнейших претензий на выплаты со стороны ГДР. Кроме того, ­после войны по настоянию советского правительства Польша получила ряд территорий, ранее принадлежавших Германии. Речь идет о части Восточной Пруссии, Данциге (Гданьск), Штеттине (Щецин), Бреслау (Вроцлав) и Эльбинге (Эльблонг).

По мнению экспертов, требования Польши к Германии не имеют юридических оснований. «Вопрос репараций и территориальных уступок был решен во время Потсдамской конференции, а также позднее, в 1950‑е годы. В дальнейшем договоры ФРГ с Польшей, Чехословакией и СССР поставили точку в этом вопросе. Окончательно статус-кво был зафиксирован после объединения Германии. Соответственно, на нынешний момент о каких‑то выплатах и уступках Польше со стороны ФРГ речи быть не может, о чем в Берлине уже неоднократно говорили», — поясняет старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин. Эксперт считает, что намерения Варшавы и дальше продвигать тему репараций, в том числе за счет информационной кампании внутри ФРГ, могут еще больше осложнить и без того непростые отношения двух стран.

 Аналогичного мнения придерживается старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. «Вопрос репараций закрыт. Немцы уже высказывались по этому поводу. Кроме того, если Варшава хочет пересмотра этой темы, то начинать нужно со стартовых условий, а значит, вспомнить и про территории, которые Польша получила по итогам войны. Так что позиция поляков небезупречна. Здесь много пропаганды и мало юридических обоснований», — указывает аналитик.

По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Дмитрия Офицерова-Бельского, Польша претендует не только на роль главной страны Центральной и Восточной Европы, но и на участие в триумвирате (Польша — Германия — Франция), который якобы должен управлять всем Евросоюзом. Также за счет поддержания репарационного вопроса поляки хотят заставить немцев отказаться от экономии на Польше, то есть не лишать ее европейских дотаций. «После вертолетной раздачи денег в период пандемии европейцам придется вести по возможности очень умеренную монетарную политику, ввиду чего они вынуждены будут сокращать расходы. А Польша является главным получателем европейских дотаций. Так что сейчас Варшава пытается продемонстрировать, что имеет на руках сильные карты, свою готовность к торгу и что так или иначе немецкие деньги она получит», — полагает аналитик.

Наконец, Варшава рассматривает репарационный вопрос и в контексте своей исторической, глобальной роли. «Польша использует его как инструмент прессинга Германии, напоминает о ее исторической роли и опасности, от нее исходящей. Делается это в том числе и в интересах Соединенных Штатов, чьим оруженосцем в Европе Польша, по сути, и является. Причем оруженосцем инициативным — она делает не то, что ей прикажут, а сама ищет совпадение интересов и работает в этом направлении. В данном случае — в направлении «не дать немцам подняться», — резюмирует эксперт.


#Польша #Вторая мировая война #выплаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7336) от 17.01.2023 под заголовком «Варшавский вопрос».


Комментарии