Пузырь агломерации

Тренд, как теперь говорят, на раздувание двух главных агломераций России - петербургской и московской - продлится еще не одно десятилетие. По-видимому, обе столицы перестанут надуваться как пузыри при одном лишь условии: в стране уже не останется граждан, которые имеют материальную возможность переехать в Петербург или Москву.

Пузырь агломерации | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Тучные середнячки

Сам по себе этот факт печален: пока чиновники с высоких трибун призывают к развитию необъятной России, особенно Дальнего Востока, платежеспособное население при первой возможности переезжает в столицы. То есть в регионах нет и в скором времени вряд ли появится достойный современного человека уровень жизни. Впрочем, этот вопрос, как мы уже не раз писали, относится к федеральной повестке, и Петербург вместе с Ленинградской областью лишь пожинают внутренние миграционные плоды.

Отчасти ответ на поднятый в нашем материале вопрос попытались дать эксперты, обсудившие концепцию Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019 - 2043 годы и совместное градостроительное развитие мегаполиса и Ленинградской области. Для этого в Законодательном собрании северной столицы прошла конференция с участием депутатов, представителей городской и областной администраций, экономистов, урбанистов и архитекторов.

Директор научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей привел такие данные: 87% населения петербургской агломерации - горожане, но на сам Петербург приходится лишь 16% ее площади. При этом, по оценке эксперта, к 2048 году в городе будут жить уже 6,4 млн чел. Добавим сюда 2 - 3 миллиона обитателей Ленобласти и получим 9 - 10 млн человек.

Солидно, однако на общемировом уровне мы останемся середнячками. При этом союз города и области обойдет по численности населения все соседние по Балтике и Северной Европе страны - даже Швецию. Которой, как известно, в XVII веке принадлежали не только невские земли, но и вся Балтия.

Тупик на границе

Однако речь сегодня не об этом. Рост петербургской агломерации, образно говоря, уперся в инфраструктурный тупик. Городу и области не хватает автомобильных дорог, мостов, развязок. Ситуация с развитием социальной инфраструктуры еще плачевнее: школы, детсады и поликлиники в должном количестве региональные и местные (в Ленобласти) власти обеспечить не могут. Просто потому, что денег нет. Попытка вменить возведение социальных объектов застройщикам дала определенный эффект, но не решила проблемы в целом.

Динамичному развитию агломерации мешает и административная разобщенность. При советской власти был единый генплан Ленинграда и области. Сегодня границы субъектов Федерации проходят по улицам густо заселенных территорий в Колпине, Горелове, ряде мест Невского района. На одной улице стоят похожие дома, но юридически между ними пролегает нерушимая граница регионов. И, соответственно, разные правила игры для бизнеса и застройщиков.

«Мы неразрывно связаны с областью: ежесуточная миграция трудовых ресурсов, зеленый пояс», - добавил председатель петербургского комитета по градостроительству и архитектуре главный архитектор нашего города Владимир Григорьев.

По его мнению, на границе города и области назрели очаги градостроительной напряженности: Кудрово, Мурино и Девяткино. Представители области парировали: горожане виновны в росте мусорных полигонов и незаконных свалок, а садоводы увеличивают социальную нагрузку в районах Ленобласти, требуя медицинского обслуживания и т. п.

Григорьев считает одной из главных предпосылок гармоничного роста агломерации поддержку общественного транспорта и согласование трассировки улиц Петербурга и его областных городов-спутников.

Взвесим прибавку

Зампред комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Виктория Кузнецова заметила, что в 58 городских и сельских поселениях области, входящих в зону интенсивной урбанизации (то есть в петербургскую агломерацию), проживают 44% населения 47-го региона.

Прогнозируется, что к 2030 году численность населения этой территории достигнет 1,5 млн человек (плюс 300 тыс. от сегодняшнего уровня). Это самый реальный прогноз, хотя Виктория Кузнецова сообщила, что есть и более смелый - прибавка составит аж 800 тысяч человек.

К 2050 году - с учетом долгосрочных градостроительных планов поселений области - численность жителей областной зоны урбанизации увеличится до 2,4 млн человек. Для обеспечения проживающих только образовательной инфраструктурой потребуется выделить 145 тысяч мест в детских садах и 210 тысяч мест в школах.

«Агломерация должна развиваться сбалансированно. Ленинградская область не может и не должна превратиться в «спальный» район Петербурга. Здесь также необходимо создавать рабочие места: причем не только промышленные предприятия, но и объекты логистики, торговли, бизнес-центры, технопарки», - вполне резонно заявила Виктория Кузнецова.

Зампред комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти Владимир Демин добавил, что ближайшие направления для совместной работы - это транспортный обход Петербурга с запада (в рамках международного коридора «Север — Юг»), вынос сортировочных железнодорожных станций в область, размещение тех же мусорных полигонов. Все точно, но явно не соответствует текущей финансовой ситуации ни в стране, ни в обоих регионах. Читай: денег на всю эту «красоту» придется просить у федералов, у которых будет один ответ: «Вы держитесь!».

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин посвятил выступление необходимости сохранить в новом генплане промышленную специализацию города на Неве.

По его словам, по предприятиям Петербурга было два удара: в начале девяностых (крах советской экономики) и в начале нынешнего века. Речь идет о натиске девелоперов, скупавших заводы для использования их территорий под жилищное строительство.

Но сейчас вектор поменялся не только в России, но и во всем мире. «Даже Лондон не может быть больше только финансовым центром, а возвращает к себе производства», - сказал Мейксин.

У нас слабо развита сеть общественного транспорта, которая теоретически должна помочь любому жителю агломерации быстро доезжать до любой ее точки. Однако сегодня это читается как фантастика. В итоге перевод предприятий в пригороды для их модернизации стал не благой вестью для сотрудников, а поводом искать другую работу: ездить каждый день с Выборгской стороны в Колпино - удовольствие не из приятных.


#агломерация #застройка

Комментарии