Что помнит хозяин сцены

Адиль Велимеев | Фото Дмитрия ГАНОПОЛЬСКОГО/предоставлено пресс-службой театра

Фото Дмитрия ГАНОПОЛЬСКОГО/предоставлено пресс-службой театра

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова сегодня отмечает свое 100-летие, а наш собеседник помнит, как праздновалось 50-летие. Он застал легендарных Полицеймако, Копеляна, Луспекаева, ему принадлежат афоризмы вроде «Драму на балет не меняю» (когда переманивали в Большой театр) и «Артисты заняты только в своих спектаклях, а я - во всех». Главный художник театра Эдуард Кочергин определил профессию Адиля Велимеева как «хозяин сцены», притом что его работа - подводная часть айсберга, вся сложная машинерия сцены. Тем не менее и эта работа оказалась достаточно заметной, чтобы лауреат премии «Призвание» от фонда «Артист» А. М. Велимеев получил и государственные награды от трех президентов России, и звание заслуженного работника культуры.

...Так получилось, что беседовали мы в день, когда не стало Сергея Юрского.

- Адиль Мунирович, фотография молодого артиста БДТ Юрского, кажется, одна из первых, которую видишь, входя в ваш кабинет.

- Не дожил до нашего юбилея... Общительный был, веселый человек. Он когда в БДТ работал, 25 спектаклей в месяц играл. У них с Товстоноговым получилось небольшое разногласие: Юрский хотел стать вторым режиссером, и Товстоногов сказал: «Сережа, ты или играть будешь, или режиссером работать...»

Я считаю, из тех артистов, которые от нас ушли, мало кто чего-то большего добился, чем в БДТ. Доронина, Борисов - понятно, что они снимались в кино, но что они сыграли именно в театре? Легендарными они так и остались - как артисты БДТ. Когда после фильма «Гамлет» Смоктуновского пригласили в Англию, в 1966 году специально был восстановлен спектакль «Идиот» в БДТ - театре, где Смоктуновский не работал уже несколько лет.

- Ваш сегодняшний день как начался?

- Ну вот сегодня вечером у нас «Война и мир» в постановке Андрея Могучего, декорации начали устанавливать в девять утра, сейчас три дня, значит, уже шесть часов над этим работаем.

В смысле декораций это, конечно, трудный спектакль - много разных деталей. Но самый сложный из нынешнего репертуара, наверное, «Губернатор» Могучего: там много движения, машинерии. Если бы не было компьютерных технологий, такое было бы невозможно сделать. Да и вообще, если бы все было, как в прежние времена, я бы уже в театре не работал: очень большая была физическая нагрузка. Что такое повесить декорацию: если надо поднять конструкцию весом 300 килограммов, ее нужно сбалансировать таким же весом.

В нашем деле и терминов морских довольно много, потому что раньше на сцене работали отставные матросы. Все в основном на веревках держалось, надо было узлы вязать, - почти корабельные работы.

А ведь многие театры в России до сих пор по такой системе вынуждены работать.

- Сотрудники вашей машинно-декорационной части где-то этому делу учились?

- Нет, ребята же кто откуда, просто у них руки и голова на месте. Они так ладно работают, что уже на это зрелище можно запросто билеты продавать. БДТ на время ремонта занимал ДК Горького, и вот как-то смотрю - мы декорации устанавливаем, а директор дворца сидит в ложе и наблюдает. Один раз пришел, второй... Спрашиваю: а что вы так смотрите? Он объясняет: «Знаете, тут какие только театры не были. Я вашей работой любуюсь».

Сейчас, после ремонта, конечно, гораздо проще сценой управлять. В спектакле «Дядюшкин сон», в котором Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили играют, в финале тюли опускаются, поднимаются - раньше для такого девять человек за сценой задействовали. А сейчас сидит один за компьютером, нажимает кнопку.

Когда-то основной эффект производили нарисованные декорации. Например, на заднике нарисована стена, а на ней бра, подсвечники, и будто свечи мерцают. Зрители потом даже поближе подходили - не верилось, что все нарисовано. На самом деле за задником лампочки в прорези светили.

Бывало, занавес открывается, артисты еще играть не начали, а зал уже аплодирует - декорациям! Это, конечно, заслуга художника, но понимаешь, что и твоя часть в этой работе есть.

А сейчас эффекта добиваются движением декораций.

У нас еще Малая сцена здесь, на Фонтанке, и Каменноостровский театр. По штатному расписанию в нашей части 30 человек, на главной сцене задействованы 15. Одни мужчины. А когда я пришел в 1959 году, и женщины работали. Вот в бригаде 10 человек, и в каждой по три женщины, тоже тяжести таскали. Правда, эти женщины и потяжелее работу видели: некоторые из них воевали.

- Говорят, вы и в советские времена знали устройство чуть ли не всех европейских театральных сцен...

- Сейчас все европейские площадки делаются более-менее под стандарт, и новую сцену для БДТ делали европейцы. А раньше... Вот завпост у нас был, Владимир Куварин, мы с ним больше 35 лет вместе работали. Когда готовились к гастролям, он выезжал на место, осматривал сцену, как там разместятся наши декорации. А моя задача была - довезти их в сохранности, взять знающих людей, которые будут все грузить-разгружать. Просто в любом деле должна быть любовь. Жалеть надо эту декорацию, относиться как к родному человеку.

Вот у нас была история «с декорациями» - будь здоров! В 1981 году БДТ пригласили на гастроли в Аргентину: продюсер отобрал несколько спектаклей, среди них «Историю лошади». И вдруг за 10 дней до гастролей получаем от него сообщение: во время перевозки декораций судно попало в шторм, капитану пришлось скинуть за борт несколько контейнеров, среди них были декорации из «Истории лошади».

А дело в том, что этот спектакль изначально выпускали на Малой сцене БДТ. Он оказался очень популярным, Товстоногов перевел его на Большую сцену, но художник Эдуард Кочергин был недоволен: считал, что декорации надо делать другие. Сделали. А артистам было почему-то неуютно в них играть, и Товстоногов решил вернуть старые. Так вот, когда случилась эта история, всполошились на самом верху, вплоть до обкома КПСС, и мы вспомнили про те невостребованные декорации.

- И успели?

- А вот слушайте. Времени уже нет, добираться надо самолетом. Мы брали с собой только то, что можно пронести на борт, с расчетом на то, что в Аргентине что-то доделаем. Прилетаем. И видим: в театре, где мы должны были играть, идет какой-то спектакль, афиш наших нет.

Выяснилось: это была афера. Декорации не утонули, просто продюсер придумал, как получить неустойку 600 тысяч долларов. Потом все-таки нам сцену предоставили, но афиш-то по-прежнему нет. На первом спектакле очень мало было зрителей. А перед последним, когда мы по магазинам ходили, продавцы нас просили: «Мы вам дешевле продадим, только билетик достаньте!». Сцену завалили цветами - хоть вилами сгребай.

Тот продюсер все равно концы с концами свел, все окупилось. Но затею с неустойкой мы ему испортили.

- Кстати о «билетиках»: и сейчас-то не всегда купишь, разобраны. А когда-то ночью в очередях стояли, костры жгли.

- Раньше мы скрывали, где работаем. Именно для того, чтобы билетов не просили. Если из нас кто-то мог раз или два в месяц хотя бы купить билет - он уже был «блатной» человек. Бывало, встанут наши в очередь в кассу с народом, но выходит главный администратор - и выгоняет.

У меня как-то язва желудка разыгралась, Товстоногов говорит: надо лечить, иди к администратору. Главным администратором у нас был такой Борис Самойлович Левит, билетами командовал. Направил меня в горздравотдел. А там совещание. Я говорю в приемной: «Я от Левита...». Как фамилию услышали - прямо встали, побежали к начальству. Приняли, направление выписали. Вот тогда я увидел могущество театра.

Все билеты в зале были расписаны - обкомы, райкомы, судьи, милицейское начальство, КГБ, другие важные люди. У самих сотрудников театра почти ничего и не оставалось.

- А обычный народ как в театр попадал?

- В партере продавали всего мест восемь - десять. На другие места в зале оставалось билетов 50. Иногда такое было: человек посмотрит утренний спектакль, а потом закрывается в туалете и несколько часов ждет, чтобы прошмыгнуть на галерку на вечерний спектакль.

- В этом году у вас и личный праздник: 60 лет назад вы пришли в БДТ устраиваться рабочим сцены. И, кажется, понятия не имели, что это за место...

- Конечно, не имел понятия. Если бы в дом, где я гостил, не пришла портниха из БДТ, я бы устраивался, наверное, на какой-нибудь завод. Но дело в том, что я везучий. Доказать?

Я родился в Ленинграде, был в семье третьим ребенком. Отца арестовали и расстреляли. В блокаду остался один, мне три года было - все погибли. Меня случайно нашли, взяли с собой в эвакуацию. Женщина, которая меня везла, знала, что в селе в Горьковской области живут наши родственники, отвезла туда. Но родственники были высланы, а дядя на фронте. Зато в селе открылся детдом, меня туда отдали, а дядю оповестили, что у него племянник жив. Тот написал: «Вернусь живым - первого дня заберу». Вернулся с войны без единой царапины! И на второй или третий день забрал меня, вдобавок к своим двум сыновьям.

Так у меня появилась семья, люди, которых я стал называть мама и папа. Потом у них еще родились два брата и две сестры. Эти мои вторые мама и папа так друг друга любили - я такую любовь не встречал.

После десятилетки я поступил в автодорожный техникум в Нижнем Новгороде, тогда Горьком, но через месяц-полтора вернулся. Папа ругает: «Учиться надо! А то получается, был бы родной отец - ты бы учился, а я тебя не выучил!». Но я не послушал. Тогда шла перепись населения, я был счетчиком и на заработанные деньги поехал в Ленинград.

Комната моих родителей, конечно, была уже занята, я остановился у двоюродного брата, а к ним в гости пришла тетя его жены. Она оказалась портнихой из БДТ. Ее попросили: «Никуда Адиль не может устроиться, документов нет - может, в театре рабочим получится?». И та меня привела. На меня посмотрели - говорят: «Ты кого привела-то?! Тощий, не выдержит». А она грозно так: «Ты бери-бери, потом спасибо скажешь!». До сих пор ее голос помню. И взяли.

Было, конечно, трудно. Но мы, деревенские, умеем приспособиться.

Первый-то мой спектакль был «Варвары». Представляете? Полицеймако, Грановская, Копелян, Луспекаев, Стржельчик, Лавров, Юрский, Сева Кузнецов, Доронина, Ольхина... Но пришел я, когда уже играли «Лису и виноград». Я об этом как-то уже рассказывал: когда Эзоп — Полицеймако говорит: «Где тут пропасть для свободных людей?» - и идет на казнь - я, деревенский, решил, что это взаправду. Слезы текут - как же, думаю, такая женщина прекрасная его спасти хочет, а он все равно выбирает смерть!

Почему я счастливый: я в счастливую семью попал, я попал в БДТ, я женился счастливо - мы в одной школе учились; когда я в Ленинград уехал, она меня шесть лет ждала, хотя к ней сватались.

А каких людей я видел! Соберутся компанией Лавров, Копелян, Кузнецов, Шарко (она же такая была, запросто в компании с мужиками, даже в футбол играла) - и говорят, говорят. Ефим Захарович Копелян - к нему людей как магнитом тянуло, он только в комнату входил, настроение поднималось. С Кириллом Юрьевичем Лавровым мы почти 40 лет дружили, тоже невероятного обаяния был человек: сыграл первую свою роль в «Верьте мне, люди» - его и милиция, и воры в законе полюбили, сыграл «Живые и мертвые» - все военные «его», сыграл Королева - все космонавты обожают.

- А сейчас возможно, чтобы так актера боготворили?

- Может быть. Но не в таком масштабе. Я считаю, что на наше поколение влияли, нас взращивали еще знаменитости царских времен, интеллигенция царских времен. А вот мы уже не могли дать такого воспитания и влияния. Понимаете, среда не та. Вот заговорит Призван-Соколова - и ее слушают. Сейчас кто-нибудь заговорит - разве так будут слушать? Мы не можем уже воспитывать, наше место компьютеры и смартфоны заняли.

- Кто из молодых артистов БДТ вам симпатичен?

- Карина Разумовская, Полина Толстун, Юлия Дейнега, Иван Федорук... Василий Реутов... Ох, всех не назову... Я, конечно, товстоноговский. Но все равно уверен: спектакли БДТ - выдающиеся. Театр сам по себе какой-то очень особенный. Как-то у нас гастролировал Театр Моссовета, один из работников своим коллегам говорил: «Ребята, в этом театре пахнет театром». Для нас, для декорационной части, БДТ - самый удобный театр страны: графиня Апраксина построила его так, что помещение сцены находится на уровне улицы, удобно все разгружать, переносить.

Я на работу собираюсь - бывает, голова побаливает, жена беспокоится: «Дойдешь - позвони». Потом спрашивает: «Почему не позвонил?!». Так я пришел - и все прошло, я и забыл, что позвонить надо.

- Когда ваш рабочий день заканчивается?

- Вот я вам сказал, как мы с утра к спектаклю декорации устанавливаем. А бывает, после вечернего спектакля их убрать надо. Это значит, часов до одиннадцати вечера...

- Сколько ж вы тут часов работаете?!

- Да я тут живу... И я бы хотел пожелать, чтобы в нашем театре всегда пахло театром.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6381) от 15.02.2019.


Материалы рубрики

16 Августа, 05:30
Павел Басинский
09 Августа, 05:30
Виктор Боярский
02 Августа, 05:30
Татьяна Бородина
26 Июля, 05:30
Илья Алексеев

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники

Избавить от ожирения, снизить смертность. В Петербурге займутся проблемами детского здравоохранения
25 Июля 2019

Избавить от ожирения, снизить смертность. В Петербурге займутся проблемами детского здравоохранения

Все больше детей страдают хроническими заболеваниями с рождения.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой
15 Июля 2019

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой

У двух футболистов пока не получается выстроить диалог.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.

Штраф за «голый» смартфон. Как покупателей «раскручивают» в салонах электроники
27 Мая 2019

Штраф за «голый» смартфон. Как покупателей «раскручивают» в салонах электроники

В салонах техники процветает агрессивная политика продаж.

Северо-Запад богат золотом и алмазами: главный геолог России о запасах сырья в стране
23 Мая 2019

Северо-Запад богат золотом и алмазами: главный геолог России о запасах сырья в стране

Геологическая изученность многих территорий оставляет желать лучшего.