Правда 50 на 50. Минспорта рассмотрит жалобы фристайлистки Таталиной

Если число международных соревнований с участием россиян резко сократилось, то скандалов в нашем спорте меньше не стало. Некоторые из них прямо связаны с политикой, другие косвенно, а третьи не связаны совсем и вызваны исключительно внутренними проблемами. Так, на днях новостное пространство взорвало открытое письмо в Минспорта фристайлистки Анастасии Таталиной.

Правда 50 на 50. Минспорта рассмотрит жалобы фристайлистки Таталиной | Фото Maxim SHIPENKOV/EPA/ТАСС

Фото Maxim SHIPENKOV/EPA/ТАСС

21‑летняя спортсменка специализируется в дисциплинах биг-эйр, в которой она стала в прошлом году чемпионкой мира, и слоуп-стайл — здесь она исполнила сложнейший трюк на Олимпиаде в Пекине, но стала только четвертой, после чего сетовала на предвзятое судейство. Однако сразу после Игр Анастасия обратила внимание совсем на другие проблемы.

К сожалению, у нас получилась рваная подготовка — она была сорвана по разным причинам. Представьте, если бы фигуристы или хоккеисты не выходили на лед два месяца, а потом пытались бороться за медаль на Олимпиаде, — говорила тогда Таталина. — В России нет трасс мирового уровня, где можно было бы выполнять свою программу и полноценно тренироваться. Системы подготовки в принципе нет. Сейчас я в активном поиске спонсоров для полноценной подготовки к соревнованиям, чтобы постоянно прогрессировать. Но в России, к сожалению, есть ограничения на личное спонсорство спортсмена.

В тех февральских словах ничего скандального не было — и на них никто и не обратил внимания. Да и сама Настя, вероятно, не собиралась лезть в бутылку, надеясь найти спонсоров. Но из‑за политических коллизий это стало нереальным, да и прежнее соглашение с одной из крупных западных компаний стало неактуальным. Собственно, и тренировки за границей для российских спортсменов теперь под большим вопросом.

Может быть, поэтому Таталина и решилась на новые откровения в скандальном открытом письме главе Минспорта Олегу Матыцину. Сообщила она, к примеру, о кошмарных условиях на сборах: «Выезжая в Европу, мы с ­сокомандницей спим в одной кровати. При этом неважно, тренировочный сбор это или даже чемпионат мира». Заявила также об «унижении, безответственности, безразличии и обесценивании моих достижений» со стороны руководства федерации и старшего тренера Никиты Васильева.

А главное — обвинила последнего практически в вымогательстве: по словам спортсменки, с нее требовали перечисления в пользу тренеров 50% призовых, полученных на чемпионате мира, поскольку в команде существует подобная негласная договоренность. А когда Таталина отказалась делиться, ей и «объявили бойкот», сорвав предолимпийскую подготовку. Добавила «перчику» мама ­спортсменки Оксана Таталина, заявив практически о домогательствах: «Пошлые шутки, предложения интимного характера со стороны Васильева, особенно в сезоне 2019 года, стали причиной серьезной травмы Анастасии».

Обвинения серьезные, и в Минспорта обещают тщательно их рассмотреть. Между тем в Федерации фристайла России, разумеется, все отрицают. По словам Никиты Васильева, никаких денег с Таталиной не требовали и личному спонсорству не препятствовали, а, напротив, «три года выбивали для нее контракт». При этом тренер покритиковал спортсменку: «Если сказать честно, то после чемпионата мира, где она победила, Настя надела на себя корону и к нам отношение изменила».

Сомневается в обвинениях Таталиной и двукратный бронзовый призер олимпиад в лыжной акробатике Илья Буров:

Никто не требует 50% твоих призовых. Также вся экипировка выдается вовремя. Все хорошо. Таких проблем, о которых говорила Анастасия, никогда не было. И если бы они были, то точно всплыли бы раньше.

Но звучат и противоположные мнения.

Анастасия говорит правду. Я устал видеть, как с нашими лучшими спортсменами обращаются как с мусором. Почти у всех ­спортсменов есть похожие истории, — считает двукратный олимпийский чемпион по сноуборду Вик Уайлд.

На чьей же стороне правда? Скорее всего, как и с призовыми — 50 на 50. Очень может быть, что молодая спортсменка после первых больших побед действительно начала требовать большего, чем положено остальным (в чем, кстати, есть своя справедливость). Вполне вероятно и то, что в своем открытом письме она немного сгустила краски — отчасти из‑за личных обид, а отчасти ради того, чтобы привлечь к ситуации максимальное внимание.

Однако наверняка многое из написанного ею действительно имеет место быть, тем более что соответствующие факты легко проверить. С инфраструктурой и условиями подготовки в биг-эйре и слоупстайле все действительно печально, что подтверждают и результаты: никто из россиян, кроме Таталиной, успехов в этих дисциплинах достичь не сумел. Информация об отчислениях с призовых, очевидно, требует расследования — например, необходимо изучить, происходили ли подобные переводы со стороны других спортсменов. Правоохранительные органы вполне могут это сделать, тем более что речь идет о вымогательстве,  то есть уголовном преступлении.

Что до отношения со стороны тренеров и функционеров, то здесь я бы доверял мнению ­Уайлда. Если «обращаются как с мусором» даже с самым титулованным российским «экстремальщиком», то что говорить об остальных? Просто сами тренеры, функционеры и даже спортсмены такое отношение считают нормальным и общепринятым, а русскому американцу даже после десяти прожитых в нашей стране лет это кажется диким. Как и некоторым молодым россиянам.

Касается эта проблема только фристайла и сноуборда или можно говорить о российском спорте вообще? Здесь нет однозначного ответа, тем более что очень многое зависит от положения дел в каждом отдельном виде. Показательно, например, мнение другой юной и яркой спортсменки олимпийской чемпионки по лыжным гонкам Вероники Степановой, которая недавно сама стала героиней скандала.

«Ничего подобного у нас в лыжных гонках нет. Ничего кроме уважения и поддержки я никогда не испытывала ни в юниорской, ни во взрослой лыжных сборных. Моя «повышенная любовь к медийности» и критика, которой я публично подверглась, — отдельная история, но с атмосферой в команде это никак не связано», — пишет Вероника в соцсетях.

Действительно, между этими историями есть две большие разницы. Глава Федерации лыжных гонок Елена Вяльбе, как мама, заботится о каждом спортсмене, а критика с ее стороны вызвана прежде всего тревогой о дальнейшей карьере Степановой. Отсюда и столь впечатляющие успехи российских лыжников. А во фристайле, как и во многих других видах, «безответственность и безразличие» наверняка имеют место быть.


#фристайл #зимние виды #скандал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7150) от 14.04.2022 под заголовком «Правда 50 на 50».


Комментарии