«Выберите себе миссию!». Ректор Политеха о подготовке инженеров

«Выберите себе миссию!». Ректор Политеха о подготовке инженеров | ФОТО предоставлено пресс-службой СПбПУ Петра Великого

ФОТО предоставлено пресс-службой СПбПУ Петра Великого

«Выберите себе миссию!»– такой совет дает первокурсникам академик ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской.

Из-за пандемии школьники и студенты вынуждены были узнать, что такое дистанционное обучение. Но петербургский Политех стал осваивать онлайн-обучение задолго до того, как «жизнь заставила», а во время пандемии делился опытом с другими российскими вузами. С нашим собеседником мы поговорили о том, как готовить инженеров, зачем техническому вузу нетехнические направления и справедливы ли мировые рейтинги вузов.

Андрей Иванович, в какой мере дистанционное обучение останется в вузах?

– Не буду скрывать: мы приняли решение, что обучение в Политехе и после пандемии будет смешанным: сочетать офлайн- и онлайн-форматы.

У нас большой опыт онлайнового образования: в 2014 году мы стояли у истоков создания ведущей национальной платформы «Открытое образование», входим в число тех немногочисленных российских вузов, у которых заключено соглашение о сотрудничестве с международной платформой открытого образования Coursera.

А еще в 2015 году начали поэтапно внедрять в образовательный процесс онлайн-курсы – в рамках так называемой смешанной модели обучения: онлайн-обучение было внедрено в программы бакалавриата, магистратуры и специалитета. Следующим этапом стало создание виртуальной площадки «Открытый Политех».

В непростое время пандемии мы вместе с рядом университетов России представили на бесплатной основе доступ к более чем ста нашим онлайн-курсам. Знаете, что удивительно: число российских и зарубежных студентов, которые воспользовались этими курсами, перевалило за миллион!

Мы смогли выстроить дистанционное обучение таким образом, чтобы процесс был прозрачным и контролируемым. Мы должны были убедиться, что наши лекции, консультации, проведение промежуточных и итоговых работ – качественны, что мы и в виртуальном пространстве обеспечиваем образование в полном объеме. В дистанционном формате удалось организовать лабораторные и практические работы! У нас есть виртуальные лаборатории: для инженерного вуза важно, чтобы как можно больше студентов могли работать с уникальными учебными стендами. С их оснащением нам помогали ведущие производители – и российские, и зарубежные.

О том, что стране нужны инженеры, говорят много. Вы часто употребляете термин «инженерный спецназ». Что это значит?

– Да, бренд «инженерный спецназ» – наш, политеховский. Мы давно для себя выбрали такое направление. Дело в том, что мир очень быстро меняется, необходимо готовить высококвалифицированных людей, которые завтра будут развивать нашу цифровую экономику. Но для работы в новой реальности у них должны быть особые компетенции, знания, навыки. Я часто говорю, что эти инженеры должны решать нерешаемые задачи, причем в «нереальные» сроки: времени для внедрения разработок будет очень мало.

Вот в Политехе работает Центр НТИ, Национальной технологической инициативы. Там средний возраст конструкторов-инженеров – всего 29 лет. Мы в конце прошлого года представили созданный в центре первый российский электромобиль «КАМА-1». Он так называется, потому что индустриальный партнер в проекте – «КамАЗ». Электромобиль создан на основе цифрового конструирования, это не аналог уже имеющихся в мире электромобилей, не переделка. Полностью отечественная разработка. Надеюсь, что в ближайшие годы сможем его выпустить. Я бы сказал даже «в ближайший год»: слово «годы» становится недопустимым, автомобиль сегодняшнего дня нужен сегодня.

Но вторая наша миссия – помимо инженерной элиты массово готовить линейных образованных инженеров. Я нередко ссылаюсь на принцип инженера Шухова, автора знаменитой Шуховской, или Шаболовской, башни в Москве. Он сказал: «Российский инженер должен мыслить симфонически». Поэтому одним серьезным базовым образованием мы не ограничиваемся – Политех, например, дает и эстетическое, музыкальное образование.

Музыкальное – буквально?

– Да, у нас симфонический оркестр, два народных театра. У нас знаменитый Белый зал Политехнического университета, причем он официально числится не среди вузовских, а среди концертных залов Петербурга.

В технических вузах сейчас довольно активно развивают и «нетехнические» направления. В Политехе есть гуманитарный институт, вуз ведет исследования, близкие к медицине. Зачем это нужно?

– Есть понятие «мультидисциплинарность». Вот сегодня в мире особую актуальность приобрели исследования в области пищевых и биотехнологий. Например, мы совместно с учеными-вирусологами разрабатываем вакцины от нового коронавируса на базе ДНК. В ближайшее время надеемся показать этот формат вакцины против ковида. Но ведь это не просто медицина или биология: тут задействованы и искусственный интеллект, и биология, и материаловедение. В симбиозе различных наук рождается истина.

В петербургских вузах 70% студентов – из других городов. Есть у ректоров вузов своеобразный неофициальный рейтинг: вот из такого-то региона приезжают очень сильные абитуриенты?

– Это не столь принципиально, наш главный интерес в том, чтобы это были талантливые и образованные люди, которые видят перед собой цель стать Великими в России. «Великими» – с большой буквы, не случайно Санкт-Петербургский политехнический университет – Петра Великого.

Здесь учились и работали Великие: нобелевский лауреат Петр Капица, нобелевский лауреат Николай Семенов, «отец советской атомной бомбы» и один из идеологов использования атома в мирных целях Игорь Курчатов, виднейший физик Яков Зельдович, один из основателей отечественной ядерной энергетики Анатолий Александров... Я далеко не всех назвал. Эти имена вписаны в мировую историю.

Я очень надеюсь, что в наш город приедут блестящие талантливые ребята. Во всяком случае наших студентов мы обеспечим хорошими общежитиями: мы за эти годы сделали прорыв в качестве проживания студентов. Нас поддержал президент страны – в ближайшие годы в Петербурге появится кампус мирового уровня на 8,5 тысячи студентов. И там будут жить студенты не только Политеха, но и других вузов.

Политехнический университет сейчас – на 393-м месте мирового рейтинга вузов QS. Эти ранжиры объективны?

– То, что мы в четвертой сотне из нескольких тысяч лучших мировых университетов, – это очень большое достижение.

Считаю ли я рейтинги объективными? Скажу так: есть показатели, на мой взгляд, необъективные. Например, так называемый репутационный показатель мне кажется политизированным. Или еще один параметр: «сколько нобелевских лауреатов сейчас работают в вузе». Но мы прекрасно понимаем, что и у очень сильного вуза может просто не быть денег, чтобы приглашать к себе на работу нобелевских лауреатов.

Мы говорили о 70% иногородних студентов. А ведь вы тоже «иногородний». Даже иностранный: приехали в свое время в Ленинград из Казахстана. Как вы выбирали, куда поступать?

– У меня с Петербургом, тогда Ленинградом, была особая история. Я как лучший выпускник школы # 10 города Кустаная в числе полутора десятков других лучших поехал по России: Москва, Ленинград, другие города – поездку нам оплатила республика. И когда я приехал в Ленинград, со мной случилась первая «влюбленность»: я понял, что второго такого города не сыщешь, я должен здесь жить.

Было еще одно обстоятельство: у меня бабушка жила на 19-й линии Васильевского острова в доме # 18. Мой отец в свое время уехал в Казахстан, стал Героем Социалистического Труда, был депутатом Верховного совета... И тут такая своеобразная траектория вернула меня в этот город. Приехал сюда, обнял бабушку Пелагею Яковлевну и для себя решил: только здесь буду учиться.

А дальше надо было выбрать вуз. Компанией собирались в ЛЭТИ, но я туда не попал, зато довелось оказаться рядом с Политехом: я ходил по здешним аллеям, любовался великолепным зданием – и это была уже вторая «влюбленность». Понял, что буду здесь учиться.

Что бы вы пожелали будущим первокурсникам?

– Любое напутствие довольно тривиально, если не персонифицировано. Я бы не говорил: «Учитесь отлично» и так далее. Это все пустое. Я бы ребятам сказал: «Выберите для себя в жизни миссию. Какую угодно: быть инженером, быть аграрием, быть отцом большой семьи... Если выбрали миссию – вы достигнете всего. Вот точно. Останется только работать ради нее. И ради славы Отечества».



Комментарии