И Рерих руку приложил

В буддийском храме (дацане) на Приморском проспекте, 91, завершен первый этап реставрации интерьеров. В него входили усиление перекрытий на третьем этаже, возвращение первоначального облика витражам в световом фонаре и в ограждении молитвенного зала. Работы выполняются по долгосрочной программе КГИОП и стали примером сотрудничества религиозной организации и ведомства, охраняющего культурное наследие.

 И Рерих руку приложил | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Реставрация дацана началась в 2010 году с кровли здания, за ней последовали несущие конструкции, а также ограда, портики, балконы и фасады, вернувшие памятнику первоначальный облик. В 2010 - 2015 гг. из бюджета Петербурга было выделено около 425 млн рублей.

Сейчас с Приморского проспекта хорошо видны украшающие портик южного фасада золоченое восьмигранное колесо Учения - буддийский символ стремления к совершенству со стоящими рядом медными фигурами ланей. По легенде, они первыми пришли на проповедь Будды.

Интересна история строительства дацана. Участок в Старой Деревне на берегу Большой Невки был приобретен ламой Агваном Доржиевым в 1909 году. Тогда это была тихая дачная местность, удобная для сосредоточенной молитвы. Сейчас рядом круглые сутки шумит Приморский проспект, но за мощными стенами, предусмотрительно придуманными петербургскими архитекторами, машин не слышно.

Автором проекта дацана стал студент Института гражданских инженеров Николай Березовский, который изучал буддийские монастыри в Восточном Туркестане. В работе над проектом принял участие Гавриил Барановский, известный мастер петербургского модерна, автор здания Елиссевского магазина на Невском проспекте. Часто именно его считают создателем проекта дацана, забывая о другом архитекторе.

Дуэт создал замечательный проект, сочетающий три направления. Петербургский дацан напоминает одновременно тибетский четырехугольный буддийский храм - «дукан», бурятские храмы с четырехколонными портиками и высокой лестницей, а также использует приемы европейского модерна: большие окна, облицовку фасадов гранитом, устройство вестибюля и подвальных помещений.

Эскизы витражей (они тоже были данью модерну) создал Николай Рерих. Строительство было завершено в 1915 году.

Бурный ХХ век пощадил замечательный памятник. Службы в дацане продолжались и после революции - вплоть до начала большого террора в 1937 году.

Во время войны там размещалась радиостанция, которая позже использовалась как «глушилка». В 1960 году здание передали Академии наук под Институт востоковедения. Но быстро выяснилось, что в нем невозможно хранить древние рукописи, и помещения отдали Зоологическому институту. Известно, что там находилось тяжелое оборудование, поэтому при недавней реставрации и потребовалось заменить бетонные перекрытия на третьем этаже.

Службы в дацане возобновились в 1990 году. Многолетняя реставрация ведется так, чтобы не нарушать размеренную жизнь монастыря. Перед Новым годом завершены работы на третьем этаже - по витражам, библиотеке и десяти монашеским кельям. Их провела компания «Возрождение Петербурга» по проекту, разработанному институтом «Ленпроектреставрация».

Много усилий потребовали витражи - в мастерских несколько месяцев отливали из цветного стекла недостающие фрагменты и монтировали их в фонаре и ограждении. Мы спросили настоятеля Буду Бадмаева, что означают две рыбы на одном из витражей. Он пояснил: «Это карпы, в тибетской традиции они обозначают постоянство движения всего, бесконечности жизни и поиска знания».

В 2016 году городской бюджет выделил на работы в дацане 33,5 млн рублей. Запланирована реставрация западного и восточного нефов молельного зала. По словам председателя КГИОП Сергея Макарова, по программе комитета на это выделяется 57 млн рублей.

Как сообщила нашей газете Светлана Наливкина, начальник отдела КГИОП, сохранились проектные чертежи, но в ходе строительства были отклонения от первоначальных замыслов, потому сегодня очень важны натурные обследования. Например, в вестибюле сделаны расчистки, показавшие 7 слоев краски, а пигментов и того больше - 14.

При реставрации западного и восточного нефов будут заменены двери, очищены фризы на стенах, позолочены деревянные и гипсовые карнизы. Сами стены выкрасят в сложное сочетание - «сепия с английской красной разбеленной». Люстры из «хрусталя» в стиле советских домов культуры пока решено оставить. Хотя в традиционных буддийских храмах единственным источником освещения является световой фонарь на крыше.

После боковых нефов планируются работы по реставрации центрального пространства молельного зала. Но это уже в 2018-м.


#реставрация #дацан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (5875) от 25.01.2017.


Комментарии