Где брать тару будем? В России возникла нехватка сырья для жестяных банок

Когда известный западный производитель картонных пакетов для молока, соков, вина объявил о своем уходе с российского рынка, наши «картонщики» быстренько собрались, сосредоточились и заняли освободившуюся нишу. Пусть новая молочная упаковка и не отличается внешним лоском, зато прочна и надежна. Другое дело — жестяные банки для консервов. Первыми о нехватке сырья для их производства заговорили рыбопереработчики…

Где брать тару будем? В России возникла нехватка сырья для жестяных банок | На рыбоперерабатывающих заводах, расположенных рядом с местом промысла, а уж тем более на плавбазах в море, для производства консервов используют исключительно свежую рыбу. В «не морских»  регионах перерабатывают замороженное сырье./ФОТО Сергея КРАСНОУХОВ

На рыбоперерабатывающих заводах, расположенных рядом с местом промысла, а уж тем более на плавбазах в море, для производства консервов используют исключительно свежую рыбу. В «не морских» регионах перерабатывают замороженное сырье./ФОТО Сергея КРАСНОУХОВ

Рыба без жести

Сырье для банок — это белая жесть. Она же — луженая сталь. Тонкий ­листовой металлический профиль с нанесенным защитным слоем. Защитой могут быть цинк, хром, в некоторых случаях — лак. Все зависит от того, на какие нужды пойдет жесть. Если на консервные банки, то защитным слоем становится олово.

Белая жесть уникальна из‑за высокой стойкости к коррозии и прочности при достаточной мягкости металла. Несмотря на появление на рынке всевозможных синтетических материалов, которые тоже устойчивы к коррозии, производство луженой стали во всем мире не снижается. Из нее делают не только консервные банки, но и кухонную утварь, хозяйственные товары — чайники, ковши, кувшины, ведра, крышки. Производят трубы, различные кровельные материалы, емкости для лакокрасочной продукции.

В России на таре из белой жести завязана чуть ли не треть консервной промышленности: рыбо-, мясо-, овощепереработка. И традиционно перерабатывающие предприятия закупали ее в Европе, Японии, Китае. Собственных мощностей для удовлетворения спроса не хватает. Ведущий отечественный производитель — Магнитогорский металлургический комбинат — ежегодно выпускает лишь 150 – 155 тысяч тонн белой жести, и это только половина необходимого. У крупных консервных предприятий есть собственные цеха по производству жестяных банок, но они все равно зависимы от зарубежных поставок сырья.

После введения Западом антироссийских санкций реальным поставщиком на рынке остался только Китай. Заместить прочих импортеров готовятся металлопрокатные заводы Белоруссии и Казахстана. Но решить этот вопрос в одночасье невозможно — сейчас выстраивается логистика, корректируется множество организационных вопросов.

Между тем 25 августа банка-жес­тянка отпраздновала свой 202‑й день рождения.

…Был во Франции времен Наполеона такой титул — «Благодетель человечества». Увы, всемирная история сохранила имя только одного его обладателя — Николя Франсуа Аппера. Это он, повар Аппер, в начале позапрошлого века представил миру первые консервированные продукты — тушеное мясо и фрукты в сладком соусе.

Консервы подавались в бутылках для шампанского. Правда, особой модификации, которую придумал сам Аппер. В бутылки повар закладывал продукты, закупоривал пробками, запечатывал воском и кипятил несколько часов. Стеклянная тара была не слишком подходящей упаковкой: тяжелой и легко бьющейся.

Чуть позднее англичанин Питер Дюран предложил свой вариант. В августе 1810 года он запатентовал жес­тяную консервную банку. Тогда банки изготавливались из листа железа, выкованного вручную. Внутри лист покрывался оловом. Запаивался он тоже вручную, причем в припое использовался свинец, о вреде которого еще не знали.

В середине XIX века знаменитый английский изобретатель Генри Бессемер придумал, как переплавить дешевый чугун в качественную сталь. Естественно, это сказалось на консервном производстве. Сталь стала дешевле, эластичнее, стенки банки тоньше и легче — почти как современные. Однако дно и крышки такой тары из‑за высокого давления раздувались, вспучивались. Тогда придумали на верхнюю и нижнюю часть банки наносить рельефные окружности — они и придали дну и крышке необходимую жесткость.

Сайра мимо проплыла

Эксперты рыбного рынка констатируют: за последние полгода нехватка жести спровоцировала рост цен на тару до 80 %. Сами консервы прибавили в цене 28 – 30 %. Подтверждение тому — ценники в супермаркетах. Деликатесной по цене стала даже сайра: стоимость консервов, произведенных в местах промысла этой рыбки, дошла до 195 – 205 рублей за банку весом 250 граммов.

Справедливости ради: в магазинах можно найти сайро-продукт и по более демократичным ценам. Но сделан он будет на далеких от морей-океанов территориях из дефростированного (попросту говоря, замороженно-размороженного) сырья. Качество конечного продукта в таком случае, как говорится, оставляет желать лучшего…

Кроме того, по утверждению специалистов из Ассоциации рыбохозяйственных промпредприятий Приморья, торговые сети России просто наводнила фальсифицированная сайра. Вместо нее в банки затаривают более дешевую сардину и селедку.

Впрочем, сайра тоже когда‑то была весьма недорогой. Производителям консервов рыбка приглянулась отсутствием мелких костей, приятными вкусовыми качествами и хорошей энергетической ценностью. Ее преображение в редкостную и деликатесную рыбу началось лет шесть-семь назад.

Сайра — рыба теплолюбивая. И это объясняет ее стремление к сезонной миграции. Зимний период рыбка предпочитает пересидеть около побережья восточной или южной части Японии. Там же она и размножается. Как только приходит лето, она смещается ближе к Сахалину или Камчатке. А потом все повторяется.

Однако несколько лет назад сайра стала менять районы миграции. И традиционно удобные места промысла перестали обеспечивать нужный вылов.  А в августе 2019‑го, помнится, все информационные агентства страны друг за другом перепостили новость: «В России больше нет специализированного масштабного промысла сайры — на протяжении десятилетий бывшей одним из самых популярных видов рыбы». Тут же приводились некоторые статистические данные. В частности, в 2018 году в так называемой исключительной экономической зоне России было выловлено 7,5 тысячи тонн сайры, хотя рекомендованный Росрыболовством объем добычи составлял 130 тысяч тонн. И в последующие три года объемы вылова оставались примерно такими же, если не меньше.

В то же время промысел сайры наращивали японские, китайские и тайваньские рыбаки, которые ежегодно вылавливали по 90 – 175 тысяч тонн. И большинству российских рыбоперерабатывающих заводов для выпуска «легендарных» консервов пришлось закупать сайру у более удачливых соседей.

А в нынешнем году сайра вообще не зашла в нашу экономическую зону. О чем официально на прошлой неделе сообщило Росрыболовство. Ведомство отметило, что в открытых водах добычу сейчас ведут Китай, Южная Корея и Япония. Вылов на середину августа составил около 14 тысяч тонн, путина продолжается, и соседи-рыбодобытчики не оставят российский рынок без сайры.

В конце концов, «не сайрой единой…» — успокоило Росрыболовство. И пообещало завалить рынок сардинами иваси и скумбрией. Сейчас их общий вылов уже достиг 88 тысяч тонн, это на «целых» 0,5 % больше, если сравнивать с прошлым годом. Между тем у иваси те же теплолюбивые наклонности, что и у сайры. Сбежать от наших берегов она может запросто. Тем более что прецеденты в недавней истории уже были.

Что в условной банке?

Статистика утверждает: последние три года производство рыбных консервов сокращается. Так, в 2021 году в России было выпущено — с точ­ностью «до» — 561 миллион 962,5 тысячи условных банок. Это на 10 % меньше, чем в году предыдущем. Для справки: масса содержимого в условной банке (нетто) — 350 граммов.

Лидером производства был и остается наш Северо-Западный федеральный округ. На его долю в прошлом году пришлось около 31 % от общего объема. А в округе в передовиках Калининградская область.

За те же три минувших года стоимость рыбных консервов у производителей выросла на 53,3 %. Особенно заметно — в прошлом году. Увеличилась стоимость продукции и в торговой рознице. Средняя розничная цена на рыбные консервы — натуральные и с добавлением масла — поднялась на 16 % и составила 147 рублей 40 копеек за условную банку.

Но вот что любопытно: несмотря на некоторый спад производства, спрос на потребительском рынке остается стабильным. Свою приятную лепту в это вносят торговые сети, довольно часто объявляя ценовые скидки на рыбные консервы.

А что собой представляет этот рынок сейчас, нам помогли разобраться эксперты маркетинговой компании Step by Step. Итак, по способу приготовления и назначению выделяют следующие виды рыбных консервов: натуральные, в томатном соусе, в масле, паштеты и пасты, рыбно-овощные и диетические.

На отечественном рынке основную долю производства занимают консервы натуральные — около 40 %. Их готовят без использования добавок (за исключением лаврового листа, перца и рыбного бульона). Остальные распределяются так. Рыбные в масле — 34 %; в томатном соусе — 21 %; печень трески — 3 %; рыбно-овощные — 1 %; другие — 1 %.

Вот только без белой жести, без банки-жестянки все это рыбно-консервированное разнообразие невозможно.


#дефицит #консервы #банки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7242) от 29.08.2022 под заголовком «Тара консервативного назначения».


Комментарии