Танцуют только девочки

Вилена ВЛАСОВА | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рождается танец? Что роднит его с цветом? И вообще что это такое - сугубо творческий акт или математически просчитанная последовательность движений? Наша сегодняшняя собеседница знает ответы на все эти вопросы, ибо большую часть из своих 88 лет танцевала сама, учила и до сих пор учит танцевать других. Сегодня она руководит коллективом весьма необычным: состоит он из женщин, самой молодой из которых - 69. «Девочки», как она их называет, лихо движутся в сиртаки, выполняют хитрый «поворот с ковырялочкой», легко встают на носочки в хороводе. 

И груз лет на них явно не давит.

- Согласитесь, Вилена Анатольевна, сейчас и людей среднего возраста танцевать не всегда раскачаешь. А тут - дамы «далеко за...». Чем вы их зацепили?

- Коллективов таких в городе несколько, так что никакой Америки я не открыла. Да и чему, собственно, удивляться? Женщины вырастили детей и внуков, ушли на заслуженный отдых. У них появилось много свободного времени. Что же теперь на лавочке сидеть? Тем более что многие в молодые годы занимались танцами и, может быть, всю жизнь мечтали о сцене. И вот наконец они смогли эту мечту осуществить.

- Поэтому общий язык с ними вы нашли легко?

- Не сказала бы. У каждой женщины за плечами целая жизнь. Одна - профессор, другая в прошлом большой начальник... У всех дети, внуки. У всех характеры. А тут надо кому-то подчиняться!..

Впервые нечто подобное я испытала 18 лет назад, когда только переехала в Петербург из Сыктывкара. Там я, работая хореографом, обучала преимущественно молодежь. А здесь рядовым участником попала в танцевальный клуб бабушек при Военно-медицинской академии.

Честно сказать, это была просто самодеятельность: два притопа, три прихлопа. Став руководителем, я попыталась заставить членов коллектива работать по-настоящему и поначалу встретила бурное сопротивление. Каждая хотела танцевать по-своему! Такого у меня никогда не было. Чтобы выдержать спокойный тон, пришлось собрать все свое терпение. Но в конце концов мы друг друга поняли.

Тот коллектив не имел никакого статуса - так, танцы для собственного удовольствия. Поэтому его никуда не приглашали. Но как-то случайно я узнала, что здесь, на Охте, создается культурно-досуговый центр «Красногвардейский». Это специализированное учреждение культуры, дающее возможность выступать на разных площадках, участвовать в конкурсах и фестивалях. Пришла сюда, все рассказала, и меня взяли вместе с моими «девочками». Это было десять лет назад. Сегодня из того коллектива остались всего трое, сменился уже третий состав. Беру не всех - смотрю на физические данные, умение двигаться и подчиняться требованиям педагога.

- А состояние здоровья? Ведь в таком возрасте у каждого наверняка что-то где-то болит...

- Если больной - сиди дома! Свои болячки на занятия не приноси. Я даже разговоров об этом не терплю, сразу пресекаю. Зрителю неинтересно смотреть на старушку, которая еле волочит ноги, он должен получать заряд энергии. Поэтому на репетициях задаю хороший темп - у меня 80-летние танцуют, как 40-летние! Разумеется, нагрузки я дозирую - быстрые куски чередую с медленными. В репертуаре у нас 18 танцев: народные, характерные, бальные.

- Танцевать хорошо с партнером. А у вас, извините, одни дамы. Как же ваши «девочки» без «мальчиков»?

- Танцы с «мальчиками» - другая специфика. Конечно, я ее знаю, ведь много приходилось работать и с мужчинами. Но у нашего ансамбля есть определенное лицо, которое я не хочу менять. К тому же многие народные танцы, ту же кадриль, сиртаки или болгарский танец с розами, можно танцевать без мужчин. Как и все остальное - хороводы либо, например, танец «Прялица» - одни участницы «прядут», другие кружатся.

- С чего начинается танец?

- Однозначно - с музыки. Музыкальное полотно создается из многих фрагментов, тщательно подобранных по темпу, ритму и смыслу предполагаемого танца. Сначала я нахожу первичный материал. Что-то беру из своего старого багажа - дисков или пластинок, что-то нахожу в Интернете. Активно помогают в этом мои дети - сын и дочь, которые хорошо разбираются в современных компьютерных технологиях. Потом начинается работа со звукорежиссерами - мы просиживаем целые дни, создавая нужную мне композицию.

Вхожу в класс и начинаю занятия, только когда танец уже «живет» у меня в голове. Последовательность и характер движений выстраиваю, как композитор партитуру для оркестра. Только у композитора в распоряжении двенадцать тонов, а у меня - огромный арсенал выразительных средств, в том числе с национальными оттенками. Тот же самый, к примеру, «поворот с ковырялочкой» выглядит по-разному в украинском, молдавском или еврейском танце.

В процессе работы могут появиться и новые движения, нюансы - что-то мне вдруг помогает «открыть» музыка, что-то идет от индивидуальности исполнителей. И когда танец уже выстроился в моем сознании вплоть до мельчайших деталей, я добиваюсь его безукоризненного исполнения. Никаких поблажек никому не даю. Мы должны быть лучшими.

- Удается?

- А как же! Мы - многократные лауреаты разных конкурсов и фестивалей. К сожалению, в последнее время, хоть по-прежнему много куда зовут, выступаем нечасто. За право выйти на сцену с самодеятельных артистов теперь требуют плату: аренда помещения, электричество и прочее... И, само собой, если куда-то едем, дорога и проживание за свой счет. Да, городские конкурсы оплачивают организаторы, иногда что-то выделяет досуговый центр, но наш коллектив у него не единственный.

Мы же простые пенсионеры и не можем себе многого позволить. Не говорю уже о том, что все концертные костюмы тоже шьем сами и все аксессуары - веера, кокошники, бусы, цветы - покупаем на собственные деньги...

- Что же позволяет вам сохранять оптимизм?

- Я прошла большую жизненную школу. Военное детство: нищая жизнь в эвакуации, потом детский дом. Ремесленное училище, работа в типографии. Танцевала в самодеятельных коллективах, потом в балетной труппе Закарпатского хора, с ансамблем погранвойск Закавказского военного округа объездила весь Советский Союз...

Жизнь заставила сменить юг на север - вышла замуж за дирижера ансамбля и поехала к нему на родину в Сыктывкар. Преподавала там в культпросветучилище, потом в педагогическом колледже и доме творчества. Занималась (а в Коми я проработала около 50 лет!) и организацией разнообразных празднеств городского и республиканского значения, учила методистов училищ, школ, детских садов и домов культуры.

Там создала ансамбль бального танца «Северяночка», который стал широко известен не только в республике. А еще одна моя большая удача - встреча с жителями села Усть-Цильма, где сохранились традиции старинных обрядовых танцев.

Представьте себе хоровод, который растянулся от одного конца деревни до другого, и по мере его движения к нему присоединяются все новые и новые участники. Причем все - в старинных костюмах, расшитых национальными узорами. Идут к специальной горке, где и происходят общие танцы. Вместе с местными жителями мы подготовили концертную программу, с которой нас пригласили в Москву. Выступали в Зале имени Чайковского, на телевидении, успех был грандиозный...

Работалось прекрасно - меня любили ученики и я любила их. Я была маленькая, тоненькая, но, когда входила в зал, все замирали, слушая каждое мое слово... И то, что у меня нет никакого профессионального образования, выяснилось лишь... когда меня собрались представить к званию заслуженного работника культуры. Представляете? Поэтому в возрасте «хорошо за сорок» мне пришлось закончить то училище, в котором я когда-то начинала преподавать.

- Диплом лишним не стал?

- Нет. Любой творческий процесс должен быть подкреплен точным знанием.

Вот смотрю я сегодня на детские танцевальные конкурсы, и мне хочется плакать. Музыка - случайная, костюмы - будто с чужого плеча. Эти кринолины, в которых невозможно двигаться! Детей просто уродуют.

А в детских садах? Сплошь и рядом там для занятий выбирают музыку и движения, не считаясь с возрастными особенностями детей. В результате те не слышат, где начало и конец музыкальной фразы, не понимают ритма, не учатся различать громкую и тихую музыку. И уж тем более никто не думает о том, как для создания определенного рисунка движений важны цвета аксессуаров и костюмов. Красный соответствует резкому, агрессивному танцу. Розовый - мягкому, лиричному. Коричневый - это марш, а белый - вальс или полечка...

Детей прежде всего нужно обучать ритмике! Говорю это не только как человек, воспитавший сотни учеников, которые сегодня работают хореографами по всей стране, но и как автор шести сборников, посвященных детскому танцу. В них детально расписана методика движений для занятий в дошкольных и школьных учреждениях. Хореографы колледжей ею пользуются, а в детских садах, к сожалению, перестали.

- Вам бы теперь диссертацию писать!

- У меня многое написано, еще больше - в голове. Наверное, из моих соображений получилась бы диссертация... Была бы я только помоложе. И видела, что это кому-то сегодня необходимо. А я, увы, не вижу.

- Ну хоть детей-то своих вы научили танцевать?

- Моя гордость - внучка, которая профессионально занимается бальными танцами и является победителем многих международных конкурсов. Правда, выросла она в Петербурге без меня и моей заслуги в ее успехах нет. А дети, дочь и сын, освоили базовые танцевальные навыки, но имеют другие профессии.

- А танец вообще-то нужен человеку в обычной жизни?

- Необходим! Это развитие творческих способностей, возможность для самовыражения. Да любое движение - походка, жесты, мимика - это уже характеристика личности. Когда я вижу, как человек двигается - даже не в танце, - я будто бы сразу с ним знакомлюсь.

Сразу определяю, искренен он или притворяется, раскован или зажат. В последнем случае поможет ритмичное движение, оно раскрепощает. Ощущение гармонии в свою очередь перейдет и на внутренний мир - человек начнет по-другому чувствовать, вести себя, общаться с людьми.

Отдельная тема - национальные танцы. Это средство самоидентификации, сохранение исторической памяти народа...

- Имя у вас на сегодняшний день редкое. Нынешняя молодежь, наверное, и не догадается, что оно значит.

- Да, это сокращенное - Владимир Ильич Ленин. Такая мода была тогда - революционная. Родители, наверное, верили во все это. Но я, по правде говоря, как-то всегда далека была от политики. Да, в комсомоле, конечно, состояла, как и большинство моих сверстников, но идеями не горела... Меня всю жизнь, по сути, занимало только одно - танцы.

- Вы ощущаете свой возраст?

- Нет! У меня молодость как началась, так и не кончается...


Материалы рубрики

25 апреля, 11:33
Михаил СТРАХОВ
19 апреля, 11:13
Алексей АРАНОВИЧ
12 апреля, 10:44
Ольга КРЫЛОВА
28 марта, 15:45
Борис САЛОВ

Комментарии