Соревновательные сезоны в лыжных гонках и биатлоне подошли к концу

В лыжных гонках и биатлоне в минувшее воскресенье завершились чемпионаты России, а с ними и полноценные соревновательные сезоны. Не обошлось, правда, и без скандала, спровоцированного Еленой Вяльбе и обернувшегося философским спором о роли спортсмена и его задачах.

Соревновательные сезоны в лыжных гонках и биатлоне подошли к концу | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Началось с того, что глава Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе покритиковала новую нашу звездочку Веронику Степанову, которая принесла стране эстафетное золото на Олимпиаде в Пекине. «Звездной болезнью у нас болеет, наверное, только Степанова, — отметила Вяльбе. — Я ее не вижу даже. У меня периодически возникает желание позвонить ей, сказать, что, вместо того чтобы в телевизоре своим лицом торговать, может, лучше начать тренироваться? Все на чемпионате России бегают, а что ты там делаешь, в Москве‑то? А потом думаю — зачем? Она выбрала это. Да, она девочка способная, но она не Наташа Непряева. Из кожи вон лезть не будет, чтобы пахать и тренироваться. Пока ей все легко далось. Посмотрим, я насильно никого тащить не буду. Если они решили таким образом славу снискать, ну пусть».

Сама олимпийская чемпионка на критику отреагировала сдержанно. «Вступать в публичную полемику с руководством я, разумеется, не стану. Вины за собой не чувствую, но критику проанализирую и учту, — обещает Вероника. — А вообще это отличный стимул доказывать правоту выбора на лыжне. Как говорил Иван Алексеевич Бунин, я не червонец, чтобы всем нравиться».

Спортивная общественность на эту размолвку отреагировала довольно бурно, при этом нашлись сторонники как Вяльбе, так и Степановой. Многие переводили разговор на философские рельсы, рассуждая в целом о возможности медийной активности спортсмена. «Это такая же часть работы, как и бегать. Не понимаю спортсменов мирового уровня, которые не говорят на камеру, — рассуждает лидер биатлонной сборной России Кристина Резцова. — Спорт для болельщиков, для людей, и почему я должна закрываться, уходить от вопросов, которые интересуют мою аудиторию? Конечно, должна быть грань, но это часть работы».

По сути, с Кристиной трудно спорить, однако весь вопрос в том, где именно проходит эта самая «грань». О том же говорит и Вяльбе: «Понимаю и приветствую, что после Олимпиады нужно ходить на всякие передачи — мы и так достаточно закрыты. Но всему должна быть мера. Вероника пока ее не знает».

На самом деле своя правда есть у обеих сторон. Степанова — девушка яркая, и ее активность в ­соцсетях и на ТВ работает на только на нее, но и на популярность лыжных гонок в целом. И сама по себе такая активность далеко не всегда мешает спортивным успехам, достаточно посмотреть на пример Криштиану Роналду. Однако хватает и обратных случаев, особенно в женском спорте и если успех приходит слишком рано. Как много юных теннисных звездочек, блеснувших в 18 – 19 лет, так и не превратились в настоящих звезд, разменяв спортивный успех на съемки в рекламных контрактах. В России же нередко тормозом на пути развития становится олимпийское золото — после него уже вроде бы и стремиться не к чему. При этом нужно понимать, что критика со стороны Вяльбе — это не объявление войны. «Мама» российских лыж переживает за каждого своего «птенца» и порой именно из‑за этого неравнодушия не стесняется говорить о них резкие слова. Доставалось и Наталье Непряевой, и даже самому Александру Большунову.

Пока же чемпионат России в Сыктывкаре Степанова пропустила по рекомендации врачей. Абсолютным же триумфатором соревнований стала как раз Непряева, выигравшая все четыре личные гонки (спринт, скиатлон, разделку на 10 км и масс-старт на 30 км), а также командный спринт в паре со Светланой Николаевой. И лишь в эстафете в составе команды Архангельской области ей пришлось довольствоваться бронзой. Но главным эпизодом чемпионата для Натальи стали не эти победы, а Большой хрустальный глобус, который ей именно в Сыктывкаре наконец‑то вручили за победу в общем зачете Кубка мира. «Я чувствую долгожданную радость, наконец‑то Большой хрустальный глобус мой и я могу взять его в руки. Он тяжелый, я даже не думала, что настолько, — призналась Непряева. — Теперь можно выдохнуть. Сил вообще не осталось».

Что ж, в ближайшее время спокойствия у наших ведущих лыжников будет более чем достаточно — и у Непряевой, и у другого предельно уставшего героя Пекина Александра Большунова, который в Сыктывкаре тоже собрал впечатляющий комплект наград (4 золота, серебро и бронза). Теперь оба могут «выдыхать» много раз подряд. Главное только, чтобы это «спокойствие» не растянулось на много лет, а закончилось к следующему лыжному сезону вместе с отстранением россиян. И Большунов, и Непряева только-только достигли расцвета, оба могут собрать множество трофеев, так что продолжение международной изоляции станет для них настоящей спортивной трагедией.

Пока же изменения происходят в тренерском штабе. Уходит много лет работавший в сборной немец Маркус Крамер, его спортсмены разошлись по другим группам — в частности, Юлия Ступак и Артем Мальцев отправились к Юрию Бородавко. Впрочем, такие перемены в любом случае были бы логичны, так как в Пекине группа Бородавко выступила гораздо успешнее подопечных Крамера.

#лыжные гонки #биатлон #зимние виды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «С глобусом под мышкой».


Комментарии