Счастливый «Аккорд». Как Павел Светлицкий стал успешным архитектором

Счастливый «Аккорд». Как Павел Светлицкий стал успешным архитектором | Дом на углу улицы Ленина и Малого проспекта Петроградской стороны, в строительстве которого, еще будучи студентом, участвовал Павел Светли

Дом на углу улицы Ленина и Малого проспекта Петроградской стороны, в строительстве которого, еще будучи студентом, участвовал Павел Светли

«Бедный студент» - определение на все времена. Студентам всегда не хватает денег, и они ищут подработку. Точно так же было и век назад. Характерный пример - судьба будущего зодчего Павла Светлицкого, который с 1900-го по 1907 год постигал премудрости архитектуры в Высшем художественном училище при Академии художеств.

В Петербург он приехал из Киева. «Скудное материальное положение, не дающее мне возможности нормально продолжать занятия в классах, заставляет обратиться за назначением стипендии», - с подобными прошениями Павел Светлицкий обращался к руководству училища, одновременно подыскивая себе хоть какие-то возможности заработать.

В 1904 году он получил временное свидетельство на право производства строительных работ, что дало возможность включиться в строительный бизнес. Ограничиться лишь учебой возможности уже не было: в 1905 году Светлицкий женился и отныне искал любые варианты дополнительного заработка.

В начале XX века большую популярность приобрели архитектурные конкурсы, за призовые места в которых выплачивали денежные премии, причем подчас весьма значительные. В начале 1905 года Павел Светлицкий, объединившись со своим однокашником Абрамом Берлиным, участвовали со своей работой под девизом «Аккорд» на конкурсе проектов доходного дома инженера-механика Эвальда Петерсена на нынешнем Лиговском проспекте. Пусть и не победили, но заняли второе место.

Помимо несомненной творческой удачи, именно этот конкурс стал, судя по всему, отправной точкой к карьере Светлицкого. Входивший в состав конкурсного жюри архитектор Александр Лишневский, вероятно, именно здесь приметил талантливого ученика и впоследствии сотрудничал с ним на различных крупных столичных стройках.

Уже летом того же 1905 года Лишневский привлек Светлицкого к строительству Дома городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Стройка была сложной, масштабной и очень ответственной, и Светлицкий, несомненно, многому здесь научился.

Затем Лишневский начал возведение доходного дома строительного подрядчика Ивана Алюшинского на Петроградской стороне и на этой стройке продолжил сотрудничество со Светлицким. На фасаде здания - и горгульи с разверстыми пастями, и маски угрюмых леших, и заблудившиеся в зарослях чертополоха дикие коты, и домашние кошки, словно готовые спрыгнуть с граненых столбов на головы прохожим...

В октябре 1907 года Павел Светлицкий окончил обучение и получил звание художника-архитектора. Перед молодым зодчим открывалась блестящая карьера, и он в полной мере использовал свой потенциал, став успешным петербургским, а затем и ленинградским архитектором.

Среди его дореволюционных построек - четыре доходных дома, выполненных в стилистике модерна, неоклассицизма и необарокко: Чкаловский пр., 5; ул. Ленина, 19; Гаванская ул., 30; 7-я Советская ул., 21. Их можно увидеть и сегодня.

В советское время Светлицкий строил художественно оформленные крытые речные пристани, например, на Волхове у Новгородского кремля, на Неве у Большеохтинского моста. Однако, созданные из дерева, они не сохранились. После войны зодчий участвовал в возрождении комплекса разрушенной Пулковской обсерватории.


Комментарии