Грузопоток по Северному морскому пути достигнет рекордного уровня до конца года

Грузопоток по Северному морскому пути превысит в уходящем году 34 млн тонн, достигнув рекордного уровня. Такие данные озвучила корпорация «Росатом», отвечающая за ледокольную проводку в студеных морях. Понятно, что пикового значения удалось достичь в значительной мере за счет нефтегазовых проектов. Но и доля грузов, не имеющих к ним отношения, в этих перевозках растет. Причем во многом благодаря Петербургу, который становится одним из главных транспортно-логистических хабов «на северах». По морскому арктическому коридору питерские компании отправили нынче 311 тыс. тонн грузов.

Грузопоток по Северному морскому пути достигнет рекордного уровня до конца года | ФОТО Юрия ИЛЬЕНКО/ТАСС

ФОТО Юрия ИЛЬЕНКО/ТАСС

Уже ближе к осени стало понятно, что показатели Петербурга, который поставляет грузы арктическим регионам и стремительно встраивается в международное торговое сотрудничество, в нынешнем году вырастут. Только за период летней навигации-2021, с мая по август, торговые суда перевезли по Северному морскому пути 258 тыс. тонн продукции петербургских компаний.

В основном это энергетическое оборудование и навигационные системы, стройматериалы и механизмы, военная и спасательная техника. Значительная часть таких грузов была доставлена в порты Норильска, Хатанги, Диксона, Лабытнанги, Певека и Магадана. Поставки ведутся главным образом в рамках программы развития отечественной энергетики и обеспечения надежного, безопасного судоходства, говорят специалисты.

Так, жители Таймыра получили специальное крановое оборудование для строящегося в Диксоне нового морского причала. Не остался в стороне и Жатайский судозавод (Якутия), мощности которого модернизируются (первый этап этого проекта выполнен почти наполовину) во многом при участии питерских специалистов, в рамках госпрограммы по развитию отечественного судостроения.

Сроки навигации на главной в Арктике морской транспортной магистрали при этом постепенно расширяются. Связи петербургских поставщиков с северными регионами растут, а число участников экономических отношений увеличивается. На сегодняшний день готовы воспользоваться этой трассой для перевозки своих грузов или уже делают это более 120 предприятий Северной столицы.

«Наш город был и остается площадкой для продвижения арктических проектов, отправной точкой доставки северянам грузов, – говорит губернатор Петербурга Александр Беглов. – Возросший объем грузоперевозок по Севморпути, свидетельствующий о том, что эта транспортная морская артерия очень востребована, подтверждает роль города на Неве как крупного транспортного хаба, необходимого для освоения арктических территорий».

Труднее всего осваивать восточный сектор Севморпути, где риски особенно велики: портовая инфраструктура там менее развита, а погодные условия более непредсказуемы, чем в западной части магистрали. Транспортные морские линии, связывающие Петербург с Камчаткой, Магаданом и Владивостоком, развиваются куда медленнее, чем того требуют социально-экономические интересы этих регионов.

Но и здесь есть подвижки. И это, безусловно, заслуга Логистического кластера Северо-Запада России, осуществляющего (при поддержке Смольного) проект «Агрегатор грузооборота по Северному морскому пути». Благодаря этой работе появилась, в частности, цифровая платформа, предназначенная для того, чтобы сообщать предприятиям о планируемых грузоперевозках по арктическим морям и формировать в порту «Бронка» (единственном в Петербурге глубоководном порту) готовящиеся к отправке грузы.

Весной нынешнего года главы пяти арктических регионов предложили ввести понятие «Большой Севморпуть» (имея в виду транспортный водный маршрут от Петербурга до Владивостока) и разработать на уровне правительства РФ меры по его ускоренному развитию. Этот проект, который поддерживает Смольный, предусматривает кроме прочего строительство новых портов на Дальнем Востоке, динамичное развитие там причальных мощностей и другой инфраструктуры. А Владивосток, отправная точка удлиненной арктической трассы, уже приступил к сооружению причального комплекса для швартовки судов ледового класса и подготовке специалистов для данного проекта.


#груз #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7077) от 22.12.2021 под заголовком «Севморпуть тяжелеет».


Комментарии