Гардероб для метавселенной. В России растет спрос на виртуальную одежду

Массовый переход на дистант в эпоху пандемии привел к пониманию, что за своим виртуальным образом на экране надо следить не меньше, чем за реальным. Это стало возможно благодаря AR/VR-технологиям (дополненная и виртуальная реальность), которые прочно прописались в одежных и обувных бутиках и ателье, магазинах косметики и салонах красоты.

Гардероб для метавселенной. В России растет спрос на виртуальную одежду | ФОТО pixabay.com

ФОТО pixabay.com

Платье из кожи дракона

Впервые виртуальная одежда появилась в компьютерных играх, где геймеры за цифровые наряды платили немалые деньги. В 2020 году из-за локдауна и стремительного развития технологий диджитал-мода вышла за границы гейм-индустрии и отправилась в свободное плавание. Люди, находясь в онлайн-пространстве, начали создавать аватары и примерять на них цифровые одежды. Производители одежды это заметили и стали дополнять свой ассортимент цифровыми версиями вещей. Сегодня виртуальные коллекции есть у Prada и Moschino. Этой весной итальянский дом моды Gucci в тандеме с белорусской компанией Wanna (создатель приложений с использованием технологии AR) выпустил виртуальные кроссовки. После покупки модную обувь можно примерить в дополненной реальности, наведя камеру смартфона на свои ноги.

А Nike в конце октября подал несколько заявок на регистрацию новых товарных знаков, собираясь производить цифровую обувь и одежду для различных виртуальных пространств, получивших общее название «метавселенная». В компании уже появился штатный дизайнер виртуальной обуви. На российском же рынке с цифровыми луками экспериментируют Александр Терехов и Алена Ахмадуллина.

Начали появляться и специализированные магазины с цифровыми нарядами в ассортименте. Среди пионеров Dress-X (первая международная платформа по продаже виртуальной одежды) и Replicant – первый маркетплейс цифровой одежды. Его создатель Регина Турбина – первый в стране дизайнер, который смог продать диджитал-наряд. Покупателем стал медиадиректор «Яндекса».

Еще одна новинка – платформа Zero10. Это мобильное приложение позволяет покупать, сохранять и коллекционировать цифровую одежду в своем виртуальном гардеробе, а также создавать фото- и видеоконтент для публикации в соцсетях.

«Мы создали приложение, в котором пользователи могли бы испытывать такие же эмоции от шопинга, примерки и покупки одежды любимых дизайнеров, но теперь в цифровом пространстве», – прокомментировал гендиректор и сооснователь Zero10 Георгий Яшин.

Важно понимать, что цифровая одежда это не просто картинки. Она создается по реальным лекалам в профессиональных программах, и, самое главное, ее можно воссоздать в реальности. При этом цифровые вещи на фотографии не отличить от реальных.

Однако при создании некоторых виртуальных образцов дизайнеры имеют возможность не сдерживать полет фантазии, используя необычные материалы, которые не всегда подчиняются законам физики и не могут существовать в реальном мире. Например, кожу дракона, жидкое серебро, лунные нити или неоновый диджитал-мех.

Цена виртуальной одежды складывается из производства первой копии вещи, а также из работы по «надеванию» (подгонки) ее на виртуальный образ клиента, что технологически пока еще довольно сложно.

Мейкап в один клик

Не отстает от модных трендов индустрия красоты. На виртуальных ресурсах Chanel, Dior, L,Oreal можно протестировать губные помады, тени для век, подводки для глаз, краску для волос, а в некоторых случаях примерить уже готовые образы. Как показала практика, подобное использование технологий значительно увеличивает продажи.

Но если раньше с помощью виртуальной реальности макияж только подбирали, то сегодня его уже наносят. Самый актуальный тренд последнего года – максимально реалистичный диджитал-макияж, который можно «надевать» на своего виртуального двойника и «снимать» в пару кликов.

Эту возможность быстро оценили не только блогеры, визажисты и любители онлайн-вечеринок, но и участники дистанционных деловых мероприятий.

Цифровой макияж стал возможен благодаря активному развитию все той же технологии дополненной реальности. Например, совсем недавно в приложении PicsArt появился стикерпак (набор тематических виртуальных картинок), разработанный в тандеме с реальной компанией Krygina Cosmetics. Пользуясь ими, можно протестировать сверкающие стрелки, которые получатся ровными с первого раза, яркую помаду и другую виртуальную косметику.

Линейка виртуальной косметики есть и у L,Oreal Paris, которая пару лет назад приобрела канадское AR-приложение с «виртуальным зеркалом». Чтобы воспользоваться такой косметикой, достаточно скачать приложение Snap Camera, которое интегрируется с известными платформами – Zoom, Skype, Instagram, Snapchat, Google Duo и т. д.

Добро пожаловать в метавселенную

О том, как создается виртуальный мир моды, рассказывали на первой в России конференции на тему метавселенных и цифровой моды Cyber Fashion Conference. Среди участников в прямом эфире разыграли цифровое платье из стекла Kai Kai. А в качестве спикера выступила виртуальный инфлюенсер от студии Malivar Алиона Пол.

«За последние два года цифровая мода и 3D-симуляция превратились в огромный рынок, – отметила организатор мероприятия, создатель школы модного бизнеса Fashion Factory School Людмила Норсоян. – Это подтверждает и продажа виртуальной коллекции платьев модного дома D&G за 6 миллионов долларов, и покупка стартапа создателя виртуального инфлюенсера Lil Miquela за 125 миллионов долларов».

«Через 30 лет 70% одежды будет существовать в онлайне, ее можно будет примерять и менять. И лишь 30% нарядов будет производиться реально», – предполагает соосновательница DressX Дарья Шаповалова.

По мнению же основательницы первого в России онлайн-ателье Replicant Регины Турбиной, цифровая мода должна трансформироваться и перерасти во что-то новое.

«Должен измениться сам конечный продукт, – уверена Регина. – Но пока непонятно, что это будет. Проекты, которые предлагают покупателю взаимодействие с цифровой одеждой, пока только собирают знания, которые нужны для создания этого нового продукта».

«Не бойтесь заходить в игры, – рекомендует специалистам индустрии моды продакт-лид «Яндекса», руководитель запуска российского AR-проекта Sloy Даниил Трабун. – Игры – это новые среды, в которых мы будем создавать диджитал-фэшн. Это выйдет далеко за рамки привычных соцсетей, в метавселенных будет все больше цифровых луков».

Действительно, немалую роль в развитии нового направления модной индустрии играют приложения, которые с помощью искусственного интеллекта создают очень реалистичные цифровые двойники. В этом плане показательно активное развитие корейского онлайн-сервиса по созданию виртуальных двойников Zepeto. Я, кстати, попробовала создать своего двойника и была в восторге от результата.

А недавнее превращение соцсети Facebook в Meta тоже предполагает рождение метавселенной, над созданием которой сейчас работают более 10 тысяч специалистов. На этот знаковый ребрендинг уже направлено 10 млрд долларов, и эта сумма будет только расти. В итоге должен получиться виртуальный мир с VR- и AR-технологиями, где люди смогут общаться с помощью аватаров, а контент будет представлен в виде голограмм.

Безусловно, возникает закономерный вопрос: а зачем все это?

«Это новый опыт самовосприятия и взаимодействия с окружающим миром и людьми, – высказывает свое мнение Регина Турбина. – Иногда возникают сомнения: как можно платить реальные деньги за виртуальные вещи. Тем не менее это то же самое, что платить за фильм, билет в театр или на выставку. Ваш виртуальный образ – это демонстрация настроения, вкуса, интересов и восприятие себя в этом облаке смыслов. И цифровая одежда здесь может пойти гораздо дальше, чем физическая, потому что она дает безграничные возможности для самовыражения».

Киберателье и реставрация наоборот

Как бы ни манила виртуальная реальность, мы живем в офлайне, где нужна и настоящая одежда, которая помимо эстетической задачи выполняет и практическую функцию. В этом направлении технологии тоже не стоят на месте. 

Этой осенью на Восточном экономическом форуме был презентован проект «Киберателье», разработанный группой участников рынка WearNet НТИ с экспертами Beinopen.

Суть проекта в дистанционном конструировании одежды и управлением процессом ее создания с помощью сети автоматизированных производств. Дизайнеры получат возможность презентовать на цифровых платформах 3D-модели вещей, а потребители смогут их примерить, используя свой виртуальный образ (аватар), созданный по индивидуальным меркам с помощью 3D-сканеров. Выбранную модель можно будет доработать на свой вкус и отправить заказ на автоматизированную фабрику. В итоге пользователь получит и реальную вещь, и ее цифровой двойник, который можно использовать для своего образа в виртуальном пространстве.

«Помимо создания самой платформы мы занимаемся инфраструктурой российской индустрии, чтобы связать киберателье с будущими автоматизированными фабриками, а также включить во внутреннюю экосистему производителей и поставщиков тканей и фурнитуры, – объяснил лидер рабочей группы WearNet НТИ Алексей Баженов. – Кроме того, в систему будет включена беспилотная доставка».

Еще один плюс новых технологий в реальной швейной индустрии в том, что их можно применять, как говорится, наоборот.

Так, специалисты Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна разработали инновационную технологию, которая впервые в мире позволит воссоздать чертежи важнейших исторических костюмов. Оригинальные чертежи, которые использовались ремесленниками, в подавляющем большинстве случаев не сохранились, а ведь они востребованы реконструкторами, реставраторами и дизайнерами.

Технология объединила практику

3D-сканирования и программы для разработки персонажей компьютерных игр и специальных эффектов в кинематографе.

«Алгоритм технологии включает сканирование костюмов и получение их виртуальных 3D-двойников, – объясняет автор технологии доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПбГУПТД Алексей Москвин. – Затем эти двойники разделяют на детали и применяют технологии UV-преобразования (развертка в трехмерном графике), чтобы превратить трехмерные детали в плоские – такие, какими они были на раскройном столе сотни лет назад».

Получается, за виртуальной модной индустрией не только будущее, но и наша история. Как бы то ни было, цифровая одежда будет служить по-своему. Она не порвется и не износится, ее не надо стирать, и, самое главное, она не пополнит огромные свалки, засоряющие нашу планету.


#виртуальная реальность #одежда #магазины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7062) от 01.12.2021 под заголовком «Гардероб для метавселенной».


Комментарии