Напиток меняет маршруты. Как развивается кофейный рынок в России?

Формально 80 % всего кофе, который продается в нашей стране, производят на территории России, но речь, разумеется, лишь о переработке и упаковке. Сами кофейные зерна по‑прежнему завозят из других стран — импортозамещения здесь нет и не предвидится. К счастью, весенние перебои с поставками оказались временными. На смену ушедшим брендам уже пришли новые, причем не менее качественные. Этот рынок славится жесткой конкуренцией, а желающих работать с нашей страной поставщиков оказалось более чем достаточно.

Напиток меняет маршруты. Как развивается кофейный рынок в России? | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Арабика превращается в робусту

Гендиректор ассоциации «Рос­чайкофе» Рамаз Чантурия неоднократно говорил о сложностях в логистике и перебоях с поставками. Но сегодня очевидно: ситуация стабилизируется благодаря новым торговым маршрутам. Сейчас идет активное развитие железнодорожных направлений на Дальний Восток, в Китай, а также через Иран, Турцию, через Средиземное и Черное моря в порт «Новороссийск». Правда, в полноценном режиме новые логистические маршруты должны заработать только осенью.

На радость кофеманам, основные плантации находятся в странах, которые не присоединились к антироссийским санкциям, так что проблем с сырьем не предвидится. Лидерами поставок в нашу страну в 2021 году были Вьетнам, Бразилия, Италия, Индонезия и Уганда. Всего была ввезена 241 тысяча тонн натурального кофе.

Между прочим, Россия не только закупает натуральный кофе, но и продает его. Речь идет об обжарке, то есть полноценной переработке сырья. Объемы пока небольшие (около 16 тысяч тонн в 2021 году), зато радует динамика: экспортные поставки из России за последние пять лет выросли в 2,5 раза. Жареный кофе у нас активно покупали Белоруссия, Казахстан, Украина, Грузия и Абхазия.

Импорт растворимого кофе в 2021 году составил 63 тысячи тонн, что на 1 % больше, чем годом ранее, а за пять лет рост составил 10 %. Порядка 50 % произведенного в России растворимого кофе пошло на экспорт — в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Турцию и Грузию.

Сегодня основные проблемы отечественного кофейного производства связаны с логистикой. До недавнего времени больше половины российского рынка кофе составлял сорт арабика, который растет в Бразилии и Колумбии. Да, в списке недружественных стран их нет, но везли оттуда кофе к нам через Европу. Сейчас логистические цепочки оперативно перестраиваются, однако любителям кофе все‑таки придется переориентироваться на робусту.

Дело в том, что этот сорт кофе выращивают в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия), соответственно, логистических проблем гораздо меньше. К слову, робуста дешевле арабики, что немаловажно для кошельков россиян.

Стоит отметить, что ранее зеленый кофе в зернах в Северную столицу поступал только железнодорожным и автомобильным транспортом. За пять месяцев нынешнего года карантинный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через границу РФ, расположенных в регионе, пропустил около 42 тысяч тонн данной продукции. В конце июня в Петербург в адрес российской компании поступила первая трюмная партия зеленого кофейного зерна. Две тысячи тонн продукции поступили из Юго-Восточной Азии.

От перемены чашек вкус не меняется

Как уже отмечалось, основную часть кофе российского рынка производят и перерабатывают на территории нашей страны. Речь идет как о российских фабриках, так и о локализованных зарубежных предприятиях. Однако на фоне политических и экономических событий на мировом рынке в этом году в нашей стране приостановили работу финская компания Paulig и итальянская Lavazza. В марте прекратила поставки в Россию и Nestle.

Доля Lavazza составляла всего 8 % рынка, и ее с удовольствием заберут другие производители. Кстати, московская компания «Русьэкспорт» уже заказала для своего кофе бразильских ­сортов Samba упаковку, дизайн которой удивительно схож с оформлением итальянского кофейного бренда.

Доля Paulig в два раза больше — около 17 %. При этом принадлежащий финнам завод по обжарке кофе в Тверской области уже продан российской компании. Выпуск кофе продолжится, но под новым брендом — Poetti, который был презентован на Петербургском международном экономическом форуме. Новый бренд заменит старый, при этом для любителей кофе практически ничего не изменится. Экспертиза, оборудование, специалисты — все осталось.

«Запускать новый бренд с нуля, тем более в сжатые сроки, очень сложно и затратно, — рассказывает представитель компании «Милфудс» Михаил Глухов. — Обычно на это требуется полтора года, а мы уложились в три месяца. Очень долго выбирали название. С одной стороны, было важно, чтобы потребитель нас узнал, с другой — название не должно быть очень близким предыдущему, такие переклички воспринимаются как подделка».

Товары под новым брендом должны появиться осенью этого года. До этого времени кофейный производитель все еще будет работать под брендом Paulig.

«На сегодняшний день главный приоритет нашей деятельности — восстановить оборванные цепочки поставок сырья, подписать новые контракты, — объясняет задержку Михаил. — Чтобы возместить ассортимент компании, недостаточно одной страны. Надо понимать, что кофе как дорогое вино, оно требует тщательного отбора. До недавнего времени практически все поставки были через страны Европы. Теперь логистика будет более длинная. Возможные пути — через Индию, Иран, Турцию».

Прекратила свою деятельность в России и американская сеть кофеен Starbucks. Предполагается, что в ближайшее время ее приобретет российский предприниматель. По условиям сделки, новому владельцу придется провести ребрендинг по аналогии с американской сетью ресторанов McDonald’s.

Кроме того, в нашей стране появляются и новые кофейные проекты. Так, в Ярославской области в ближайшее время откроется новый завод по производству какао, кофе и цикория «КЦК «Аронап». Это будет масштабное производство с новейшим оборудованием. Строительство завода позволит создать более ста новых рабочих мест и увеличить годовой объем упаковок готовой продукции на 40 млн штук.

Петербургские ароматы

Производится кофе и на Северо-Западе. В Ломоносовском районе Ленобласти вводится в эксплуатацию новый корпус завода по производству и расфасовке кофе «Якобс». Сам завод в нашем регионе работает с 2015 года и является одним из самых крупных производств компании в мире. Кофе на нем проходит путь от зеленого боба до растворимого субстрата в банке. Компания «Якобс Дау Эгбертс Рус», по данным сервиса kartoteka.ru, зарегистрирована в промзоне Горелово и принадлежит голландцам. Получается, уходить из России вроде бы «недружественные» партнеры отнюдь не собираются и даже планируют, напротив, нарастить свою долю на нашем рынке, которая на данный момент составляет около 15 %.

В начале года голландцы даже собирались приобрести петербургскую группу компаний «Орими Трэйд», но сделка не состоялась. Завод «Орими» по производству кофе был открыт во Всеволожском районе в 2019 году. Предприятие производит кофе «Жокей» и Jardin. Весной коллекцию Jardin пополнил новый кофейный бленд, в составе которого арабика из Гватемалы, Гондураса и Папуа — Новой Гвинеи.

Логистика поднимает ценник

Основная тенденция современного кофейного рынка, как и во многих других сферах экономики, — подорожание. С начала года цены выросли в среднем почти на 50 %.

«Изменение цены на кофе неправильно связывать исключительно с политической ситуа­цией, — объясняет Михаил Глухов. — К примеру, в прошлом году, до мировых конфликтов, на бирже цена на зеленый кофе поднялась в два раза. Прежде всего это связано с природными катаклизмами в странах произрастания кофе. В Бразилии и Колумбии кофе не уродился. И, конечно, на цену влияет логистика. Цепочки удлиняются, сроки доставки увеличиваются, импортеры несут значительные расходы».

К слову, Lavazza также объяснила решение уйти из России не политикой, а именно растущими в нынешнем году ценами на сырье. Компания отметила, что в 2021 году цены на арабику и робусту выросли на 80 %. Это произошло не только из‑за пандемийных сбоев в цепочках поставок, но и из‑за климатических условий. По данным компании, в текущем году также ожидается сокращение урожая из‑за неблагоприятной погоды.

Остается добавить, что в конце июня правительство РФ расширило перечень приоритетной импортной продукции, на закупку которой импортеры могут взять льготный кредит. В обновленный перечень в том числе вошли кофе и какао-бобы.

Специальная программа льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции была запущена в мае. С ее помощью импортеры могут взять заем по ставке не более 30 % от ключевой ставки Центробанка плюс три процентных пункта. Сейчас такая льготная ставка составляет 5,8 %. Разница компенсируется банкам за счет субсидий из федерального бюджета, на эти цели выделено 37 млрд рублей.

Все это дает надежду, что без кофе россияне не останутся. Для многих это важно: хотя исторически Россия считается скорее чайной страной, однако предпочтения меняются: еще в 2019 году потребление россиянами кофейных напитков заметно обогнало потребление чая. Отметим, что Петербург по потреблению кофе опережает Москву.

При этом рост продолжается. В 2021 году, по данным Россельхозбанка, потребление кофе в России выросло на 8 % и составило уже 303 тысячи тонн. А в общей сложности за пять лет продажи этого ароматного напитка увеличились на 30 %. Это связано с распространением культуры пить бодрящий напиток и брать его навынос. В настоящее время россиянин в среднем выпивает около 300 чашек натурального кофе в год, причем натуральный кофе постепенно вытесняет растворимый.


#рынок #развитие #Россия #кофе

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7209) от 13.07.2022 под заголовком «Кофе меняет маршруты».


Комментарии