Вина не пить, табака не курить, в азартные игры не играть

Вина не пить, табака не курить, в азартные игры не играть | Студенты экономического отделения Политехнического института на лекции по химии. Фото 1902 г. Из коллекции Музейного комплекса Политехнического университета

Студенты экономического отделения Политехнического института на лекции по химии. Фото 1902 г. Из коллекции Музейного комплекса Политехнического университета

Некоторые пункты из кодекса поведения студентов середины XVIII века и сегодня звучат актуально

Студенчество - особая пора. Спустя годы многие вспоминают ее как, пожалуй, самую счастливую в жизни. Молодость, кипучая энергия, ощущение своих сил, перспектив и того, что вся жизнь еще впереди... И, конечно же, присущий юношеским годам максимализм суждений и поступков. Этим, наверное, студенчество отличалось во все времена.

А вот быт и нравы существенно зависели от общественных условий. О студенчестве «былых эпох» мы вспоминаем сегодня с доктором исторических наук, заведующим Музеем истории Санкт-Петербургского госуниверситета, профессором Игорем ТИХОНОВЫМ и заведующей научно-фондовым сектором Музейного комплекса Политехнического университета Людмилой ЮРКОВСКОЙ.

Без вступительных экзаменов

- Начнем с того, как становились студентами...

ТИХОНОВ:
- В Петербургском университете до революции не было вступительных экзаменов: стать студентами могли все желающие выпускники классических гимназий, причем мест хватало всем. Поэтому и состав был соответствующим, и не секрет, что после октября 1917 года Университет был настроен, скажем так, не вполне лояльно и доброжелательно к новой власти. Из-за чего она и поставила задачу «заменить» старое, буржуазное, студенчество на новое, пролетарское.

В августе 1918 года был принят декрет Совнаркома, запрещавший требовать при приеме в Университет любые документы об образовании. Отныне поступить в Петроградский университет мог абсолютно любой человек, достигший 16-летнего возраста. Возникал парадокс: многие, подавшие заявления и ставшие студентами, не имели среднего образования и просто не могли слушать лекции - они не понимали, о чем идет речь.

Тогда была создана система рабфаков - рабочих факультетов. Они должны были подготовить вчерашних рабочих и крестьян, дать им в сжатом объеме основы среднего образования. И одновременно подготовить замену старому студенчеству. К середине 1920-х годов эта задача была успешно решена.

Как раз тогда стали действовать правила «классового приема», когда Университет был закрыт для выходцев из «бывших», «правящих» классов. То есть абитуриенту необходимо было подтвердить подходящее, то есть рабоче-крестьянское, происхождение. Особенно жестко это правило стали соблюдать на рубеже 1920 - 1930-х годов. На страницах университетской «Студенческой правды» (она начала выходить в 1927 году) постоянно встречаются разоблачения, что тот или иной студент или студентка скрыли свое социальное происхождение. Это был повод для исключения.

ЮРКОВСКАЯ:
- А вот в Политехническом институте, открывшемся в 1902 году, - он должен был готовить, говоря современным языком, научно-техническую элиту: инженеров-электриков, кораблестроителей, металлургов, экономистов, - «изобрели» новые правила приема студентов. Тоже без вступительных экзаменов, но по конкурсу аттестатов. В то время выпускные экзамены в средних учебных заведениях были очень серьезными, и уровень знаний они выявляли вполне адекватно.

Конкурс оценок в аттестатах проводился по основным четырем предметам. На первом месте - русский язык. Далее - математика, физика, латынь либо другой иностранный язык. Если число подходящих аттестатов оказывалось больше имевшихся вакансий, то они нумеровались и устраивалась жеребьевка - тут уже действовала фортуна! В первый год существования вуза приняли одних медалистов.

На мой взгляд, идея конкурса аттестатов оправдала себя: Политехнический институт стал местом притяжения талантливой молодежи изо всех уголков России. Примерно 30% дореволюционных студентов-политехников были петербуржцами, 70% - иногородние. Кстати, подобное соотношение сохраняется и сегодня.

В архиве нашего музея сохранились письма родителей на имя директора института князя Гагарина такого содержания: «Андрей Григорьевич, голубчик, мой сын такой домашний, вы уж присмотрите за ним, пожалуйста». И присматривали! Выступая на открытии института, Гагарин сказал студентам: «Обращайтесь к нам без стеснения при всяких затруднениях. В нас вы всегда найдете оплот и помощь». И это вовсе не было просто фигурой речи.

Двери квартир и директора, и профессоров, живших на территории института, действительно были всегда открыты для студентов. Оказавшийся позже в эмиграции выпускник электромеханического отделения Евгений Вечорин вспоминал: «Создалась небывалая община, где студенты и профессора общались не только на лекциях и в лабораториях, но где профессора принимали студентов у себя на дому, знали способности и склонности каждого студента и где происходила наибольшая диффузия знаний между техниками и экономистами».

- Образование было платным?

ЮРКОВСКАЯ:
- Студенты за «право слушания лекций» платили сто рублей в год. Деньги по тем временам немаленькие. Для примера: допустим, студент приехал из глубинки, где отец, преподаватель начального училища, имел оклад триста рублей в год. И треть своего оклада, получается, он был вынужден отдавать за образование сына.

Но со второго полугодия успевающие студенты, представившие справку о «материальной недостаточности», как тогда говорили, освобождались от платы за обучение. И это была четверть студентов. Особо неимущим институт также давал пособия.

Кроме того, была развита система стипендий. Их назначали владельцы предприятий, земские, городские организации тех мест, откуда приехали студенты. Они были заинтересованы в том, чтобы те вернулись к ним квалифицированными специалистами. Существовала «стипендия Витте» (в честь министра финансов, основателя института) - из средств Биржевого комитета. Причем он сам выбирал стипендиатов.

ТИХОНОВ:
- В Петербургском университете плата за обучение также доходила до ста рублей в год. Стипендий в современном понимании, когда государство платит студентам какие-то, хотя бы даже небольшие фиксированные деньги, не было, хотя со второй половины XIX века существовала система материальной помощи учащимся. Были стипендии частные, императорские, различных обществ и губерний. Как правило, такие стипендии покрывали плату за обучение. Но их надо было еще заслужить.

- До революции в вузы принимали только юношей?

ЮРКОВСКАЯ:
- В те времена считалось, что программы по техническим наукам в женских гимназиях не дают достаточных знаний для поступления в институт, да и вообще удел женщин - исключительно воспитание детей.

Естественно, женщины боролись за свои права, и после первой русской революции они смогли учиться в институтах на правах вольнослушательниц. В Политехническом их называли «посторонними слушателями». В нашем музее есть фотография выпуска экономического отделения 1907 года, где среди огромной группы студентов всего одна девушка.

Только в 1910 году в России женщин уравняли с мужчинами в праве поступления в высшие учебные заведения.

ТИХОНОВ:
- Петербургский университет до революции тоже был сугубо мужским учебным заведением. Однако еще в октябре 1878 года было положено начало университетскому образованию для женщин - открыты Бестужевские женские курсы, названные так по фамилии их первого директора историка Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. Де-юре они были отдельным учебным заведением, де-факто - частью Университета, поскольку обучение шло по университетским программам и университетскими профессорами.

Тужурка и шпага

- Сегодняшние студенты абсолютно свободны в выборе одежды, в которой они ходят в институт. А вот прежде отличительной чертой учащихся вузов была форма...

C6Форма_С.jpgТИХОНОВ:
- Непременно. В Петербургском университете она была установлена еще в первой половине XIX века. В 1860-е годы после студенческих беспорядков форма была отменена, а в 1885 году была введена заново. Как она выглядела - можно увидеть в нашем музее. Главными элементами были сюртук до колен темно-зеленого сукна с синим воротником, серая шинель и темно-зеленая фуражка с синим околышем.

Интересная деталь: учащиеся аристократического происхождения полы своих шинелей подбивали дорогим белым атласом, и за это их называли «белоподкладочниками».

Студенты носили форму не только с удовольствием. Это было еще и престижно. Форма подчеркивала принадлежность к сообществу. Искусствовед Александр Николаевич Бенуа вспоминал, как они с Дмитрием Философовым, будущим известным эмигрантом-публицистом, окончив гимназию и написав прошения в Университет, первым делом отправились на толкучку. Там купили поношенную студенческую форму, обрядились в нее, устроили пирушку по-студенчески с жженкой...

ЮРКОВСКАЯ:
- Что касается Политехнического института, то еще на этапе строительства его зданий было решено, что студенты будут ходить в форме и она будет отличаться от той, которую носят студенты других петербургских вузов. Автором эскиза формы политехника стал декан кораблестроительного отделения Константин Боклевский, сын известного художника-иллюстратора Петра Боклевского, который, в частности, оформлял произведения Николая Гоголя.

Тужурка была черного цвета с позолоченными пуговицами, украшенными российским гербом, брюки темно-синие. На воротнике и фуражке - эмблемы отделений. Длинная форменная шинель, к которой в морозную погоду пристегивался барашковый воротник. Летом был другой комплект формы - синие брюки, белая тужурка. Форма была отделана зеленым кантом - это был отличительный цвет Политехнического института.

Сукно было петербургское, отличного качества, очень прочное и долговечное - недаром многие студенты продолжали носить форму политехника в тяжелые послереволюционные времена.

На плечах - погоны с вензелем Министерства финансов («МФ»), поскольку институт создавался под эгидой именно этого министерства. Аббревиатура служила поводом для студенческих шуток, мол, МФ - это явный намек на знаменитую балерину Матильду Феликсовну Кшесинскую, которую обожала в ту пору едва ли не вся мужская половина Петербурга.

В 1910 году по просьбе профессуры нашему институту присвоили имя Петра Великого. И на погонах вместо «МФ» появились два перекрещенных латинских «P» (Petr Prima), а между ними римская единица.

Был и особый, как бы сегодня сказали, «элитный», вариант формы студента-политехника - со шпагой. С ней в парадные дни приходили в институт некоторые студенты из богатых дворянских семей. Корабелам полагался кортик. Один из них есть в нашей экспозиции. Но им был награжден выпускник уже советского периода - знаменитый конструктор гидросамолетов Георгий Бериев.

ТИХОНОВ:
- Кстати, шпага многие века была символом дворянского сословия. А как важный студенческий атрибут появилась в европейских университетах еще в XVIII веке. Так что для студентов, которые не были выходцами из дворян, она была очень существенным элементом социального статуса...

Обязанности и поведение

- Настало время поговорить о студенческих нравах давних лет...

C7Женские-курсы_С.jpg

ТИХОНОВ:

- Любопытно, что первые правила студенческого поведения появились еще в XVIII веке. Герхард Фридрих Миллер, став в 1747 году первым ректором Петербургского университета (он входил тогда в состав Академии наук), разработал кодекс поведения студентов. Некоторые его пункты звучат необычайно актуально и сейчас. Например, «вина не пить», «табака не курить», «в азартные игры не играть». А некоторые, наверное, устарели: «лиц женского полу на порог не пущать»...

В середине XIX столетия студенческую жизнь Петербургского университета отличало прежде всего наличие корпораций, получивших распространение с конца 1830-х годов. Они, собственно, и придавали вузу колорит.

Корпорации продолжали традиции средневековых немецких университетов, привнесенные в Россию Дерптским (ныне Тартуским) университетом. В нем подобное корпоративное устройство во многом определяло студенческую жизнь. Кстати, до сих пор корпорации очень развиты в Германии...

В Петербургском университете действовали две основные корпорации - «Балтика» и «Рутения». Первая из них объединяла студентов немецкого происхождения, другая - русского («Рутения» - это «Россия» по-латыни).

В корпорации входили те, кто отличался прежде всего знатным происхождением. Это были замкнутые привилегированные сообщества, прием туда новых людей представлял собой обряд посвящения. Между корпорациями существовала сложная система взаимоотношений: они конкурировали и конфликтовали между собой, но в то же время устраивали и совместные «мероприятия».

Любопытные подробности мне удалось найти в рукописных воспоминаниях графа Алексея Александровича Бобринского, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. В них рассказывается, что жизнь корпораций сводилась к нескольким моментам - организации бесконечных кнейпов (пирушек), причем тоже в соответствии с определенными ритуалами (что пить, как, когда, какие песни петь), а кроме того, к бесконечным дуэлям. Вообще студенческие поединки - непременный атрибут того времени. Причем особого повода для них не требовалось. Им могли стать небрежно сказанное слово, неверное действие, малейший отход от устава корпорации...

Корпорант, который ни разу не выходил на поединок, - вообще не корпорант. Дрались на шпагах, но обычно только до первой крови. Серьезными увечьями или тем более летальными случаями дуэли не заканчивались. Да и шрам на лице, полученный в результате поединка, был лучшим украшением студента.

Но, подчеркиваю, корпорации объединяли далеко не все студенчество - меньше его половины. Более того, к 60-м годам XIX века они прекратили свою деятельность, и как раз потому, что основная масса студентов была недовольна их деятельностью, поскольку корпоранты всегда держались высокомерно и несколько особняком.

- Как власти относились к подобной форме самоорганизации студенчества?

ТИХОНОВ:
- Официально - отрицательно. Правительство запрещало подобные организации, то есть они действовали нелегально. Но в реальности одним из видных членов «Рутении» был молодой Алексей Сергеевич Уваров, сын министра народного просвещения. Вряд ли отец не знал о деятельности своего отпрыска.

Университетские корпорации всячески подчеркивали, что чураются любой политики. Весьма показательно, что они выступили категорически против создания еще одной студенческой корпорации - «Полония» - из польских студентов. Под тем предлогом, что она бы явно носила национальный и политизированный характер.

Если же говорить о студенческой самоорганизации, то во второй половине XIX века на первое место выходят землячества, то есть объединения выходцев из какой-то одной губернии или региона. Они помогали друг другу, устраивали кассы взаимопомощи, помогали устроить основной студенческий заработок - репетиторство («уроки», как тогда это называли).

ЮРКОВСКАЯ:
- В Политехническом тоже действовали самые разнообразные землячества. А студенты пользовались очень большой самостоятельностью - это была своеобразная социально-политическая практика. Активно действовал совет старост, которому были предоставлены большие права, касса взаимопомощи, был свой печатный орган - газета «Политехник», причем бесцензурная.

Существовало огромное количество кружков, в том числе изучения языков, религий, был очень сильный шахматный кружок. Князь Гагарин отзывался практически на любые просьбы студентов. Хотите заниматься фотоделом - пожалуйста, он купил несколько фотоаппаратов и оборудование для лаборатории; модным тогда пинг-понгом - приобрел несколько столов.

Официально в расписании института не значилось спортивных занятий, но был зал для гимнастики и фехтования, в котором политехники занимались в свободное время. Гагарин был кроме всего прочего большим любителем классической музыки, сам играл на корнете-а-пистон. Он создал студенческий оркестр и, как вспоминали потом выпускники, «мучил их репетициями».

Но при всем том студенты были обязаны соблюдать правила, в чем давали расписку. Особенно хочется выделить один пункт: «Студенты обязаны поддерживать честь и достоинство института и честь студенчества как добросовестным исполнением своих обязанностей, так и безукоризненным поведением в стенах института и вне его». Провинившихся судил профессорский суд.

Были три категории студентов, к которым относились с презрением: это так называемые фуксы - не готовившиеся к экзаменам и надеявшиеся на авось, рабы - чертившие чертежи для других студентов и арапы - обводившие чужие чертежи и выдававшие их за свои. Принцип чести действовал...

Бунт из-за зачеток

- Студенты, как известно, — народ беспокойный...

C7Обед-01.jpgТИХОНОВ:
- Действительно, начиная с 1860-х годов студенты весьма активно участвовали в революционном движении. Не секрет, что сначала народовольцы, затем социалисты-революционеры (эсеры) вербовали кадры своих приверженцев именно из студенческой среды. И это вполне понятно: люди, оторванные от дома, семьи, образованные, начитанные, видевшие несоответствие жизни и идеалов, довольно быстро попадали под влияние революционной пропаганды. Плюс юношеский максимализм и обостренное чувство справедливости...

Поэтому университетские уставы, принятые в 1863 и 1884 годах, не допускали появления вообще никаких легальных студенческих организаций. Ситуация изменилась только после 1905 года, когда их создание было разрешено, согласно «временным правилам по управлению университетами». И их сразу же возникает огромное количество, причем самых разнообразных - научных, учебных, по разным специальностям. Например, в одной из них, литературной, еще будучи студентом участвовал Александр Блок. Издавалось много студенческих газет.

Коль скоро мы коснулись событий 1905 года, то стоит сказать, что студенческое движение - вообще совершенно особая тема. Под окнами здания Университета, на Менделеевской (тогда она называлась Университетской) линии, еще в 1861 году произошла первая в России политическая манифестация. И участвовали в ней именно студенты Университета.

Причем повод был довольно курьезный. Студентам крайне не понравилось, что были введены «матрикулы» - аналог зачетной книжки. Учащиеся посчитали этот факт ограничением своей свободы. Устроили митинг, вышли на Невский проспект. Добились ли они своего? Нет. Добились только того, что Университет на год был закрыт, а в 1863 году был принят новый университетский устав, который предоставил большую автономию Университету, но запрещал любые студенческие организации.

Конечно, кульминацией студенческого движения стал 1905 год. Здесь, на мой взгляд, было много негативных моментов. Вуз фактически превратился в арену революционной пропаганды, что, естественно, вызывало крайнее недовольство правительства. По сути, учебные занятия в Университете были сорваны, в течение года он не работал. Власть взял в свои руки совет студенческих старост.

Знаменитая фотография - митинг 18 октября 1905 года перед зданием Университета. Символ эпохи - к кресту университетской церкви прикреплен развевающийся красный флаг!..

ЮРКОВСКАЯ:
- В Политехническом институте на первых порах порядки были вообще весьма вольными. По сути, студенчество жило, как вечевая республика. «На сходку!!!» - часто звучало в длинных коридорах института. И начинались жаркие дискуссии. Время-то было очень неспокойное. Профессура института во главе с директором князем Гагариным понимала, что высшая школа нуждается в изменениях, поэтому к выступлениям студентов относилась весьма либерально.

Но чем все кончилось? На исходе первой революции институт был объявлен властями рассадником антиправительственных настроений. 18 февраля 1907 года рано утром его здания были окружены огромным числом войск, полиции и жандармов. Несмотря на протесты директора, был произведен обыск во всех общежитиях, во время которого было найдено нечто криминальное, что и Витте, и Гагарин сочли подброшенным полицией.

После этих событий общежития были закрыты, институт не работал почти полтора года. А князя Гагарина, монархиста по своим убеждениям, близкого к царскому двору, отстранили от руководства институтом за «бездействие власти». В 1909 году над ним состоялся суд в сенате. В одной из газет его даже назвали «красным директором»...

Посещение лекций - свободное

- Быт, нравы, вечевые порядки - это все, конечно, замечательно... Не отражалось ли это на качестве образования?

C7Общежитие3.jpgТИХОНОВ:
- О том, что уровень образования в Петербургском университете был чрезвычайно высоким, хорошо известно. Но любопытно, что система обучения не стояла на месте, ее пытались, как бы сказали сегодня, «оптимизировать».

К примеру, в 1906 году в Петербургском университете ввели предметную систему обучения. Она совсем не такая, как мы сейчас привыкли, когда в каждом семестре есть определенные экзамены. При предметной системе можно было сдавать что угодно и как угодно в любой последовательности.

У подобной практики было много плюсов: она поощряла научную деятельность студентов, углубленное изучение какого-то материала. Но она породила и вечных студентов, поскольку сроки обучения четко не были установлены. Поэтому были люди, которые учились по десять —пятнадцать лет... После 1917 года предметное обучение отменили.

ЮРКОВСКАЯ:
- В Политехническом институте посещение лекций было свободным. Некоторые профессора обижались: менее десяти студентов в аудитории! Что поделать - вот так и выявлялся рейтинг...

Любопытно, что основным в обучении была практика, а не лекции: именно практические занятия занимали четыре пятых учебного процесса. В институте было много лабораторий, мастерских, некоторые из них сохранились до наших дней. В одной из таких лабораторий до сих пор используется «крешерный пресс князя Гагарина» - изобретение первого директора института, предназначенное для испытания прочности материалов.

Учебный день студентов-политехников был очень длинным: с девяти часов утра до шести вечера с перерывом на обед. Во второй половине дня, чуть ли не до девяти вечера, проходили лабораторные занятия. Студенты выезжали на практику на крупнейшие российские и зарубежные предприятия. Такие поездки частично финансировали сами предприятия: они были заинтересованы в специалистах. Гагарин заранее списывался с потенциальными работодателями и договаривался об условиях практики. Работа студентам оплачивалась, что было хорошим подспорьем для «недостаточных».

Переходных экзаменов не было. Главное - получить зачет за практические задания. И, кстати, интерактивный подход в обучении, о котором мы сегодня говорим чуть ли не как о ноу-хау, использовался в Политехническом институте уже в то время и был заимствован в Британском музее, где даже детям позволялось пробовать свои силы на различных технических устройствах.

В институте при каждом отделении были созданы свои «музеи», только не в привычном смысле - истории и редкостей, а как выставки новейших достижений. В музее товароведения, например, были выставлены образцы самых современных промышленных товаров - и российских, и зарубежных. В кораблестроительном - детали кораблей и первые модели аэропланов. Эти экспонаты студенты использовали для выполнения практических заданий. До наших дней дошли коллекции минералогического и электротехнического музеев.

Вообще оборудование института и уровень преподавания были самого высокого уровня. И первый выпуск, состоявшийся несмотря на политические события в 1907 - 1908 годах, это продемонстрировал.

ТИХОНОВ:
- А мне бы хотелось напомнить о такой любопытной подробности тогдашнего обучения в Петербургском университете, как курс богословия. Он был обязательным, но только для студентов православного вероисповедания. Ведь вместе учились представители самых разных конфессий. Уже упомянутый выше Александр Бенуа в своих мемуарах отмечал, что ему, как католику по вероисповеданию, было необязательно посещать эти лекции, но ему нравилось их слушать, они были интересными...

Вообще студенчество особой религиозностью не отличалось. Более того, преподаватели неоднократно указывали, что студенчество в своей основной массе настроено если не атеистически, то по крайней мере весьма индифферентно к религии.

Кстати, уже к концу XIX века сами профессора-богословы неоднократно говорили и писали о крайней вредности обязательного богословия. Ратуя за то, чтобы этот предмет был факультативным, чтобы студенты выбирали его исключительно по желанию, они справедливо утверждали, что обязательность приводит ровно к обратному результату: казенное насаждение вызывает реакцию отторжения. Впрочем, надо отметить, что профессора богословия Петербургского университета и в XIX веке, и в начале ХХ века были людьми высокообразованными.

Новая генерация

- Сегодняшние студенты совсем другие, нежели тогда?

ЮРКОВСКАЯ:
- Конечно, просто времена совсем иные. Рассматривая дореволюционные фотографии, сразу же обращаешь внимание, что тогдашние студенты выглядели гораздо старше современных. Почему? Просто люди по самым разным причинам в то время взрослели раньше...

Нынешние студенты очень красивые, мне кажется, это новая генерация, люди будущего России. Когда я иду по аллеям нашего институтского парка, всегда прислушиваюсь, о чем между собой говорят студенты. Они очень разные: кто-то порой не стесняется в выражениях, а кто-то ведет такие умные разговоры на таком прекрасном русском языке, что просто не нарадуешься.

Это творческие личности, причем не только в избранной специальности. У них есть и свой театр, и свои издания. Активно работает поисковый отряд «Доброволец Политеха». А различные волонтерские акции! Донорство, помощь пожилым людям, детям - я просто поражаюсь, как они все успевают...

Ну и, конечно, замечательно, что поддерживается дух старого Политеха: возвращено имя Петра Великого, возрождена традиция студенческих балов, весь день в нашем парке звучит классическая музыка...

ТИХОНОВ:
- Действительно, трудно сравнивать нынешних студентов с теми, что были век или даже полтора века назад. Слишком многое изменилось... Но все-таки некоторые традиции живы. Например, в Петербургском университете и сегодня отмечают день рождения учебного заведения - 8 февраля. В прежние времена он начинался молебном в университетской церкви, продолжался торжественным актом с профессорскими речами, а заканчивался в питейных заведениях Васильевского острова пением всем хорошо известных студенческих песен.

Некоторые из них, кстати, до сих пор существуют в студенческом фольклоре. Например, знаменитая «Через тумбу, тумбу раз». Вообще беззаботное веселье во все времена было присуще студенческой массе - во всех странах и у всех народов...

Кстати, эти песни пели и мы в свои студенческие годы. Они пришлись на рубеж 1970 - 1980-х годов, то время, которое сейчас называют «расцветом застоя». Но мы этого застоя не чувствовали: и Солженицына почитывали, и стихи Бродского заучивали, на рок-концерты бегали, а комсомольская организация тогда много чего интересного организовывала. В актовом зале Университета постоянно проходили встречи с писателями, актерами, интересными людьми.

Современные студенты в чем-то очень похожи на нас, а в чем-то и отличаются. Возможностей у них намного больше - и для учебы, и для общения, и отдыха. А вообще время студенчества - наверное, самый прекрасный период жизни. На какие бы годы он не выпадал...


Материалы рубрики

Комментарии