2Vtzqv4Hz9U

Не пренебрегая продвижением. Выпускник СПбГУ об образовании и стартапах

Не пренебрегая продвижением. Выпускник СПбГУ об образовании и стартапах | ФОТО из личного архива Валентина Ершова

ФОТО из личного архива Валентина Ершова

У выпускника магистратуры СПбГУ по направлению «Химия – наносистемы и наноматериалы» Валентина ЕРШОВА за плечами не с первого раза сданные зачеты. И такие сомнения в себе, что понадобился год академического отпуска. Сейчас, защищая магистерскую, Валентин не очень волновался: забот хватает на трех ответственных работах...

Про работы

– Первая – Академическая гимназия СПбГУ, я куратор преподавателей по технологическому предпринимательству. Да, мы преподаем школьникам технологическое предпринимательство. Мы – это кружковое движение студентов СПбГУ «Проектная мастерская». Работаем по направлениям Национальной технологической инициативы.

Мастерская возникла после конкурса Start-up СПбГУ. Очень важный конкурс: студенты объединяются в команды и работают над проектами четыре месяца, финалисты получают отдельную стипендию плюс деньги на разработку, а потом защищают ее перед учеными и бизнесом. Этот конкурс дает то, чего в классических университетах не всегда хватает: знания, как выводить разработки на рынок. А моя специальность прикладная: я материаловед, должен получать материалы, которые решают конкретные задачи.

«Проектную мастерскую» поддержал Университет: дал помещения, ресурсы. Сейчас помогаем другим со стартапами, чтобы не наступали на те грабли, по которым мы уже потоптались. У наших ребят 11 выигранных грантов от государственного Фонда содействия инновациям. Федеральное агентство «Росмолодежь» поддержало наш проект кружков технологического предпринимательства для студентов грантом на сумму 900 тыс. рублей, а потом еще на 2 млн рублей уже на кружки для студентов и школьников. В Академической гимназии обкатываем методику, потом будем распространять опыт на всю страну через образовательную программу «Школьная лига Роснано».

Вторая работа – инженер-метролог на проекте СПбГУ с «Газпромнефтью». Это разработка, которая позволит определить, из какой скважины нефть. Дело в том, что нефтяникам разрешено разрабатывать определенный пласт месторождения, а если случайно выйдешь за его пределы, надо платить штрафы. Либо приходится изначально перестраховываться и все перепроверять, что дорого. Технология позволит оперативно определить, что вы вошли в другой пласт.

Третья работа – в «Росатоме», это будет аспирантура в области химии. Для меня это важно еще и потому, что соотносится с такой идеей: если общество вложило средства, чтобы выучить тебя на специалиста, ты должен реализоваться как специалист и вернуть обществу вложенное в тебя. Я, надеюсь, верну своим исследованием.

Про ошибки в техно-предпринимательстве

– В чем суть технологического предпринимательства: оно связано с проектами, где главную роль играет технологическая новинка, за счет которой можно получить конкурентное преимущество.

Если в области айтишных стартапов Россия – одна из мировых лидеров, то в других направлениях, в том числе естественно-научных, дела похуже. Зарубежные инвесторы говорят: ваши ребята-технари думают, что раз есть хорошая технология, из нее будет хороший продукт, но не анализируют, нужен ли он потребителю. Забавный пример: ребята из крутого технического вуза проявили компетенции, создали соковыжималку из уникального материала, который по характеристикам сгодился бы для танка.

Еще одна ошибка – ориентация только на внутренний рынок. Да, Россия по территории – самая большая страна в мире, но у нас меньше 150 млн человек и примерно 2,5% мирового ВВП. Китай со своим населением 1,5 миллиарда и первой-второй экономикой мог бы себе позволить ориентироваться только на себя. Евросоюз с населением в полмиллиарда, довольно платежеспособным, – тоже. Северо-Американский союз, объединяющий США, Канаду и Мексику, – мог бы. А у нас специфическая ситуация: небольшой внутренний рынок и при этом большой научно-технологический потенциал. Иногда приводят в пример один из студенческих стартапов СПбГУ, соцсеть «ВКонтакте»: на мой взгляд, она удобнее «Фейсбука», но сконцентрировалась на русскоговорящих, а ФБ охватил весь мир.

Чем мне нравится концепция Национальной технологической инициативы: не запрыгивать в поезд, который уже ушел, а занимать в следующем лучшие места. Наше физико-математическое образование, естественно-научное до сих пор одно из лучших в мире, у нас хорошо с генерацией идей. Но неважно с их продвижением. Российская наука выросла из немецкой и советской, в них не принято было себя продвигать. Такое «пренебрежение продвижением» есть даже у молодых стартаперов. Но мне в этом видится не столько скромность, сколько немножко перекладывание ответственности на государство: «наверху» заметят и все за тебя сделают. Так уже не работает.

Про «не бояться»

– Как ни странно, я больше гуманитарий. Зачитывался Стругацкими, всегда была интересна не только химия, но и экономика, социология. Техническое образование самостоятельно осваивать сложно, поэтому его и выбрал. А в материаловедении привлекла междисциплинарность: тут и химия, и физика, и механика материалов, и нанотехнологии.

Первый курс для меня, выпускника обычной гатчинской школы, был дикий восторг и переживания: не все понимаешь, на перезачеты ходишь, потому что тебе дают задачу, а ты не можешь ее решить. И таких гавриков – восемь из десяти.

А потом, курсе на третьем, когда притупляется первый восторг, может случиться такое: почувствовал, что теряю интерес к учебе. Занял третье место на всероссийском конкурсе студентов-химиков, а ощущение, что делаю что-то не то. Не понимал, зачем мне эти знания, а задуматься нет времени: учеба в Университете трудная. И я взял академический отпуск. Очень благодарен близким, они меня поняли. Это время я занимался нашей «Проектной мастерской», был на стажировках, покатался по конкурсам, пообщался со специалистами. И понял, как мне использовать знания, которые дает Университет.

Я бы такой совет дал: не бояться что-то менять. Гораздо страшнее отучиться на случайно выбранном бакалавриате, случайно остаться в магистратуре по принципу «вроде не противно», перекочевать в аспирантуру... И вдруг понять, что хотел бы заниматься совершенно другим. Вот этого надо страшиться.


Комментарии