Экономия на жирности. Как подделывают сливочное масло
Из официальных источников: «Выявлена незаконная схема ввода в оборот через крупную торговую сеть молочной продукции неизвестного происхождения». Аферу раскрыл Россельхознадзор при помощи системы «Меркурий». Информация обо всех причастных к ней отправлена в правоохранительные органы.
ФОТО Pixabay
Сливочное. С наполнителем
Под «молочной продукцией» подразумевался не широкий ее ассортимент, а конкретный товар – сливочное масло. Уточнялось: за текущий год в торговые точки разных регионов России была отгружена 241 тонна такой продукции. Причем большую ее часть – 238 тонн – поставщики вывезли из Свердловской области.
В незаконной схеме, отметили специалисты Россельхознадзора, участвовало много организаций. Но самой «показательной» назвали деятельность одного индивидуального предпринимателя, который, судя по документам, выработал 35 тонн сливочного масла из... 60 килограммов (!) молока. Хотя для получения такого объема конечного продукта требуется 710 – 720 тонн сырого молока.
Подобных «производителей» ведомство обнаружило также в Оренбургской и Московской областях. Через несколько компаний-посредников они отправляли продукцию в магазины своих и чужих регионов. При этом в процессе перемещения ее объемы не менялись, а вот жирность масла каким-то чудом увеличивалась с 72,5 до 82,5%. Всех кудесников распознало всевидящее око «Меркурия».
Для тех, кто подзабыл, что такое «Меркурий». Это система электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) сельскохозяйственной продукции. Ей предписывается отслеживать маршрут продвижения товара «от фермы до прилавка». На каждом этапе в цепочке поставок выписывается новый сертификат, и в режиме онлайн можно выяснить путь прохождения сырья и готовой продукции. Глобальные цели «Меркурия»: усиление контроля качества производимой продукции животного происхождения; сокращение сбыта незаконных контрафактных товаров и фальсификата.
К сожалению, название крупной торговой сети, в которой, не исключено, знали о махинациях, Россельхознадзор не разглашает. Хотя, по данным контролирующих органов, из всех молочных продуктов именно сливочное масло – самая ходовая подделка на рынке. А самый распространенный способ фальсификации – экономия на количестве молочного жира.
Существуют ГОСТы на сливочное масло, в которых прописано, каким «по жирности» должен быть настоящий продукт:
* традиционное – не менее 82,5% жира;
* любительское – не менее 80% жира;
* крестьянское – не менее 72,5% жира;
* бутербродное – не менее 61,5% жира;
* чайное – не менее 50% жира.
Тем не менее при лабораторных исследованиях молочная (еще раз подчеркнем это слово) жирность многих образцов сливочного масла недотягивает даже до 50%. До необходимой шкалы жирности продукт доводят растительными компонентами.
Сказать однозначно, что подобная «доводка» плоха и вредна, нельзя. Есть резон прислушаться к некоторым специалистам «по правильной еде», утверждающим: «Сливочное масло, изготавливаемое исключительно из коровьего молока и принимаемое за эталон, уже не соответствует концепции здорового питания и запросу времени. Весь цивилизованный мир давно уже перешел на комбинированные масла».
И неспроста, наверное, специалисты советуют прислушаться-присмотреться к опыту соседей – финнов.
«Пальма» «пальме» – рознь
Примерно полвека назад в Суоми был зафиксирован самый высокий в Европе уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В стране разработали программу «здорового образа жизни», а составной ее частью стала борьба с животными жирами. В результате за тридцать последующих лет уровень смертности от сердечно-сосудистых недугов в Финляндии снизился на 85%.
Справедливости ради: европейские страны тоже подсели на «пальму». И сливочно-растительное масло на столе европейца – это норма. Только там на производство съестного идет меньше трети от общего объема «пальмы». Цель использования такая же, как и у нашей пищевки, – снизить затраты на производство, обеспечить внутренний рынок доступной по цене едой. Но никак не пройти мимо одной очевидной разницы: Европа использует высококачественные сорта пальмового масла, нашей же пищевке выгоднее то, что качеством, мягко говоря, попроще.
Есть отечественные производители, не скрывающие сей ингредиент в составе продукта. А что скрывать, если «пальму» никто не запрещал? Требование к молочникам всегда было только одно: обозначать наличие растительного составляющего в списке ингредиентов. При этом необязательно указывать: «пальмовое масло». Можно написать более пространно: «растительный жир». Благо распознать «пальму» в продукте на глазок в домашних условиях невозможно – только в специальных лабораториях.
...Сливочное масло – продукт древний. В России известно аж с IX века. В давние-предавние времена долго хранить масло свежим не получалось. Подпортившийся продукт перетапливали в печах и получали топленое масло.
Известно, что крестьянская Россия начала XIX века производила топленого масла так много, что внутренний рынок им был попросту завален. И в 1822 году страна начала его экспорт. Конечно, не в Париж (оттуда спустя какое-то время российский маслодел Верещагин вывезет рецепт самого лучшего сливочного масла в Европе, привнесет в него свои профессиональные секреты и получит продукт, позже поименованный «вологодским маслом») или в утонченно-музыкальную Вену... Основными потребителями топленого масла из России тогда стали Турция, Египет и народонаселение Балканского полуострова. Повсюду нашу «топленку» так и называли – «русское масло».
Сегодня аналитики продовольственного рынка не выделяют топленое масло в самостоятельно значимый сегмент продовольственного рынка России. Нет широко озвученной информации о том, каковы объемы производства и потребления этого продукта у нас и за рубежом. Но сам продукт на нашем рынке «имеет место быть», и маркетологи торговых сетей вынуждены изучать спрос на него. Выяснили: 96% постоянных покупателей – женщины, ведущие домашнее хозяйство, увлеченные домашней кулинарией.
Может быть, кому-то покажется странным, но, как показали опросы потребительской аудитории, и обычное сливочное масло приобретают большей частью тоже для кулинарных изысков. Или для заправки некоторых готовых блюд – каш, пюре и иже с ними. При этом две трети респондентов признались в том, что не мыслят свой завтрак без бутерброда со сливочным маслом.
На чужом бутерброде
Система «Меркурий» – изобретение новейшее. А вот фальсификация сливочного масла придумка не наших дней. История зафиксировала крупный скандал начала прошлого века, случившийся в Петербурге в 1908 году. Тогда в нашем городе было обнаружено подпольное производство сливочного масла.
Под «производственную площадку» дельцы приглядели здание небольшого заброшенного заводика за Волковским кладбищем. Готовая продукция доставлялась не только в торговые точки города, но и в рестораны.
Стражи порядка решили разузнать, что же делается за дверями закрытого завода. Далее свидетельствует пресса тех лет: «Предстала ужасная картина. На полу валялись сотни пудов свиного сала. В какой-то посудине вместимостью 200 пудов производилось смешивание жидкостей: в котел свалили куски сала, жира, добавляли подсолнечное и кокосовое масло. «Это – для запаха, это – для колера, это – для вкуса», – объяснял один задержанный чернорабочий. Изготовленное из сала и других добавок «сливочное масло» окрашивалось в природные тона различными растительными красителями, набивалось в бочки и увозилось...».
Сегодня нет-нет да припомнят стародавний «криминал» эксперты рынка масложировой продукции, пытаясь провести некую аналогию с современными попытками фальсифицировать благородный продукт.
Можно только предполагать, что заставляло тогдашних дельцов идти на подделку натурпродукта в стране, где молоко-сырье было в изобилии. Это в современной России с молочным сырьем большие проблемы, которые привели и к фальсификатам, и к зависимости от импорта...
Ежегодное производство сливочного масла в нашей стране в последнее пятилетие фиксируется на отметке 260 – 280 тысяч тонн (включая, возможно, и не обнаруженные надзорными органами фальсификаты). Ежегодные объемы импортных поставок «стартуют» от 80 тысяч тонн. Снижение их приходилось на первые годы после введенного в 2014 году продовольственного эмбарго. Однако с 2018-го импорт вновь показал плюсовую динамику.
Главный поставщик сливочного масла в Россию, по данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса («АБ-центр»), – Белоруссия (80% в общей структуре поставок). Также в числе ведущих поставщиков – Уругвай, Новая Зеландия, Аргентина, Казахстан.
Отметившийся в экспортерах Казахстан одновременно является и ведущим импортером российского сливочного масла. Да, Россия еще способна поставлять коровье маслице на внешний рынок. Правда, не в глобальных объемах – всего 2,5 – 3 тысячи тонн в год. Кроме Казахстана наше сливочное масло намазывают на бутерброды Украина и Армения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6978) от 02.08.2021 под заголовком «Бди, «Меркурий»!».
Комментарии