«Оливковая муть» и другие новости продовольственного рынка

Оливковое масло — визитная карточка средиземноморской кухни. Его добавляют в салаты и пасту, на нем жарят, делают маринады, запекают мясо и овощи. И нет ничего удивительного в бурной реакции приверженцев средиземноморских блюд на заявление, прозвучавшее из уст генерального директората по здравоохранению и безопасности пищевых продуктов ЕС: дескать, нынешнее качество оливкового масла оставляет желать лучшего. Россиянам по этому поводу пока переживать не стоит.

«Оливковая муть» и другие новости продовольственного рынка | РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

«Визитка» с подменой

По итогам только одного квартала в ЕС зафиксировано 50 случаев, когда olive oil (масло оливы) не соответствовало требованиям. Такое количество, по оценке генерального директората, «это рекордно много».

В официальных отчетах упоминаются масла, загрязненные запрещенными веществами, включая ­пестициды и минеральные масла. Был случай, когда в масле обнаружили осколки стекла. Однако большинство случаев связано с мошенничеством или неправильной маркировкой. В основном это попытка выдать смесь масел дешевых сортов за масло первого отжима. Причем тенденция эта обозначилась года три назад, и сейчас ситуация только ухудшается.

Главная тому причина — падение объемов производства и связанный с ним рост цен на продукцию. Почти все ведущие страны — поставщики оливкового масла в последнее годы страдали от засухи, которая привела к существенному снижению сбора сырья.

Международный совет производителей оливкового масла прогнозирует: по итогам 2023/24 годов его мировой объем составит 2,4 миллиона тонн. Это на 27 % меньше, чем пять лет назад (тогда был достигнут определенный пик, после чего производство покатилось вниз), и, ко всему прочему, на 200 тысяч тонн ниже уровня мирового спроса.

Российские эксперты продовольственного рынка, всматриваясь два-три года назад в недалекое будущее оливкового сегмента, не исключали увеличение фальсификата и в нашей розничной торговле. А именно — подмены масла высших категорий на продукт более низкого качества.

Сегодня же специалисты из Масложирового союза России после многочисленных проверок оливковой продукции, попадающей на полки российских супермаркетов, констатируют: найти подделку в этом сегменте весьма проблематично. Если продукт заявлен как «масло первого отжима», то оно таковым и является.

Потребителей оливкового масла на нашем рынке не так уж много — не более 1,5 % от всех российских «маслолюбов». Абсолютное первенство здесь держит наше родное подсолнечное масло. Оливковое же остается товаром премиум-класса (причем даже тот продукт, который в этом сегменте считается второсортным). Рынок нашел своего постоянного потребителя, давно уже научившегося отличать качест­венный продукт от фальсификата и без переводчика читающего выходные данные на этикетках.

Еxtra vergine olive oil — масло экстра-класса, нерафинированный продукт первого отжима без нагревания.

Vergine oliv oil — нерафинированное оливковое масло первого отжима, но произведенное из оливок худшего качества (например, случайно поврежденных при транспортировке).

Oliv oil — смесь нерафинированного и рафинированного масла.

Olive-pomace oil — масло второго отжима, смесь рафинированного и нерафинированного масла, а также масла, полученного из жмыха; самый дешевый продукт.

Не случайно при заметном снижении поставок — в прошлом году ввоз оливкового масла в Россию снизился на треть, а по итогам первого полугодия нынешнего года упал еще на 10 %, — спрос на него в розничной торговле остался на прежнем уровне. Снижение потребления эксперты наблюдают в системе HoReCa — многие рестораны, кафе и прочий общепит уходят в более доступный сегмент, предпочитая уже упомянутое подсолнечное масло.

Взять на испуг

Новостные каналы припугнули россиян: «Производители продовольственных товаров уведомили торговые сети о повышении закупочных цен на свою продукцию. Ожидаемый ценовой взлет — от 5 до 40 %».

Так, на максимальные 40 % якобы должны подняться цены на шоколадные изделия. Это из‑за уже взлетевшей стоимости основного сырья — какао. Все другие-прочие кондитерские изделия станут дороже в среднем на 16 %. Рост цен в сегменте молочных продуктов составит 5 – 15 % в зависимости от вида товара. Подорожают также хлебобулочные изделия, соки и пиво.

Дальше весть пошла гулять по всем СМИ, социальным сетям в Интернете и прочим «рупорам гласности», включая сарафанное радио. Обыватель включил свою логику: «Если уж производители повышают цены, то и торговля своего не упус­тит…».

Страшилки о грядущем подорожании часто приводят к ажиотажному спросу. В этот раз скупать шоколад килограммами — по прежней еще цене — народ массово не понесся. Но вот повышенный спрос на молочную продукцию с длительными сроками хранения был примечен. Также он подрос на некоторые крупы (в первую очередь на гречку) и макаронные изделия. И попутно — на все, что может долго храниться и что пока не подорожало.

Письма-уведомления о повышении цен, отправленные ретейлерам, — это отнюдь не из ряда вон выходящее событие, не сенсация. Это обязательная практика в сотрудничестве двух сторон. Вовсе не означающая, что цены на торговых полках сразу взлетят ровно настолько, насколько продиктовал производитель.

«Нужно понимать, что заявленные в письмах цифры — это обозначение производителями своей максимальной позиции и максимальных условий, — объясняет эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. — Это приглашение ретейлеров к диалогу, чтобы найти некий компромисс. Процесс переговоров зачастую занимает немало времени — недели или даже месяцы. Поэтому не стоит опасаться, что уже завтра цены на некоторые позиции вырастут на 40 %. Ретейлеры после получения таких писем озвучивают свои предложения: либо повышать цены не так сильно, либо искать баланс в ценовой политике, либо проводить ротацию ассортимента, выводя какие‑то позиции».

Так что подождем, чем закончатся переговоры. Но к некоторому повышению цен — пусть и не резкому скачку — лучше быть готовым.

Паста по‑русски

Не исключено, что Россия станет одной из ведущих стран — поставщиков макаронных изделий. Произойдет это, правда, не сегодня и не завтра, ставку эксперты делают на ближайшую пятилетку.

По данным федерального центра «Агроэкспорт», в прошлом году наша страна поставила на внешние рынки 118 тысяч тонн макарон — на 8 % больше, чем годом ранее. За семь месяцев нынешнего года поставки выросли на 20 % — до 65 тысяч тонн. По расчетам Минсельхоза, к 2030 году объемы должны увеличиться до 200 тысяч тонн. Большая часть нашей продукции уходит в страны ближнего зарубежья — Казахстан, Белоруссию и Туркмению. Общее же число стран-импортеров приближается к двум десяткам.

Нетрудно догадаться, какая страна возглавляет список крупнейших мировых экспортеров. Конечно же, Италия. За ней следуют Китай и Турция. Россия пока находится на двенадцатой позиции.

Ее макаронная отрасль, ныне вполне самодостаточная, тоже в свое время становилась на ноги при участии итальянских компаний. Подумать только, впервые спагетти отечественного производства, но настоящего итальянского качества россияне вкусили не так уж давно — всего‑то четверть века назад. До этого наши едоки о спагетти знали лишь понаслышке. А некоторые не знали и вовсе…

У России была своя «макаронная история». Первые «трубочки из тес­та» появились во времена Петра I. И стоили они тогда в пять-шесть раз дороже самой лучшей муки. В XIX веке макароны фабричного производства доступны были только избранному кругу. Но в 1883 году генерал-губернатор Москвы дал указание основать первую «паровую фабрику макарон». В 1914 году такая фабрика открылась и в Санкт-Петербурге.

Со временем макароны стали традиционным видом гарнира. И никогда не теряли популярности. Более того, становились палочкой-выручалочкой для многих едоков в финансово нестабильные годы. Неспрос­та их прозвали «антикризисным гарниром».

Потребительские предпочтения россиян, по данным маркетинговых служб торговых сетей, распределяются так. От 40 до 52 % отдают предпочтение нескольким видам макаронных изделий: собственно макаронам, а также ракушкам, рожкам, спиралькам, перьям, вермишели и лапше. Более «экзотические» виды вроде папарделли, каннеллони или конкилье приобретают менее 15 % населения.

Относительно низкий спрос на «экзотику» объясняется достаточно высокой, премиальной, стоимостью и особыми требованиями к ее приготовлению. Огромные трубчатые каннеллони, например, необходимо фаршировать, желательно мясной начинкой, а папарделли немыслимы без особых соусов.

А вот доля спагетти, которые давно уже не считаются никакой экзотикой, растет из года в год — и в производстве, и на потребительском рынке. Каждый из наших соотечественников в год съедает в среднем около шести килограммов макаронных изделий (без учета лапши быстрого приготовления; она дает прибавку еще одного среднестатистического килограмма). В Италии этот показатель в пять раз выше.

photo_5402298285856776426_y.jpg


Читайте также:

Осень с перчинкой. Как развивается рынок болгарского перца в России

Как развивается рынок риса в России?


#оливковое масло #рынок #цены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7744) от 09.09.2024 под заголовком «Оливковая муть».


Комментарии