Пузырь агломерации

Тренд, как теперь говорят, на раздувание двух главных агломераций России - петербургской и московской - продлится еще не одно десятилетие. По-видимому, обе столицы перестанут надуваться как пузыри при одном лишь условии: в стране уже не останется граждан, которые имеют материальную возможность переехать в Петербург или Москву.

Пузырь агломерации | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Тучные середнячки

Сам по себе этот факт печален: пока чиновники с высоких трибун призывают к развитию необъятной России, особенно Дальнего Востока, платежеспособное население при первой возможности переезжает в столицы. То есть в регионах нет и в скором времени вряд ли появится достойный современного человека уровень жизни. Впрочем, этот вопрос, как мы уже не раз писали, относится к федеральной повестке, и Петербург вместе с Ленинградской областью лишь пожинают внутренние миграционные плоды.

Отчасти ответ на поднятый в нашем материале вопрос попытались дать эксперты, обсудившие концепцию Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019 - 2043 годы и совместное градостроительное развитие мегаполиса и Ленинградской области. Для этого в Законодательном собрании северной столицы прошла конференция с участием депутатов, представителей городской и областной администраций, экономистов, урбанистов и архитекторов.

Директор научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей привел такие данные: 87% населения петербургской агломерации - горожане, но на сам Петербург приходится лишь 16% ее площади. При этом, по оценке эксперта, к 2048 году в городе будут жить уже 6,4 млн чел. Добавим сюда 2 - 3 миллиона обитателей Ленобласти и получим 9 - 10 млн человек.

Солидно, однако на общемировом уровне мы останемся середнячками. При этом союз города и области обойдет по численности населения все соседние по Балтике и Северной Европе страны - даже Швецию. Которой, как известно, в XVII веке принадлежали не только невские земли, но и вся Балтия.

Тупик на границе

Однако речь сегодня не об этом. Рост петербургской агломерации, образно говоря, уперся в инфраструктурный тупик. Городу и области не хватает автомобильных дорог, мостов, развязок. Ситуация с развитием социальной инфраструктуры еще плачевнее: школы, детсады и поликлиники в должном количестве региональные и местные (в Ленобласти) власти обеспечить не могут. Просто потому, что денег нет. Попытка вменить возведение социальных объектов застройщикам дала определенный эффект, но не решила проблемы в целом.

Динамичному развитию агломерации мешает и административная разобщенность. При советской власти был единый генплан Ленинграда и области. Сегодня границы субъектов Федерации проходят по улицам густо заселенных территорий в Колпине, Горелове, ряде мест Невского района. На одной улице стоят похожие дома, но юридически между ними пролегает нерушимая граница регионов. И, соответственно, разные правила игры для бизнеса и застройщиков.

«Мы неразрывно связаны с областью: ежесуточная миграция трудовых ресурсов, зеленый пояс», - добавил председатель петербургского комитета по градостроительству и архитектуре главный архитектор нашего города Владимир Григорьев.

По его мнению, на границе города и области назрели очаги градостроительной напряженности: Кудрово, Мурино и Девяткино. Представители области парировали: горожане виновны в росте мусорных полигонов и незаконных свалок, а садоводы увеличивают социальную нагрузку в районах Ленобласти, требуя медицинского обслуживания и т. п.

Григорьев считает одной из главных предпосылок гармоничного роста агломерации поддержку общественного транспорта и согласование трассировки улиц Петербурга и его областных городов-спутников.

Взвесим прибавку

Зампред комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Виктория Кузнецова заметила, что в 58 городских и сельских поселениях области, входящих в зону интенсивной урбанизации (то есть в петербургскую агломерацию), проживают 44% населения 47-го региона.

Прогнозируется, что к 2030 году численность населения этой территории достигнет 1,5 млн человек (плюс 300 тыс. от сегодняшнего уровня). Это самый реальный прогноз, хотя Виктория Кузнецова сообщила, что есть и более смелый - прибавка составит аж 800 тысяч человек.

К 2050 году - с учетом долгосрочных градостроительных планов поселений области - численность жителей областной зоны урбанизации увеличится до 2,4 млн человек. Для обеспечения проживающих только образовательной инфраструктурой потребуется выделить 145 тысяч мест в детских садах и 210 тысяч мест в школах.

«Агломерация должна развиваться сбалансированно. Ленинградская область не может и не должна превратиться в «спальный» район Петербурга. Здесь также необходимо создавать рабочие места: причем не только промышленные предприятия, но и объекты логистики, торговли, бизнес-центры, технопарки», - вполне резонно заявила Виктория Кузнецова.

Зампред комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти Владимир Демин добавил, что ближайшие направления для совместной работы - это транспортный обход Петербурга с запада (в рамках международного коридора «Север — Юг»), вынос сортировочных железнодорожных станций в область, размещение тех же мусорных полигонов. Все точно, но явно не соответствует текущей финансовой ситуации ни в стране, ни в обоих регионах. Читай: денег на всю эту «красоту» придется просить у федералов, у которых будет один ответ: «Вы держитесь!».

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин посвятил выступление необходимости сохранить в новом генплане промышленную специализацию города на Неве.

По его словам, по предприятиям Петербурга было два удара: в начале девяностых (крах советской экономики) и в начале нынешнего века. Речь идет о натиске девелоперов, скупавших заводы для использования их территорий под жилищное строительство.

Но сейчас вектор поменялся не только в России, но и во всем мире. «Даже Лондон не может быть больше только финансовым центром, а возвращает к себе производства», - сказал Мейксин.

У нас слабо развита сеть общественного транспорта, которая теоретически должна помочь любому жителю агломерации быстро доезжать до любой ее точки. Однако сегодня это читается как фантастика. В итоге перевод предприятий в пригороды для их модернизации стал не благой вестью для сотрудников, а поводом искать другую работу: ездить каждый день с Выборгской стороны в Колпино - удовольствие не из приятных.


#агломерация #застройка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...