Разбить смартфон, не повредив...

 Александр МУРАТАЕВ | Президент международного клуба иллюзионистов и фокусников Александр МУРАТАЕВ. ФОТО Андрея НЕСТЕРОВА

Президент международного клуба иллюзионистов и фокусников Александр МУРАТАЕВ. ФОТО Андрея НЕСТЕРОВА

Наш сегодняшний гость уверен: создание иллюзий - это искусство. У фокусников есть такое понятие «престиж» - это финальная часть фокуса, когда зритель уже понимает, что его обманули, но не знает, как именно. Что такое современный фокус и как стать фокусником в восемь лет, рассказал иллюзионист и призер многочисленных конкурсов, судья телешоу «Все, кроме обычного», креативный продюсер Международного форума иллюзионистов (МФИ), который недавно в шестой раз прошел в Петербурге.

- Александр Динарович, в чем залог хорошего фокуса? Только ли в ловкости рук? Может быть, для этого нужны какие-то специальные знания в той или иной области наук?

- Я бы сказал, что главное тут не техническая подача, а актерская. Поэтому для успешного становления иллюзиониста цирковое образование или актерское мастерство просто необходимы. Так, например, у всемирно известного Дэвида Копперфильда была и танцевальная подготовка, и актерская, он владел ораторским искусством. Есть много технически подкованных фокусников, которые могут с помощью одних только рук показывать настоящие чудеса, но когда они выходят на сцену перед большой аудиторией, оказывается, что через минуту зрителям становится скучно.

Когда я готовился к своему первому сольному выступлению в 2012 году в театре на Коломенской, мой преподаватель из ГАТИ (сейчас - Российский государственный институт сценических искусств. - Прим. ред.) Евгения Ивановна всегда давала мне понять, что ей как зрителю скучно, если я три минуты подряд не менял интонации. Ведь со зрителями, как с детьми: их внимание постоянно нужно удерживать. Тем более сейчас, когда человек хочет получать информацию моментально. Минута-полторы - вот идеальное время для фокуса. Если дольше, придется постоянно сдабривать выступление общением и шутками.

- Кстати, вы технарь по образованию: закончили математическую школу, а затем ГУАП. То есть по специальности вы радиотехник. Помогают ли ваши технические знания при создании фокусов?

- У меня два диплома этого вуза по специальностям «Эксплуатация авиационных и космических технологий» и «Эксплуатация радиотранспортного оборудования». Однако по профессии я не работал, хоть и прошел практику в «Пулково».

Мне кажется, технической составляющей фокуса можно научиться самому. Хотя, бесспорно, техническое образование, как и технический склад ума, позволяют по-другому мыслить. Когда я вижу или придумываю какой-то фокус, я понимаю, где какой шуруп нужно прикрутить, где что смастерить, чтобы все получилось.

- Где человек, которому хочется удивлять других фокусами, может этому научиться?

- В России практически все иллюзионисты самоучки, потому что у нас просто нет цирковых училищ, а ведь именно там можно научиться фокусам. Единственное на территории стран СНГ такое место - Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств - находится в Киеве. Там есть очень хороший преподаватель, который учит именно фокусам. Его зовут Александр Александрович Титоренко. Юрий Мончак, Максим Мелешко, Виталий Лузкарь - все эти фокусники учились именно у него. И это видно на сцене, ведь они не только показывают качественные фокусы, у них красивые движения, отточенная речь, они выглядят статусно. И я чувствую, что лично мне этого не хватает.

- Много ли фокусов придумывается в России?

- Наша страна отстает в этом вопросе от Запада. Там гораздо больше магазинов для фокусников, больше профессиональных мероприятий, больше творческих объединений, больше самих выступлений. Там работают профессиональные консультанты: специалисты, которые не хотят выступать, они придумывают и продают свои фокусы. И это целая отдельная индустрия. В США таких специалистов не менее сотни, а у нас единицы. Мы только и можем, что пытаться успеть за их идеями, времени на придумывание чего-то своего просто не остается.

- Почему так происходит?

- Думаю, это связано с тем, что среди наших соотечественников много скептиков. Реакция аудитории на фокус в США, например, гораздо более яркая. Оттого там все это активней развивается. Если к нашему человеку подойти на улице и начать показывать фокус, он, скорее всего, отойдет или пройдет мимо, поскольку чувствует какой-то подвох: ему кажется, что его пытаются обмануть, что-то хотят у него украсть. Наверное, это печальное наследие 1990-х. Наш народ вообще часто обманывали, и какая-то память, может быть, даже на генетическом уровне об этом сохраняется.

Интересно, что у американцев, например, совсем другая реакция: фокусник на улице их не наводит на мысль о том, что их пытаются обмануть. Они действительно верят, что их хотят удивить. Я часто бываю за границей и все это вижу. Стоит достать колоду карт на улице, как ко мне сразу подходят люди и сами просят показать фокусы.

Однажды я с камерой вышел в Москве в Парк Горького и показывал фокусы. Так только один человек вообще на это отреагировал позитивно. Поэтому благодарную аудиторию у нас найти сложно. Либо нужно ехать на какой-нибудь фестиваль, либо идти в клуб. Ну и остаются корпоративы, где никто внимательно не смотрит выступление, или концерты, куда люди идут целенаправленно. Однако даже сидя в зале и наблюдая, как из рукава фокусника вылетает голубь, они не могут просто расслабиться и полюбоваться процессом, мастерством исполнения. И удивляются они, пожалуй, больше потому, что заплатили за представление. Они весь концерт пытаются разгадать, в чем, собственно, весь фокус, боясь показаться кому-то глупыми или обманутыми. Конечно, это касается не всех зрителей. Но по сравнению с западной аудиторией таких людей у нас больше.

- Кто изготавливает специальные приспособления для фокусников - реквизит?

- В основном это тоже западные компании, причем с многолетней историей. Например, американская Bicycle, которая делает игральные карты с 1885 года. В мире вообще существует лишь несколько фирм, которые печатают качественные колоды карт: с ними фокуснику удобно совершать различные манипуляции. На постсоветском пространстве существует лишь одна компания, которая занимается разработкой и производством профессионального реквизита иллюзиониста. Ее основатели придумали специальный маркер для фокусников, который может чуть ли не левитировать, и наручные часы, стреляющие огнем.

Однако каждый иллюзионист для своей программы подбирает тот реквизит, что подходит именно ему. И для этого приходится что-то доделать или переделать под себя, допустим, сделать тоньше двойное дно в ящике. В этом иллюзионисту помогает технический специалист - разработчик. Разработчик, который сотрудничает со мной, сделал 90% всех тех приспособлений, которыми я пользуюсь на выступлениях, например, большие иллюзионы (это ящики, в которых кто-то или что-то исчезает. - Прим. ред.) или гиммики (это любые устройства, специально сделанные для фокуса. - Прим. ред.). И таких специалистов у нас становится все больше.

- Вы возглавляете Международный клуб иллюзионистов и фокусников (United Club of Magicians), который существует с 2015 года. Что это за организация?

- Это профессиональное сообщество. В 2019 году клуб аккредитован в FISM - это Международная федерация иллюзионных обществ, куда входит 65 национальных объединений иллюзионистов. В наш клуб входят более ста иллюзионистов из 90 городов и 20 стран мира.

Мы помогаем всем тем, кому интересна эта сфера, получить больше опыта. Привозим в Россию иностранных лекторов, проводим конкурсы, стараемся мотивировать ребят. Я помню, как сам начинал учиться фокусам. Кроме как по видеокассетам, которые я заказывал из-за границы, учиться больше было не по чему. Мы стараемся это изменить.

- Опишите среднестатистического российского фокусника.

- Все наши иностранные гости единодушно заявляют: в России очень много молодых фокусников. Я и сам езжу по конференциям и вижу это. Самому молодому участнику нашего клуба, например, восемь лет. Любопытно, но родители столь юных фокусников относятся к увлечению своих детей не так, как, допустим, это было во времена моих детства и юности. Пока я не появился на телевидении, мои друзья и родственники относились к этому как к чему-то несерьезному. Сейчас все меняется. На форум юные ребята приезжают с родителями, которые благодарят нас и поддерживают своих детей, вкладывая в них силы и финансы. Сегодня взрослые относятся к этому проще, поскольку могут увидеть чужой успех. Фокусников видят не только по телевизору, их приглашают на свадьбы и корпоративы, так что я уверен, в ближайшие десять лет все будет только прогрессировать.

- Многое было придумано еще в прошлом веке. Как сделать фокус современным?

- Я убежден: современным может быть фокус и из 1960-х годов. Но есть откровенно заезженные.

На мой взгляд, надо стараться показывать фокусы с теми вещами, которые задействованы в нашей повседневной жизни. Сотовый телефон, например, а не телефон с вращающимся циферблатом. Или в фокусе с «распиливанием» человека, которого кладут в ящик, можно ящик вообще не использовать. Так поступают, например, немцы братья Эрлих - одни из самых известных иллюзионистов мира, которые делают ярчайшие шоу. В их номере человек ложится на стол, и его начинают «пилить». Все это удивляет зрителей. То есть любой фокус можно усовершенствовать и сделать его современным.

- Какие жанры фокусов существуют?

- Принято считать, что их шесть. Прежде всего, это большие иллюзионы. Это любые фокусы, связанные с крупногабаритным реквизитом на сцене. Это могут быть появления чего-то большого, например, вертолета, левитация, «распиливание», исчезновение. А вот если фокус касается чего-то относительно маленького, кролика, например, - это уже сценическая магия, второй жанр фокусов. Третье - это микромагия, когда фокус производится с мелким предметом. Четвертое - это манипуляция, во время которой у фокусника пропадают карты, появляются шарики или вылетают голуби из рукавов. Пятое - это ментализм, связанный, как говорят в народе, с чтением мыслей, но на деле - больше с направлением мысли собеседника в нужное вам русло. Есть и отдельное направление в нашем деле - это кардистри (от англ. сard - карта). Это всевозможные трюки с картами, что, впрочем, не в полной мере относится к фокусам.

- Может ли современный фокус действительно быть опасным для жизни? Пострадало ли хоть одно животное при выполнении фокуса?

- Сейчас нет фокусов, которые представляют реальную опасность для жизни исполнителя или зрителей. И к животным все относятся гуманно. Если кто-то и страдает, то это, как правило, происходит по причине человеческого фактора, чьей-то ошибки, некачественного технического исполнения номера.

- Современный иллюзионист - это больше художник или, скажем, делец, который, например, зарабатывает на корпоративах?

- Для того чтобы попасть на корпоратив, нужно быть хорошим актером. Сейчас организаторы более пристально отбирают артистов. Я бы сказал, что на две наши столицы из тысячи фокусников только человек семь действительно мастера высокого уровня, которых приглашают на подобные мероприятия за хорошее вознаграждение. Остальные же просто не хотят вкладывать в себя: не придумывают новые фокусы, не пишут себе шутки, не ходят на занятия по ораторскому мастерству и т. д. Случается и такое, что полностью копируют выступления своих коллег. Но это несерьезно.

Я выступал в разных местах: в театрах, барах, на корпоративах. Но, думаю, почти все коллеги со мной согласятся: корпоративы - это больше для заработка, а эстрада - это для удовольствия, для демонстрации своего мастерства.

- Большую роль в творчестве иллюзиониста играет насмотренность, то есть все то, что он берет из разных видов искусства. А что вдохновляет вас?

- Пожалуй, прогулки в тишине и одиночестве в лесу, например. А также наблюдение за коллегами. Когда я смотрю выступления других фокусников, я всегда думаю, что мог бы что-то сделать по-другому. И это наводит на новые мысли. Конечно, фокус можно купить и успешно обкатывать его не один год. Но всегда хочется внести что-то новое в свою программу. Хочется иметь свои фокусы и удивлять ими как коллег, что особенно приятно, так и аудиторию.

- Иллюзионисты довольно враждебно относятся к раскрытию собственных фокусов. В Сети немало таких подробно описанных разгадок. Как вы думаете, надо ли с этим бороться?

- Для многих иллюзионистов фокусы - это настоящая работа. И если будут раскрыты их секреты, они просто останутся без дохода. Рассказать чужой секрет просто, особенно на большом экране. И бороться с этим тяжело и почти бесполезно. Но все равно необходимо, чтобы серьезные иллюзионисты не раскрывали свои секреты, тем самым подавая пример младшим коллегам. Нередко молодые фокусники, которым не удается привлечь внимание аудитории, уходят в разоблачение, потому что это проще и люди это любят. Да, это имеет некий отклик. Но в итоге авторы не получают желаемую славу и, как ни странно, публика не запоминает все эти секреты. Кроме того, грамотный фокусник всегда может показать фокус так, что к этому трюку раскрытый секрет не будет применим, во всяком случае очевидно.

- Какой ваш любимый фокус?

- Из тех, что показывал я, это разбивание мобильного телефона, который в итоге оказывался целым. Этот фокус я придумал сам. А у братьев Эрлих мне нравится фокус с появлением на сцене мотоцикла за доли секунды. И эффект от этого действа не теряется, даже несмотря на то что я знаю, как это сделано. Это просто волшебство.

- Верите ли вы в настоящую магию и чудо?

- Да, верю. Все относительно. Ведь лет 300 назад магией считалось бы то, что человек разговаривает по телефону с человеком на другом континенте. А сейчас это обыденность. И сегодня мы не знаем того, что будет еще через 300 лет. Может быть, тогда человек сможет за секунду переместиться из России в Новую Зеландию. Сейчас для нас это магия.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6639) от 06.03.2020.


Материалы рубрики

25 апреля, 11:33
Михаил СТРАХОВ
19 апреля, 11:13
Алексей АРАНОВИЧ
12 апреля, 10:44
Ольга КРЫЛОВА
28 марта, 15:45
Борис САЛОВ

Комментарии