Тренинг по Брайлю
В руках Глеба — только одна из версий «тренажера для невидящих». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Глеб Мирошник - прошлогодний выпускник Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а сейчас готовится стать сотрудником вуза. Впрочем, он и не покидал альма-матер: преподает в естественно-научном лицее Политеха, работает в «Фаблаб Политех». Помимо робототехники и механико-математического моделирования овладел навыками... чтения для слепых: Глеб создает тренажер, который поможет людям, потерявшим зрение, научиться читать «по Брайлю», по выпуклым точкам.
- Глеб, фаблаб это...
- ...открытая производственная лаборатория. «Фаб» - fabrication, «лаб» - laboratory. Здесь есть настоящие производственные станки для создания прототипов, чтобы понять, будет ли изделие работать и нужно ли оно вообще. И к этим станкам - вполне свободный доступ.
«Фаблаб Политех» входит в мировое сообщество фаблабов, он ведущий в России. В стране есть и чисто российское движение ЦМИТов, центров молодежного инновационного творчества, они поддерживаются Агентством стратегических инициатив - мы участвуем и в этом движении.
Сейчас в «Фаблаб Политех» идет летний городской инженерный лагерь для школьников - ребята в течение месяца выполняют разные технические задания. Два раза в год проходят инженерные школы, в том числе международные, - нужно за неделю сделать какой-нибудь прототип: скажем, маленький электромобиль.
- С какими идеями приходят школьники и студенты?
- Ух, их очень много. Мне для конкурса проектных идей «Техномейкер» как-то пришлось рассмотреть 200 заявок.
Несколько раз создавали «умную» теплицу, которая отслеживает параметры окружающей среды и позволяет регулировать температуру, полив, освещение. В одном случае был сделан упор на автоматизацию, чтобы человеку вообще не приходилось что-то делать, в другом - теплица «сообщала», как цветок себя чувствует, а в третьем случае вы с помощью мобильного приложения могли хоть из Зимбабве «руководить» поливом цветка у себя дома в Петербурге.
Или еще один проект - 3D-принтеры. Мы на них не только печатаем, мы их делаем, от промышленных до компактного шоколадного, который можно поставить у себя дома и печатать объемные фигурки из шоколада. Или принтер со шредером для пластика: бракованные детали или обрезки можно закинуть в шредер, получить гранулы, переработать их и опять пустить в дело. Безотходное производство.
Что еще... Роботов создаем - гуманоидных, колесных, промышленные манипуляторы. А есть и экзотические вещи. Тренажер Брайля, скорее, из таких.
- Как вообще мысль пришла - сделать «читальный» тренажер для незрячих?
- Меня с первого курса интересовали ассистивные, «помогающие» технологии, которые дают человеку то, чего у него по какой-то причине нет или есть, но ограничено в функционале. Например, в нашем «Фаблабе» зарождался проект, который сейчас получил собственную лабораторию: бионический протез руки.
Идею «брайлевской читалки» предложил, кстати, школьник. Существуют пьезоэлектрические брайлевские дисплеи (похожие на компьютерную клавиатуру, но вместо клавиш с буквами на них строка, на которой появляются выпуклые точки - буквы в системе Брайля. - Ред.). Эти дисплеи очень дорогие, производятся за рубежом и работают с высоким напряжением. И в любом случае, чтобы работать с компьютером и брайлевским дисплеем, надо сначала научиться читать этот шрифт.
Первая версия тренажера была собрана из дешевых и распространенных комплектующих, сейчас есть уже несколько версий, одну мы делали с ребятами в «Сириусе» (образовательный центр для одаренных детей в Сочи. - Ред.). Символы можно нащупывать - они появляются с помощью специальных реечек, можно слышать звук, можно видеть букву - если у человека хоть немного сохранилось зрение.
Мы, конечно, консультируемся с «целевой аудиторией». Например, на форуме «Проектория» Руслан Витрянюк, режиссер и продюсер, потерявший зрение уже в зрелом возрасте, дал нам очень ценный отзыв. Сказал, что мы идем правильным путем, но если бы такой тренажер попал ему в руки, когда он только потерял зрение, он от злости запустил бы им в стену. Зрячему трудно представить себе, до какой степени может раздражать на ощупь неправильно подобранный материал или синтетический голос из динамика.
Так что ищем другие решения. И, кстати, теперь тренажер мне кажется только первым шагом в создании полноценной электронной книги для невидящих.
- Промышленность в целом заинтересована в студенческих разработках?
- Такое, чтобы люди с производства приходили и говорили: «А давайте студенты что-то для нас разработают», - пока редко случается. Обычно студентов привлекают в свои проекты стартаперы, а производства, скорее, подыскивают себе в фаблабах будущих сотрудников. Но, например, с компанией «Фотомеханика» мы сделали проект DFKit - это комплект станков для школ: 3D-принтер, 3D-сканер, лазерный гравер, фрезерный станок. Школа может организовать у себя настоящее цифровое производство.
Идеальный мировой пример заинтересованности промышленности - наверное, фаблаб, основанный инициатором всего этого движения профессором Нилом Гершенфельдом в Массачусетском технологическом институте (один из ведущих мировых университетов. - Ред.). Это полигон для прорывных разработок ведущих мировых компаний. Они привлекают к работе студентов, вкладывают средства.
Еще один пример - международная программа FabCity, которая создана, чтобы вывести города на самообеспечение. Сейчас всюду перепроизводство, огромное количество вещей простаивает на полках супермаркетов. Идея «ФабСити» в том, чтобы город закупал компоненты и печатал на 3D-принтерах только то, что нужно, и столько, сколько нужно. Вот вы, например, сможете купить не готовый товар, а документацию на него и либо сами напечатать нужную вещь на домашнем принтере, либо прийти в фаблаб, и там напечатают хоть стул, хоть пульт от телевизора.
- Глеб, возвращаясь к «брайлевскому тренажеру». Вы работаете над проектом, а успех-то не гарантирован...
- Наша ближайшая цель - представить достойный образец тренажера на тестирование во Всероссийское общество слепых и на полигон Центра технологии возможностей в Москве. Станет понятно, можно ли его делать серийно, нужен ли он. Или там скажут: «Молодцы, но нам не надо».
Это тоже результат. Тот, кто сделал больше одного проекта, иначе относится к неудачам, не считает их концом света. Появляется проектная логика, в которой важен результат, сроки и понимание того, что затея может не получиться. Но будет новая идея, новый проект.
Комментарии