Все идет по плану? Что происходит с системой ГО в России
Старая, проверенная веками истина «хочешь мира - готовься к войне», увы, до сих пор своей актуальности не потеряла. Окружающий нас мир далеко не дружелюбен, наполнен угрозами, в том числе и военными. Наши армия и флот, как нас уверяют, к ним готовы. А остальное население? В стране еще с советских времен существует система гражданской обороны, которая в любой чрезвычайной ситуации должна работать как часы.
В 1969 году, когда была сделана эта фотография, к учениям по гражданской обороне относились гораздо серьезнее, чем сейчас. Фото Людмилы Пахомовой / ТАСС
О том, в каком состоянии она находится сегодня, обозреватель нашей газеты Михаил Рутман попросил рассказать доктора военных наук, ведущего военного инспектора Западного военного округа Анатолия Зайцева.
- Думаю, Анатолий Иннокентьевич, никого не надо убеждать в очевидном - воевать мы ни с кем не собираемся. Хотя, увы, полностью исключить такую возможность нельзя. Однако сценарий вероятной войны сегодня совсем не тот, что был в прошлом веке. Средства массового поражения в секунды могут уничтожить все живое. А раз так, о какой гражданской обороне можно вести речь?
- Да, оружие массового поражения у ведущих стран сегодня имеется и поддерживается в боевой готовности. Но это в значительной степени орудие сдерживания, и реальное применение его маловероятно. Война на полное уничтожение никому не нужна. Но удары, схожие по своим последствиям, могут быть нанесены и с помощью обычных вооружений. Причем угроза исходит не только от наших так называемых потенциальных врагов, но и от международного терроризма, способного на любые, самые чудовищные, акции.
Нельзя исключить, к примеру, искусственно созданные техногенные катастрофы - скажем, взрывы АЭС с последующим радиационным заражением местности, разливы больших объемов нефтепродуктов и утечки газа из поврежденных газопроводов.
Поэтому необходимо то, что у военных называется поддержанием мобилизационной готовности во всех сферах деятельности государства. Законодательно эта готовность поддержана. Действуют федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Но, как говорится, гладко только на бумаге. Специалисты понимают, что гражданская оборона сегодня является самым слабым звеном военной организации нашего государства. Существовавшая в СССР система распалась. Соответственно, оказались утрачены все ее составляющие: подготовка населения, ресурсное и медицинское обеспечение, обучение кадров, система транспорта и специальная логистика, поддержание в исправном состоянии соответствующих сооружений и т. п.
В последние годы, например, произошло моральное и техническое старение объектов Госрезерва, где сосредоточен запас материальных ресурсов для обеспечения мобилизационных нужд, а также гражданского населения в условиях военного времени. Номенклатура закладываемых средств жизнеобеспечения изменилась, и отнюдь не в лучшую сторону. В первую очередь это касается продуктов питания - часть мясных консервов заменена крупами.
Нет никакой ясности и по поводу убежищ, предназначенных для длительного пребывания людей. В больших городах это, конечно, метро. Но, как можно догадываться, на всех там места не хватит. В советское время была подготовлена и постоянно поддерживалась в «боевой» готовности целая сеть подземных сооружений. Сохранились ли они сейчас? И если сохранились, то в каком состоянии пребывают? Мы знаем лишь, что где-то есть хорошо защищенные командные пункты, но что касается объектов, предназначенных для спасения населения...
- А может быть, это просто большая военная тайна?
- Это не должно быть тайной! Когда случится беда, будет уже поздно объяснять людям, куда они должны бежать. Неизбежно произойдет паника, а она, как мы знаем, всегда чревата большими жертвами. Законодатель, казалось бы, сделал все, чтобы этого избежать. В соответствии со ст. 2 закона № 171-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач государства является обучение населения действиям в условиях различных видов и уровней опасности. Но спросите у своих друзей, соседей и родственников; в конце концов, спросите у первого встречного: когда и где их этому обучали? Ответ будет один: «Никогда и нигде!».
Столь явное отступление от закона объясняется просто: хотя он и установил необходимость проведения учений и тренировок по ГО, но количество и периодичность этих мероприятий не определил. Их можно проводить ежедневно или ежемесячно, а можно один раз в столетие. Нет ясного целеполагания учений и тренировок, ни в одном нормативном акте или документе более низкого уровня не определен перечень навыков и умений, обязательных к усвоению обучаемыми.
К сожалению, мало что дает и школьный курс ОБЖ. Я преподаю в вузе, постоянно общаюсь со студентами и могу достаточно адекватно оценить его эффективность. С точки зрения знаний и навыков гражданской обороны он практически нулевой.
- Признаюсь честно, в последний раз противогаз я держал в руках лет тридцать назад...
- Вот-вот... А закон требует, чтобы, в соответствии с мобилизационными планами, каждый гражданин России, от новорожденного до долгожителя, был обеспечен противогазом, другими средствами защиты, а в некоторых случаях и средствами специальной обработки. Нет нужды разъяснять, что все это может понадобиться не только в случае военных действий, но и в случае ЧП на опасных промышленных объектах, например, химических производствах и АЭС.
Но подойдите, например, к любой детской поликлинике и спросите у молодых мамочек, где и кто обеспечил их детей противогазами, кто, когда и где объяснил, как обращаться с ними. В лучшем случае вам ответят: «Нигде, никто, никогда!». В худшем - испуганно шарахнутся в сторону или пошлют вас полечиться у психиатра.
А в советское время - правда, не по всей стране, а в особых районах - были специальные склады, на которых хранились противогазы для населения, в том числе и для младенцев.
Вызывает большие сомнения и готовность к ЧП нашей медицины. В последние годы проведена большая работа по «оптимизации» здравоохранения. Сокращены медицинские, фельдшерско-акушерские пункты, закрыто множество поликлиник и небольших больниц. Согласно официальным данным Росстата, число больничных организаций в России с 2000-го по 2015 год сократилось в два раза - с 10,7 до 5,4 тысячи.
И процесс продолжается! По оценкам экспертов, к концу 2018-го по сравнению с 1 января 2014-го больниц станет меньше на 11,2%, а поликлиник - на 7,2%. Причем количество доступных населению больничных коек уже упало на треть, а в сельской местности - на 40%.
Не будем здесь обсуждать, как эти меры отразились на гражданах нашей страны в мирное время. Но знали ли инициаторы этих, с позволения сказать, реформ и оптимизаций, что «малая медицина» в особый период является базой для развертывания медицинских учреждений более высокого уровня, вплоть до военных госпиталей?
А если, не дай бог, завтра война? Биологическая! Но способна ли существующая структура «оптимизированного» здравоохранения обеспечить проведение полноценной и своевременной вакцинации, специальной обработки? Кто и как будет устанавливать и поддерживать карантинный режим в зонах распространения эпидемий? Для этого необходимо по мобилизационному плану формировать специальные отряды и заранее вести их подготовку, включая закладку и поддержание необходимых материальных ресурсов.
К сожалению, не готовы мы сегодня и к борьбе со множеством локальных пожаров, которые могут быть следствием как крупных техногенных катастроф, так и сознательных поджогов. В советское время существовала система добровольных пожарных дружин. Я хорошо это помню по своему детству - в нашей деревне на видном месте висел пожарный щит со всеми необходимыми инструментами, каждый из которых был закреплен за конкретным человеком. И все знали, по какому сигналу и куда прибыть в случае возгорания. Сколько ни езжу по России, уже много лет ничего этого не вижу.
- Вероятно, все сегодня надеются на МЧС?
- Напомню, что его полное наименование - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. ГО - на первом месте! Однако в самом МЧС приоритеты явно выстроены по-другому. Об этом, в частности, свидетельствует «Научно-методический труд по планированию и ведению гражданской обороны», изданный этим министерством и с большим, мягко говоря, недоумением встреченный не только военными специалистами, но и гражданской общественностью.
Не поленюсь процитировать: «Необходимо разрабатывать и внедрять планы эвакуации населения лишь из зон воздействия вторичных поражающих факторов - радиоактивных и химических заражений, катастрофических затоплений, пожаров. При этом массовая эвакуация граждан является устаревшей практикой».
Выходит, эти планы до сих пор не разработаны! Бессмысленно обсуждать назревшие проблемы гражданской обороны с авторами указанного труда, потому что, по их сценариям, население страны, на мой взгляд, остается практически беззащитным при любом развитии военных событий.
- У вас есть конкретные предложения по исправлению ситуации?
- Конечно, есть. В первую очередь необходимо создать дееспособный орган исполнительной власти, ведающий гражданской обороной. Он должен иметь в своем составе как минимум оперативное управление, научно-исследовательский (научно-методический) центр, центр планирования операций, обособленную структуру материально-технического обеспечения и управления ресурсами, а также подразделения по разработке федеральных программ и организации обучения.
На МЧС в этом плане надеяться не стоит. Поддержание общегосударственной системы обеспечения безопасности, пронизывающей всю вертикаль власти и доходящей до каждого конкретного человека, явно за пределами возможностей данного министерства.
Более того, по моему глубокому убеждению, гражданская оборона должна быть выведена из структуры МЧС и возвращена в Министерство обороны, где она и была в советские времена. Там имелись полноценные хорошо обученные армейские формирования, которыми командовал специальный замминистра по гражданской обороне. Были четкие планы совместных действий с остальными подразделениями Вооруженных сил в случае войны.
Заметьте, и сейчас армию часто привлекают к работе в зоне чрезвычайных ситуаций - наводнений, техногенных катастроф, крупных лесных пожаров. Но происходит это стихийно - единого плана взаимодействия с МЧС нет. В военной обстановке такая несогласованность может стоить жизней тысяч людей!
Материал был опубликован в газете под № 074 (6183) от 25.04.2018 под заголовком «Россия без противогаза».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6183) от 25.04.2018.
Комментарии