Как реорганизовать ООН. Почему западные страны недовольны организацией?

На 77‑й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей на прошлой неделе, представители ряда стран призвали реформировать Совет Безопасности организации. В частности, о такой необходимости заявили президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц и премьер-министр Японии Фумио Кисида. Поддержал своих коллег и президент США Джо Байден. Характерно, что не против этого и Россия. Правда, радоваться рано — взгляды на пути реформирования международной организации у коллективного Запада и РФ совершенно разные.

Как реорганизовать ООН. Почему западные страны недовольны организацией? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Первым с такой инициативой выступил Эммануэль Макрон, отметив необходимость «проводить более широкую работу по поиску международного консенсуса, который необходим для мира». «Я хотел бы, чтобы мы наконец приступили к реформе Совета Безопасности Организации Объединенных Наций… чтобы он стал более представительным, принимал новых постоянных членов, чтобы он мог в полной мере играть свою роль», — подчеркнул политик.

На тему изменения состава Совета Безопасности высказался и канцлер ФРГ Олаф Шольц. По его словам, «следует адаптировать наши правила и институты под реалии XXI века». «Слишком часто эти правила и институты являются отражением мира, каким он был 30, 50 или 70 лет назад. Это касается и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций», — отметил Шольц. При этом канцлер напомнил, что Германия уже долгие годы привержена реформированию и расширению СБ «в первую очередь с тем, чтобы включить страны глобального юга». «Германия также готова взять на себя большую ответственность — в качестве постоянного члена и сначала занимая место непостоянного члена СБ в 2027 – 2028 годах», — сказал Шольц, попросив остальные страны — члены ООН поддержать заявку ФРГ.

Необходимость реформ в ООН во время выступления на Генассамблее отметил также Фумио Кисида. «Для основанного на верховенстве закона мирового порядка необходима концентрация сил и знаний. Для осуществления этого во что бы то ни стало нужна реформа ООН, укрепление функций этой организации», — цитирует японского лидера РИА «Новос­ти». В настоящий момент Совет Безопасности состоит из 15 членов. Среди них пять постоянных — Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, которые обладают правом вето, и непостоянные, избирающиеся на два года. В числе непостоянных членов сегодня Албания, Бразилия, Габон, Гана, Индия, Ирландия, Кения, Мексика, Норвегия и ОАЭ.

В том же духе выступил и президент США. Совет Безопасности ООН должен стать «более инклюзивной структурой, которая сможет отвечать потребностям современности», заявил с трибуны Генассамблеи Джо Байден. Как считают в Вашингтоне, в Совбез нужно включить новых постоянных и временных членов, в том числе из числа стран Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Примечательно, что выступившие политики связали необходимость проведения реформ с событиями на Украине. В своих речах они в очередной раз подвергли критике действия России, представив их «угрозой» нынешнему миропорядку. ­Вместе с РФ осуждению подверглись и те страны, которые не пожелали выбирать сторону в конфликте и присоединяться к позиции коллективного Запада.

Стоит отметить, что Россия не является противницей осуществления реформ в Организации Объединенных Наций. Как ­заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с генсеком ООН Антониу Гутеррешем 26 апреля, «СБ ООН должен избавиться от своего главного «дефекта» — засилья одной группы стран». «Из 15 мест шесть принадлежат западным странам и их союзникам. Развивающиеся страны недопредставлены. Не раз подчеркивали, что хотим видеть представителей Азии, Африки, Латинской Америки в составе этого органа на постоянной основе, напрямую упоминали наших партнеров из Индии и Бразилии. Но обязательно при этом должна быть кандидатура от Африки», — пояснил министр.

Эксперты считают, что выступившие главы государств в нынешней ситуации ангажированы и хотят ограничить влияние РФ в ООН. Если реформа будет проводиться с этих позиций, то она приведет лишь к размытию четкой структуры организации и поспособствует увеличению давления Запада на ООН. По словам заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадима Козюлина, тема изменений актуальна еще с периода бомбардировок Югославии со стороны НАТО, войн в Ираке, Афганистане, Ливии и вмешательства США в дела Сирии. «Всякий раз эта тема возникает, когда в мире есть серьезный конфликт и разногласия по нему у постоянных членов Совбеза. И она будет подниматься и дальше, однако решения этой проблемы пока не видно, так как нужно будет пересматривать принцип формирования СБ», — полагает эксперт. Он подчеркивает, что сложность заключается в том, что на место в Совете Безопасности претендует огромное количество стран — и у всех для этого есть свои веские основания и аргументы. «Одним словом, невозможно будет сформировать новую структуру СБ, не задев чьи‑нибудь чувства. К тому же если речь пойдет о расширении состава именно постоянных членов, то за него должны будут проголосовать единогласно все страны-постпреды. Сомневаюсь, что им быстро удастся прийти к консенсусу по этому вопросу, по крайней мере сейчас», — заключает аналитик.

О том, чего хотят добиться реформированием на Западе, размышляет и научный сотрудник центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО Артем Соколов: «Сейчас то, что мы слышим от представителей западных государств по поводу реформирования Совбеза, прежде всего направлено на то, чтобы размыть позицию таких государств, как Россия и Китай, за счет включения западных государств, таких как Германия, или государств, которые формально не входят в Запад, но так или иначе зависят от него, а значит, станут голосовать так, как Запад того захочет». Но в любом случае, считает Соколов, это дискуссия, которая продолжается уже очень долгое время, и нынешний момент вряд ли располагает к тому, чтобы спор вокруг реформирования проходил в каком‑то более спокойном и конструктивном тоне. «Напротив, эмоции сейчас у всех участников международных отношений на пределе, и сегодня не тот момент, когда мы можем рассчитывать на ка­кие‑то быстрые компромиссные решения по этому очень сложному вопросу», — уверен эксперт.

На эту же тему размышляет директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. «О реформе ООН говорят очень давно. Ведь организация когда создавалась? Это 1945 год. С того времени очень многое изменилось. Причем я бы отметил: за это время конфигурация мира менялась несколько раз, а ООН какой была в сорок пятом году по своей структуре — такой и остается сегодня», — говорит эксперт. По его мнению, особенность заключается в том, что об этом все время говорили, но никаких реформ не проводили.

«Но, конечно, трудно найти такой вариант реформирования, который бы устраивал всех. Маленькие страны все время недовольны тем, что все основные решения принимаются постоянными членами Совбеза. А это пять стран всего. Поэтому, конечно, они недовольны. И они всегда выступают, чтобы их голос был более весомым. Что касается Соединенных Штатов Америки, то они являются сторонниками такого реформирования, чтобы в составе постоянных членов ООН увеличивалось коли­чество их союзников. Это совершенно очевидно и понятно. Это предпринимается для того, чтобы при голосовании иметь надежную поддержку. То, что об этом говорится, не значит, что уже завт­ра все начнется. Полагаю, что, как и раньше, много десятилетий и несколько лет назад, поговорят и на этом дело закончится», — резюмирует Гарбузов.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Выступая на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, глава МИД Китая заявил: «Россия — постоянный член Совбеза и должна и далее играть свою важную роль в ООН. Никто не может лишить Россию этого права».


#ООН #организация #реформы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7262) от 26.09.2022 под заголовком «Как нам реорганизовать ООН».


Комментарии