Он родился с кисточкой в руке

Татьяна Бородина | Заведующая музеем-усадьбой И. Е. Репина «Пенаты» Татьяна БОРОДИНА. Фото Дмитрия Соколова

Заведующая музеем-усадьбой И. Е. Репина «Пенаты» Татьяна БОРОДИНА. Фото Дмитрия Соколова

5 августа исполняется 175 лет со дня рождения Ильи Репина, самого известного русского художника. С нашей гостьей, заслуженным работником культуры РФ, мы говорим о том, чем был Репин для своих современников, современен ли он сейчас.

- Татьяна Петровна, Илья Репин - удивительный пример творческого долголетия...

- Он занимался искусством, можно сказать, всю жизнь. О таких самородках говорят, что родился с кисточкой в руке. Очень рано проявились его художественные способности. Еще до того, как он поступил в 1864 году в Императорскую академию художеств, Репин уже работал профессионально: с 10 лет в школе топографов - раскрашивал акварелью карты, а затем как иконописец - расписывал церкви, писал иконы, портреты. Прекратил Репин работать в возрасте 86 лет. За три месяца до кончины 29 сентября 1930 года не смог подниматься в мастерскую. Его последняя картина «Гопак. Пляски запорожцев». Он посвятил ее Мусоргскому.

- Картина находится в «Пенатах»?

- Нет. После смерти Репина она несколько раз меняла владельцев, сейчас находится в частной коллекции в России.

Возвращаясь к творческому пути Репина, это более 70 лет - целая эпоха, огромный пласт истории с масштабными изменениями в политической, социальной, общественной и духовной жизни России. Он пережил смену царствований четырех русских монархов, революционные события 1905 и 1917 годов. Последние годы его жизни связаны с историей самостоятельной Финляндии.

- Как менялось отношение к художнику его современников?

- Наверное, нынешнему старшему поколению, пережившему апофеоз Репина, превозношение его в 1930 - 1950-е годы, будет трудно поверить, что не все современники приняли его «Бурлаков на Волге». В 70-е годы XIX века это было новаторское произведение нового для того времени реалистического направления. Демократическая живопись передвижников должна была завоевывать себе место под солнцем. Молодому движению, противостояло устоявшееся, имевшее большой круг почитателей, пользующееся поддержкой и власти, и официальной критики академическое направление. Но и либеральная критика негативно отнеслась к «Бурлакам».

- А она-то почему восприняла «Бурлаков» негативно?

- Либеральная критика не хотела признавать эту картину художественным произведением. Картина не соответствовала привычным эстетическим критериям понятия красоты в искусстве. Только после того, как «Бурлаков» на Всемирной выставке в Вене в 1873 году похвалили зарубежные обозреватели живописи, ее признали и в России. Тогда, в Вене, Репину присудили бронзовую медаль «За искусство». Было отмечено, что картина написана и нарисована отлично. Она была признана самой солнечной картиной выставки. То есть «Бурлаков» отметили не только за своеобразие национального сюжета, но и за мастерство живописи.

Но золотую медаль в Вене получил Генрих Семирадский. Его картины стоили дороже репинских. Наверное, косвенным, но все-таки дополнительным стимулом для признания «Бурлаков» стало и то, что картина была куплена великим князем Владимиром Александровичем.

И тем не менее при появлении каждой новой картины, взять хотя бы и «Крестный ход в Курской губернии», в критике высказывались разноречивые мнения. Например, даже Павел Третьяков упрекнул Репина в том, что он почти карикатурно изобразил персонажей картины. «Вот бы Вы вместо чопорной барыни ввели бы в картину красивую девушку». Многое зависело от принадлежности человека к тому или другому из полемизировавших между собой идеологических лагерей. Но как большого мастера его признавали все. Сергей Дягилев и Александр Бенуа, когда в 1906 году готовились представить в Европе выставку «Два века русской живописи и скульптуры», из всех передвижников старшего поколения пригласили только Репина, правда, для экспонирования выбрали лишь портреты.

- В СССР Репин стал официальным русским художником. «Бурлаки» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - проходили в школе, «Иван Грозный и его сын Иван» и «Не ждали» - показывали всю остальную жизнь...

- Официальным художником Репин был «назначен» в начале 1930-х годов. После вытеснения в андеграунд «космополитов», «формалистов», словом, всех авангардистских направлений. Еще в 1922 году было создано объединение АХРР - Ассоциация художников революционной России. Оно должно было поддерживать художников, развивавших традиции реалистического искусства. На основе АХХР в 1932 году был создан Союз художников СССР.

Творчество Репина и стало этой традицией, стало примером для развития единственного официального направления в искусстве СССР - социалистического реализма. «Через полгода, - писал художник Исаак Бродский наркому Климентию Ворошилову, - мы сделаем Репина национальным гением». Широко, с революционным пафосом началась масштабная популяризация Репина как художника, чье творчество было однозначно посвящено только общественным идеалам России XIX века и носило исключительно обличительный характер, критическую направленность. Политизация творчества Репина значительно упрощала и даже искажала и содержание произведений, и живописные достижения. Высшей точки этот процесс «низвержения на пьедестал» достиг к 1970-м годам. Эффект пропаганды Репина тоже можно считать уникальным советским экспериментом середины ХХ века.

- Музей-усадьба «Пенаты» был частью советской культурной парадигмы. Дедушка Репин укрылся в Финляндии от революционного лихолетья с его сбрасыванием всего старого с корабля современности, поэтому прощен и обласкан. И после войны усадьбу «Пенаты» восстановили с нуля как памятник художнику?

- Укрылся - это образное выражение. Он жил в Куоккале с 1899 года, и это была русская Финляндия, пригород Петербурга. Любимое место отдыха петербуржцев. Но судьба Репина могла сложиться совершенно иначе, если бы он на момент внезапного закрытия границы между Россией и Финляндией находился в Петрограде. Последний раз он был здесь один день 8 апреля 1917 года. Независимость Финляндии юридически была признана 31 декабря 1917 года. Границу закрыли только после полного подавления выступлений отрядов финской красной гвардии на Карельском перешейке 13 апреля 1918 года. Неизвестно, когда бы ему разрешили и вообще разрешили ли бы выехать в «Пенаты»? Чуковский попал к себе на дачу только в 1925 году.

Первый музей «Пенаты» был открыт в июне 1940 года, после окончания «зимней» войны. Его открытие было не только памятником к тому времени самому популярному художнику СССР. Большое значение было еще и в том, что это был первый музей на новой советской территории. Но в 1944 году во время военных действий усадьба была разрушена. Восстановлена только в 1962 году.

- В постсоветской России Репина не то чтобы забыли, но он несколько ушел в тень. Почему? Брюллов или Врубель, современник Репина, всегда оставались в первом ряду.

- Просто все устали от чрезмерной пропаганды такого заретушированного и окутанного идеологическим туманом Репина. Его имя стало штампом, рожденным другой эпохой, эпохой СССР. К нему потеряли интерес. Или, лучше сказать, интерес к Репину отошел на второй план. А тут еще был открыт русский авангард и весь огромный пласт русской культуры начала XX века.

Позднего Репина, особенно послереволюционного, финляндского периода, не знали. Этот период вообще был практически вычеркнут из биографии художника как период старческой немощи. В то время даже искусствоведы не понимали, что 30 лет творчества художника в двадцатом веке были годами не только продуктивной работы (с 1919-го по 1930 год было организовано более 40 выставок художника в Финляндии, Швеции, Великобритании, США, Франции, Чехословакии, Дании, Германии, Бельгии), но и временем интереснейшего развития, наполненного поиском нового живописного языка. Только сейчас мы осознаем, что Репин много работал над религиозными сюжетами. В двадцатые годы он создал целую серию картин из жизни Христа. «Отрок Христос во Храме», «Неверие Фомы», «Утро воскресения», «Голгофа».

И это работы, в которых Репин предстает уже не как реалист, а как художник, пользующийся приемами организации цветовой композиции картины, которые соответствовали открытиям современных ему течений модернизма.

- Как, по-вашему, складывается судьба Репина в XXI веке? Зачем он современному зрителю?

- Репин, конечно, нужен, в широком смысле, как представитель культуры XIX - XX веков. Он интересен как образец живого, эмоционального искусства, которое вы воспринимаете чувствами. Любая его картина находит эмоциональный отклик.

Он нужен современному зрителю, чтобы не потерять способность видеть в искусстве глубокую достоверность, живую выразительность душевных движений. Тонкие состояния природы, интересные эффекты освещения. Гармонии колорита. «Суть искусства, - считал Репин, - состоит в его очаровании». Только надо увидеть и почувствовать это очарование. Даже в портрете Николая II, никакого по психологии, есть очарование. Невозможно оторвать взгляд от прекрасного освещения гербового зала, где позировал император, от света, льющегося в окно.

Как тонко передано состояние утра, легкая дымка над водой и в контрасте - иллюзионистически достоверно изображенная фигура мальчика в портрете «Юрий на фоне неаполитанской бухты» 1894 года.

- И, в этом контексте, в чем роль усадьбы «Пенаты»?

- Можно, конечно, ответить стандартно и коротко: просветительская роль всегда стоит на первом месте. Но очень важно, чтобы люди, придя в музей, могли отдохнуть душой. Попасть в спокойную атмосферу красоты и покоя. Чтобы понять, что можно очень просто обустроить дом, непритязательно, но со вкусом. Почувствовать, что в доме главное не мебель, а его духовная наполненность, интересная насыщенная жизнь и, как говорил Репин, «главное во всем - проявление таланта». И еще он ценил «скромную потребность к труду».

- Кстати, это единственный мемориал Репина или есть еще?

- Существуют еще два мемориальных музея И. Е. Репина. В Чугуеве под Харьковом - дом, где он вырос. А в 28 км от Витебска - усадьба «Здравнево». Он приобрел ее в 1892 году. Очень красивое место. На берегу Западной Двины. Там до 1930 года жила с семьей его младшая дочь Татьяна.

- Что главное вы хотите сказать пришедшим в музей?

- Что в «Пенатах» жили талантливые, трудолюбивые и гостеприимные люди. Они создали в этом доме свой особый мир, в котором осуществили очень важные для того времени идеи равноправия и просвещения. «Более десяти лет, - писал Репин, - «Пенаты» служили народным университетом». В усадьбе устраивали всесословные собрания, на которых читали лекции по разным вопросам: от шитья сапог до устройства вселенной.

- Сколько вы принимаете посетителей в год?

- 32 тысячи человек.

- Это много или мало?

- Учитывая наше расположение - 45 километров от Петербурга и небольшие размеры музея, площади комнат, - нормально. Хотелось бы зимой, в будние дни иметь больше посетителей. Летом мы уже почти достигли предела возможности. Вообще переполненность музеев становится проблемой для сохранности произведений искусства, комфортности осмотра. Сейчас уже обсуждается вопрос избыточных потоков посетителей: «Сверхтуризм. За или против?». Все чаще звучит мысль о том, что «сверхтуризм» - это негативный фактор для музеев и городов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6494) от 02.08.2019.


Материалы рубрики

27 апреля, 10:04
Татьяна ЧЕКАЛОВА
25 апреля, 11:33
Михаил СТРАХОВ
19 апреля, 11:13
Алексей АРАНОВИЧ
12 апреля, 10:44
Ольга КРЫЛОВА

Комментарии