Беспилотные «КамАЗы» перевозят грузы на Крайнем Севере

Тяжелее всего перевозить грузы на Крайнем Севере, где других дорог, кроме зимников, почти нет и приходится преодолевать в стужу огромные расстояния. Чтобы делать это быстрее и безопаснее, крупные компании пытаются использовать там «умный» транспорт. Особенно преуспели в этом газовики (точнее, петербургская «дочка» госкорпорации). Не так давно их беспилотные «КамАЗы» стали совершать регулярные рейсы на зимнике длиной более 140 км, связавшем Восточно-Мессояхское месторождение с поселком Тазовский (полуостров Ямал).

Беспилотные «КамАЗы» перевозят грузы на Крайнем Севере | ФОТО Jéan Béller on Unsplash

ФОТО Jéan Béller on Unsplash

На создание и обкатку беспилотного автотранспорта у газпромовцев ушло несколько лет. Первые грузовые автомобили, оснащенные интеллектуальной системой, они протестировали в 2018 году. Сделать это позволили инициированные Минпромторгом РФ поправки в нормативные документы, упростившие допуск таких машин на дороги общего пользования.

Испытания проводились на том же ямальском месторождении и показали, что цифровые технологии и впрямь могут заменить водителя грузовика. Ведь беспилотный транспорт повышает безопасность и рентабельность перевозок в сложных природно-климатических условиях. И упрощает решение задач по снабжению труднодоступных районов Заполярья.

Этот «долгоиграющий» проект газовики осуществляли вместе с автозаводом «КамАЗ» (в рамках федеральной программы «Исследования и разработки по приоритетным нап­равлениям развития научно-технологического комплекса России») при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Что в итоге получилось? Общими усилиями был создан роботизированный комплекс на базе полноприводного шасси, то есть беспилотный грузовик. Он мог передвигаться по заданному маршруту в режиме дистанционного управления, распознавая за доли секунды препятст­вия, и вести погрузочно-разгрузочные работы. А двигаясь в колонне, способен был «общаться» с такими же машинами, обмениваясь с ними и оператором информацией.

Делать это машине помогают бортовая компьютерная система, навигационное оборудование и антенны, видеокамеры, необходимые для пост­роения цифровой карты дороги. А также чуткие радары и сонары, требующиеся для обнаружения ­объекта и определения точного расстояния до него.

В ходе испытаний пятилетней давности грузовики преодолели без аварий около 2,5 тыс. км, подтвердив, что использовать беспилотную технику на севере можно и нужно. Правда, отдельные системы пришлось доводить до ума, чтобы они «привыкли» к северным зимам. Участники проекта стремились также повысить скорость и надежность таких перевозок в условиях плохой видимости и бездорожья.

Они работали над этим, внедряя в свои логистические процессы беспилотные автомобили и участ­вуя в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей применение беспилотников на неф­тепромыслах. А с весны 2020‑го приступили к реализации такого же проекта на Южно-Приобском мес­торождении (ХМАО), где протестировали машины другого российского производителя — автомобили «ГАЗ» последних моделей.

Тем временем испытания на Ямале подошли к концу. Недропользователи перешли от экспериментов к будничному использованию такой техники, способной перевозить грузы в составе беспилотной колонны (оператор контролирует ее продвижение из центра управления при помощи отечественного программного продукта). А после закрытия зимников «умные» грузовики продолжили доставлять оборудование и материалы на удаленный нефтегазовый промысел, двигаясь по бетонкам.


#камаз #грузы #грузоперевозки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7425) от 30.05.2023 под заголовком ««Цифра» за баранкой машины».


Комментарии